Для ИП переводы себе на личный счет за 0 ₽

Откройте счёт для ИП и получите безлимитные платежи на свой счёт физлица навсегда

Подробнее

0

4 маркетплейса для самозанятых — как устроены продажи на онлайн-платформах

user-pic
Ближе к делу

Команда информационно-обучающего портала

В этой статье
Зачем самозанятому выходить на маркетплейсыЧто можно продавать на маркетплейсахМодели сотрудничества с маркетплейсамиWildberriesOZONЯндекс МаркетAliExpress Россия

Опубликовано: 6.07.2023

Чтобы продавать на маркетплейсах, необязательно регистрировать ИП, достаточно скачать приложение «Мой налог» или приложения уполномоченных банков, одним из которых является ВТБ, и зарегистрироваться в статусе самозанятого. Но не все так просто — самозанятые не могут перепродавать товары других производителей, а доходы с продаж будут облагаться налогом. Подробнее о том, как самозанятым работать с маркетплейсами, рассказываем в этой статье.

Зачем самозанятому выходить на маркетплейсы

Самозанятость — это налоговый режим, которым могут воспользоваться люди, включая граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, работающие самостоятельно. Например, фрилансеры, производители хэндмейд-косметики, репетиторы, инфлюенсеры. Статус самозанятого позволяет легально вести бизнес, не опасаясь штрафов, подтверждать уровень доходов, дает низкие налоговые ставки и не требует заполнения налоговых деклараций. 

Налоговая ставка для самозанятых ниже, чем по другим налоговым режимам. Ежемесячно самозанятый выплачивает налог в размере 4%, если доход получен от физического лица, и 6% — если доход получен от юридического лица или ИП.

С 2019 года маркетплейсы предоставляют самозанятым возможности для реализации товаров на своих площадках. Какие преимущества открыты:

Большой охват без вложений. Для самозанятого маркетплейс — это, прежде всего, возможность выйти на многомиллионную аудиторию, увеличить количество продаж и свой доход без больших вложений в рекламу и продвижение. 

Маркетплейсы продвигают товары за вас. Маркетплейсы часто самостоятельно продвигают товары продавцов. Например, Ozon делает внутреннюю скидку, а Wildberries чаще показывает товары с большим процентом выкупа.

Бонусы для самозанятых. Часто маркетплейсы предлагают самозанятым скидки на доставку, сниженную комиссию или другие бонусы. Например, Яндекс Маркет дарит новым продавцам 10000 бонусов, которые можно использовать для буста продаж. А Aliexpress предоставляет возможность продать первые 100 товаров без комиссии. 

Что можно продавать на маркетплейсах

Самозанятые могут продавать только то, что сделали самостоятельно. Нельзя заниматься перепродажей товаров, произведенных другими людьми. Например, вы можете изготавливать украшения и продавать их на маркетплейсе, но не можете купить кроссовки Nike на Joom и вывести их на Wildberries.

Не обязательно изготавливать товары с нуля, можно использовать сырье и заготовки. Для продажи на маркетплейсах вы можете:

  • отшивать изделия из кожи, 
  • расписывать предметы домашнего обихода, 
  • создавать дизайнерские рисунки на готовых белых футболках;
  • собирать дизайнерскую мебель;
  • рисовать картины;
  • создавать украшения.

Но прежде чем выпускать на маркетплейсы товары из заготовок, советуем проконсультироваться с юристом. Законодательство вокруг этого вопроса неоднозначно, а опираться можно только на пояснения Минфин по конкретным сферам деятельности. Например, такое пояснение Минфин дал по специфике работы  с флористическими композициями. 

Среди товаров ручной работы на маркетплейсах наиболее популярны свечи, бомбочки для ванн и другие косметические изделия.

На карточках косметические товары в разделе handmade с разных маркетплейсов

Среди кожаных изделий наиболее популярны портмоне, ремни и сумки, а также небольшие аксессуары.

Модели сотрудничества с маркетплейсами

Существует три наиболее распространенные модели сотрудничества с маркетплейсами:

  • FBO;
  • FBS;
  • DBS.

Аббревиатуры могут несколько отличаться на разных маркетплейсе (иногда платформы добавляют буквы из своих названий), но суть остается.

FBO — фулфилмент от оператора. Маркетплейс берет на себя всю логистику: хранение, упаковку и доставку товаров. Такая схема работы подходит начинающим продавцам, у которых нет собственного склада, а также продавцам товаров с высоким спросом. Крупные продавцы используют эту модель взаимодействия, чтобы ускорить доставку, или в случае, когда не хватает места на собственных складах.

FBO позволяет сосредоточиться только на производстве товаров, но за логистические услуги маркетплейса придется платить комиссию за:

  • Хранение товаров. Размер комиссии будет зависеть маркетплейса, региона, величины товара и срока хранения. Например, на OZON он составляет от 0 до 0,15 рублей за литр товара в день, но не более 5 рублей. А хранение на Wildberries обойдется в 0,03 рублей за одну единицу товара в день.
  • Доставка до покупателя. Тариф зависит от дальности отправления, сложности логистики и габаритов товара. Размер может варьироваться от 40 до 1000 рублей.
  • Комиссия за продажу — фиксированный процент от стоимости товара, который зависит от категории. Ниже мы рассмотрим размеры комиссий по каждому маркетплейсу. 

FBS  — фулфилмент от продавца. В этой схеме продавец берет на себя хранение и упаковку товаров, а маркетплейс отвечает за их доставку. Такой способ взаимодействия удобен продавцам, которые продают и по другим каналам, а также тем, кто может быстро изготовить и упаковать товар.

По схеме FBS размер комиссии ниже, чем по FBO. Дополнительно платформы предлагают бонусы. Например, WB поощряет продавцов, которые доставляют товар в пункт сортировки быстрее чем за 56 часов — за каждый час им делают скидку размером 0,1% от комиссии. А у Яндекс Маркет есть услуга экспресс-доставки за 2 часа: курьер Яндекс забирает товар со склада и отвозит его покупателю. 

DBS — схема, при которой вся логистика ложится на плечи продавца. Вы сами храните, упаковываете и доставляет товары покупателям. В таком случае, комиссия выплачивается только за продажи.

DBS удобна продавцам, которые реализуют товары, не подлежащие хранению на складах. Например, скоропортящиеся продукты питания — их нужно доставить в течение 24/48/72 часов.

Wildberries

Wildberries — одна из самых крупных онлайн-платформ, и первая платформа, разрешившая продажи для самозанятых. 

Регистрация. Самозанятый может стать продавцом на WB, пройдя простую регистрацию — понадобится скачать приложение «WB Партнеры» и ввести личные данные. Платформа требует гарантийный взнос от всех новых продавцов — 10 000 рублей. Подробнее эта процедура описана на официальном сайте Wildberries

Модели сотрудничества. Для самозанятых Wildberries предлагает только одну модель взаимодействия — FBO — маркетплейс берет на себя логистику, хранение товаров и обработку заказов. Никаких ограничений на продвижение карточек на платформе нет.

Комиссия. Как и любому другому, селлеру, самозанятому придется платить комиссию с продаж: от 5 до 15% в зависимости от категории товара. Например, комиссия с продажи косметики составит 10%, а с продажи носков — 15%.

OZON

OZON работает с самозанятыми с 2021 года, но есть одно важное ограничение — продавцом платформы может стать только гражданин РФ. С иностранцами, имеющими статус самозанятого, договор не заключается.

Регистрация. Будущие продавцы на OZON должны пройти стандартную регистрацию — создать личный кабинет. Для этого понадобится паспортные данные, платежные реквизиты и ИНН.

Модели сотрудничества. OZON предлагает три варианта взаимодействия с продавцами:

  1. FBO — маркетплейс самостоятельно хранит, упаковывает и доставляет товары покупателям.
  2. FBS — маркетплейс предоставляет услуги по доставке, продавец самостоятельно хранит и упаковывает товары. 
  3. realFBS (DBS) — продавец хранит, упаковывает и доставляет товары самостоятельно. 

Комиссия. На OZON все устроено так же, как и на других маркетплейсах — размер комиссии зависит от категории товара.

Подробный список товаров и размеры комиссии указаны на обучающей платформе для продавцов OZON. 

Кроме комиссии с продажи товаров, маркетплейс может списать средства за другие расходы. Например, за доставку до покупателя, возврат товаров и прочие услуги. Узнать подробнее можно на сайте Education для продавцов OZON.

Яндекс Маркет

Яндекс Маркет начал сотрудничать с самозанятыми с лета 2022 года. 

Регистрация. Чтобы запустить продажи на платформе, понадобится пройти регистрацию, создать личный кабинет и загрузить каталог. Подробная инструкция о том, как пройти регистрацию, описание тарифов и калькулятор есть на официальном сайте Яндекс Маркета для продавцов

Модели сотрудничества. Яндекс Маркет предлагает 4 модели сотрудничества для самозанятых:

  1. FBY (FBO) — Маркет хранит, упаковывает и доставляет товары, а вы делаете поставки на склад. 
  2. FBS — Маркет занимается только доставкой, все хранение и упаковку вы берете на себя.
  3. Экспресс — Вы собираете заказ за 10-60 минут, Маркет забирает его с вашего склада и доставляет за 1-2 часа. 
  4. DBS — Вы самостоятельно храните, упаковываете и доставляете товары. 

Комиссия. Размер комиссии един для всех продавцов и зависит от категории товара. Так, за одежду и аксессуары нужно будет заплатить от 9 до 15%, а за косметические средства от 9 до 11%.

Категория товараТариф на размещение
Авто-, мото-6–12 %
Аптека2–11 %Исключение: интим-товары — 15 %
Бытовая техника7–15 %
Дача, сад и огород8–14 %
Детские товары5–13 %
Досуг и развлечения8–12 %
Книги16 %
Компьютерная техника4–11 %Исключение: аксессуары — 14–15 %
Оборудование для магазинов, салонов и производства8–12 %
Одежда, обувь, аксессуары9–15 %
Продукты5 %Исключение: кулинария — 12 %
Спорт и отдых8–13 %
Строительство и ремонт11–12 %
Товары для дома6–13 %
Товары для животных5–9 %
Товары для красоты9–11 %Исключения: презервативы и интимные смазки — 15 %, солярии — 12 %
Цветы, букеты и композиции10 %
Электроника7–15 %Исключения: мобильные телефоны — 5 %, портативная акустика — 4 %.

Подробную информацию о комиссиях на разные группы товаров можно узнать в разделе Яндекс Справка

Кроме комиссии за размещение товаров на онлайн-платформе Яндекс Маркет берет комиссию за вывод средств. Чем чаще продавец выводит деньги, тем больше придется платить: раз в месяц — 1%, раз в две недели — 1,6%, ежедневно — 2,4%.

AliExpress Россия

AliExpress Россия — аналог китайской онлайн-платформы, но только для российских продавцов.

Регистрация. Чтобы зарегистрироваться на AliExpress Россия в качестве продавца, понадобится ввести номер телефона и ИНН. Затем ваши данные отправят в ФНС для подтверждения статуса самозанятого. После нужно заполнить паспортные данные и подписать договор. Процесс регистрации для самозанятых подробно описан на сайте AliExpress Бизнес. 

Модели сотрудничества. Маркетплейс предлагает две модели:

  1. FBA — маркет берет на себя хранение и доставку товаров.
  2. FBS — маркет занимается только доставкой, все хранение и упаковку вы берете на себя.

Комиссия. AliExpress Россия предлагает программу поддержки для новых пользователей платформы и не взимает комиссию с первых 100 проданных товаров. Далее действуют стандартные тарифы, зависящие от категории товара. Ставки варьируются от 5 до 8%. 

Маркетплейсы — это возможность увеличить количество продаж и ежемесячный доход. Онлайн-платформы позволяют увидеть товар миллионам посетителям, но при этом взимают комиссию, которая для самозанятых может быть существенной. С другой стороны, товары, сделанные вручную, выгодно отличаются на общем фоне. При грамотном оформлении магазина, товарных карточек и минимальных вложений в первичный маркетинг, можно достичь неплохих результатов. 

#Самозанятость#Маркетплейс

Читайте также

0

Комплексный маркетинг для самозанятых

В статье рассказывается о комплексном подходе к маркетингу для самозанятых, о том, какие инструменты стоит попробовать в первую ...

10 ноября 2022

0

Как легко стать самозанятым

Кто такие самозанятые? Самозанятые или, говоря официальным языком, «плательщики налога на профессиональный доход» — ...

11 октября 2022

0

Как самозанятому открыть магазин

Самозанятый — физическое лицо, которое платит специальный налог на профессиональный доход, его называют НПД. Сумма налога ...

12 февраля 2024

0

Где самозанятому взять деньги для старта бизнеса?

По данным опроса, проведённого международной платформой Lendio, 77% стартапов используют собственные средства для первых шагов в ...

13 февраля 2024