Опубликовано: 6.05.2024
В статье рассказали, что такое коммерческое предложение (КП) и каким оно бывает. Разобрались, как составить документ, и прикрепили примеры горячего и холодного КП, чтобы Вам было проще сориентироваться.
Что такое коммерческое предложение (КП)
Коммерческое предложение (КП) — это документ или письмо с информацией о компании и продуктах. КП отправляют, чтобы предложить кому-то свои услуги или рассказать покупателям о новом продукте.
КП можно разделить на два класса в зависимости от его получателя:
- Для бизнеса или B2B. Оптовый поставщик рассылает письма магазинам розницы, крупный застройщик — мелким подрядчикам, агентство недвижимости — девелоперам. Вариантом много, суть одна: один бизнес взаимодействует с другим.
- Для потребителя или B2C. Маркетплейс рассылает коммерческие предложения покупателям, строительная компания — частникам, которые планируют ремонт квартиры. Общее у этих примеров одно: бизнес взаимодействует с частными лицами.
Когда нужно коммерческое предложение
Коммерческое предложение знакомит потенциального потребителя с услугами компании и показывает выгоду возможного сотрудничества.
Обычно документ рассылают, когда нужно:
- наладить первый контакт;
- рассказать подробности о товаре или услуге;
- предупредить об изменениях в прайсе;
- сообщить о появлении новой номенклатуры товаров;
- проинформировать о новых товарах и услугах.
Документ помогает работать с клиентами и бизнесами более точечно и увеличивает их лояльность:
- Клиенты чаще покупают товары и заказывают услуги.
- Подрядчики видят в Вас надёжного партнёра, к которому можно обратиться.
Чтобы коммерческое работало эффективно, важно понимать, что предложения бывают разными: холодными и горячими.
Виды коммерческих предложений
→ Горячие КП. Подходят для точечной работы, когда человек уже заинтересовался услугами и готов начать обсуждение. Например, когда клиент уже покупал Ваши товары, интересовался прайсом или просил прислать коммерческое на почту.
Обычно такие документ расписывают максимально подробно и адресно. Прописывают условия, на которых стороны будут работать: стоимость товара или услуги, условия доставки и способы оплаты.
У горячих КП, как правило, высокая конверсия, так как их высылают заинтересованным клиентам. Они уже готовы купить, осталось только разобраться в важных подробностях.
→ Холодные КП. Такие коммерческие должны пробудить интерес клиента и завязать с ним диалог. Документ отправляют по базе потенциальных клиентов или выкладывают на сайт. Если кого-то предложение заинтересует, он оставит заявку на горячее КП или сразу оформить заказ, если нет — пройдёт мимо.
Конверсия таких документов ниже — многие отправляют неизвестные сообщения в спам.
Как составить КП
Хорошее коммерческое подстраивается под особенности аудитории, товара и ниши бизнеса. Но есть общие моменты, которые учитывают в любом предложении.
✅ Броский заголовок. Заголовок должен привлекать внимание аудитории, указывать на проблему и показывать ее решение. Не нужно делать кликбейты и обманывать получателя — ложь раскроется, и Вы потеряете клиента и репутацию.
✅ Краткое введение. Во введении нужно кратко представиться: рассказать, кто Вы такой и чем можете быть полезны. Рекомендуем составлять документ из позиции «что получит клиент от сотрудничества», так Ваше предложение будет более убедительным.
✅ Сильный оффер. Нужно показать, как продукт или услуга закроют потребность клиента. Возможно, у Вас есть уникальное торговое предложение: низкие цены, скидки или подарок от суммы заказа.
✅ Подробная основная часть. В основной части можно расписать подробности о продуктах и услугах: технические характеристики, стоимость, способы доставки и варианты оплаты.
✅ Контактные данные. Если человека заинтересует коммерческое, он захочет связаться с компанией: позвонить или ответить письмом на почту. В конце письма оставьте контакты и укажите время, в которое удобно будет связаться.
Мы дали общую формулу коммерческого предложения. Дальше отдельно рассмотрим, как составить горячее и холодное КП.
Как составить горячее КП
Выше мы говорили, что горячее коммерческое нужно составлять адресно, с учётом потребностей конкретного клиента. Можно обратиться по имени, если Вы знакомы.
В горячем КП нужно поработать с возражениями и объяснить, почему Вы выполните обязательства и Вам можно доверять:
✅ Приложите кейсы с результатами Ваших клиентов, покажите, что Ваш продукт работает.
✅ Расскажите, что к Вам обращались известные компании, и Вы помогли им решить похожую задачу.
✅ Прикрепите отзывы клиентов, результаты до и после.
В конце добавьте призыв к действию и назначьте дату следующего взаимодействия — когда можно назначить повторную встречу, подписать договор или внести предоплату.
Как составить холодное КП
Чтобы не рассылать холодные КП впустую, нужно выяснить, кому будет интересно сообщение: продумать портрет целевой аудитории (ЦА) и ответить на популярные вопросы аудитории.
Представим ситуацию: в городе появляется новая служба такси. Предприниматели хотят возить корпоративных сотрудников и обычных пассажиров, готовят два коммерческих: для бизнеса (B2B) и для клиентов (B2C).
В коммерческом для бизнеса нужно найти возражение, которое может возникнуть, и подобрать к нему ответ, который его закроет.
Клиентов интересуют немного другие вещи. В коммерческом нужно учесть боли пассажиров такси и предложить самое лучшее решение.
Главное в холодном и горячем КП — выяснить, что нужно клиенту или партнёру, и закрыть эту потребность лучше всех.
Что делать после отправки коммерческого предложения
После отправки коммерческого остаётся ждать обратной связи. Если человек не ответил через два-три рабочих дня, напомните о себе звонком или повторным письмом на почту.
Не нужно навязываться, если клиент или партнёр не готов сотрудничать. Уточните, что не устроило в Вашем предложении, и проанализируйте ответы. В конце поблагодарите человека за уделённое время и предложите оставаться на связи — вдруг что-то изменится.
Скачать пример коммерческого предложения
Мы подготовили примеры горячего и холодного КП, чтобы Вам было проще составить своё предложение.
Вы можете сделать копии документов и адаптировать их под свой бизнес.