Опубликовано: 17.03.2024
Чтобы продавать товары на маркетплейсах, понадобится отказное письмо. Его составляют на продукцию, которую не нужно сертифицировать и декларировать.
В статье разберёмся, для какой продукции нужен документ, где его получить и кто оформляет.
Что такое отказное письмо
Это такой документ, который устанавливает, что на продукцию не нужны сертификаты и декларация качества. Требование касается любого товара: отечественного и зарубежного.
Бумагу предоставляют продавцы по требованию маркетплейсов, таможенных органов или клиентов магазина.
Кто может оформлять отказные письма
Документ могут оформить на ИП, юрлицо и самозанятого. С самозанятыми есть нюанс — с юридической точки зрения оформлять на него отказное письмо не совсем корректно. Однако сделать это можно, просто в документе укажут реквизиты получателя, без ОГРНИП. Других особенностей нет.
Для каких товаров нужны отказные письма
Для начала разберёмся, какими документами регламентируют безопасность товара:
- сертификат соответствия;
- декларация соответствия;
- отказное письмо.
Определить, какой из документов нужен для Вашей продукции, можно самостоятельно или через центр сертификации.
Первый способ: искать самостоятельно. Придётся изучить документы: регламенты Таможенного союза и перечни Росстандарта.
В регламентах Таможенного союза нужно найти раздел «Оценка соответствия».
Например, чтобы подтвердить соответствие парфюмерно-косметической продукции, нужна декларация соответствия.
Если Вашего товара в регламенте нет, проверьте перечни Росстандарта:
Например, для посуды из фарфора нужна декларация по форме ГОСТ 28390-89.
Если Вашего товара нет ни в одном документе, нужно предоставить отказное письмо.
Второй способ: спросить в сертификационном центре. Если сомневаетесь, нужны подтверждающие документы на товар или нет, а может, просто не хотите разбираться во всём самостоятельно, обратитесь в центр сертификации. Вам подскажут, какая бумага подходит для Вашего случая.
Спрашивайте в трёх-четырёх организациях, чтобы проверить информацию сразу в нескольких источниках.
Где получить отказное письмо и сколько это стоит
Если товар собственного производства — оформляйте через центр сертификации (ЦС). Если закупаете товар у поставщика — он и должен предоставить документ.
Чтобы выбрать центр сертификации, сравните цены, условия и отзывы нескольких учреждений, и выберите самое подходящее.
Не забудьте проверить аккредитацию учреждения — право на выдачу документа.
Алгоритм проверки такой:
Найти на сайте центра его реестровый номер в формате RA.RU.12АB34.
Указать номер на сайте Федеральной службы аккредитации.
Получить ответ на запрос. Обратите внимание на графу «Статус» и «Тип аккредитованного лица»:
Документ оформляют пару дней, услуга в среднем стоит 3500 рублей:
В отказном письме можно указать неограниченное число наименований продукции.
Если центр выставляет какие-то ограничения — обходите его стороной.
Что нужно для оформления отказного письма
Нужно собрать пакет документов и направить специалисту центра удобным способом: лично или доставкой.
В перечень документов входят:
- Заявление. Форму заявления высылает сертификационный центр.
- Характеристики товара. Те, которые Вы будете указывать на сайте или на маркетплейсе.
- Идентификационные коды продукта: ТН ВЭД и ОКПД 2.
Код ТН ВЭД можно найти через Единую информационную систему в сфере закупок по названию товара:
Код ОКПД 2 можно найти через сайт ЕИС Закупки. Алгоритм такой:
✅ Найти на главной странице раздел «Каталог».
✅ Вбить название товара в поисковую строку и выбрать наиболее близкое описание.
✅ Скопировать значение до тире — это и будет код ОКПД 2 вашего товара.
- Данные о заявителе: ОГРН, ИНН, наименование компании, ФИО руководителя. Если письмо запрашивает самозанятый, нужно только ФИО и ИНН.
- Учредительные документы: устав и выписка из ЕГРЮЛ / ЕГРИП.
Готовое письмо можно забрать лично или службой доставки.
Каким должно быть отказное письмо
Регламентированного формата для документа нет. Его оформляют в свободной форме и указывают обязательные пункты:
- наименование и реквизиты учреждения, которое выдало документ;
- наименование ООО, ФИО ИП или самозанятого;
- номер и дата составления документа;
- название продукции, код ОКПД2 или ТН ВЭД;
- подтверждение, что на продукцию не нужен сертификат или декларация, с отсылкой на регламенты ТС и перечни Росстандарта;
- срок действия документа.
Образец:
Составлять отдельный документ на разные товары не требуется. В письме укажите виды продукции со своими ТН ВЭД или группами ОКПД2.
Сколько действует письмо
У отказного письма нет срока действия, оно бессрочно. Есть лишь два сценария, по которым документ придётся переоформить:
- акты, по которым составляли документ, устарели;
- ИП или ООО изменили наименование.
Даже если изменения не коснулись Вашего товара, составьте документ заново: по новым регламентам и формам.
Что будет, если не оформить отказное письмо
В законе нет требования оформлять отказные письма. Однако у маркетплейсов есть правила, которым продавцы должны следовать.
Например, если клиент хочет убедиться в качестве товара, продавец обязан ответить на его запрос и прислать документ на продукцию. Если этого не сделать — маркетплейс может наложить санкцию. Какой она будет — зависит от требований площадки, описанных в оферте.
Главное
- Отказное письмо — неофициальный документ. Его составляют на товар, который не требуется сертифицировать или декларировать.
- Бумагу можно запросить у поставщика или оформить через аккредитованный центр сертификации.
- Документ действует бессрочно. Переоформить документ придётся в том случае, если заявитель поменял название или закон, на который ссылалось письмо, утратил силу.
- Если не предоставить документ по запросу покупателя, продавца накажут за нарушение правил маркетплейса.