0

Маркетплейсы и агрегаторы: основные юридические вопросы на запуске

user-pic
Людмила Харитонова

Основатель и управляющий партнер компании «Зарцын и партнеры»

В этой статье
Что такое маркетплейсОсновные шаги при запуске проектаСоздаем юридическую модельПрочие вопросыФакторы в основе моделиМинимальный пакет документов для размещения на сайте (функционировании)

Опубликовано: 11.11.2020

В последние годы маркетплейсы и агрегаторы в России переживают небывалый подъем, и это вполне объяснимо. Многие из них могут предложить своим поставщикам выгодные условия и большие обороты, а клиентам – низкие цены. Если вы решили стать посредником между поставщиком и покупателем, создав собственный маркетплейс, необходимо, в первую очередь, обратить внимание на юридические тонкости, которые сопровождают этот процесс. Это позволит решить многие вопросы заранее и впоследствии не тратить время на переделывание документов. 

Что такое маркетплейс

Прежде чем говорить о юридических вопросах, возникающих при запуске маркетплейса, необходимо определить, что такое маркетплейс и агрегатор, с точки зрения закона.  Проанализировав законодательство, можно с удивлением обнаружить, что единого термина для маркетплейсов не существует. Более того, в целом деятельность агрегаторов не регулируется вообще.

Есть разрозненные нормы, относящиеся к частным случаям, например:

  • С 1 января 2019 года вступили в силу изменения в Закон «О защите прав потребителей», определяющие что такое «товарный агрегатор». 

Для квалификации в качестве товарного агрегатора необходимо выполнение трех функций одновременно:

– давать возможность ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг);

– заключать с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг);

– производить предварительную оплату указанного товара (услуги) путем перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов.

Соответственно, достаточно убрать одну из функций, и закон на вас не распространяется.

  • согласно статье 10.4 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», новостной агрегатор представляет собой «компьютерную программу, Интернет-сайт или страницы Интернет-сайта, где на государственном языке и/или государственных языках народов РФ распространяются новостная и рекламная информация, при этом доступ к ним в ежедневном режиме осуществляют более 1 000 000 пользователей».

Для   предпринимателей, которые запускают подобные проекты, это значит, что можно самостоятельно придумывать юридические и договорные модели, соблюдая общие нормы гражданского права.  

Основные шаги при запуске проекта

Казалось бы, при запуске маркетплейса к юристу стоит обращаться, когда платформа уже готова, разработчики закончили свою работу и нужно размещать тексты документов на сайте. Но такой подход приводит к тому, что остается не проработанными масса вопросов: 

– в каком статусе выступает маркетплейс по отношению к поставщикам и покупателям (от этого зависит, какую ответственность и перед кем несет маркетплейс и какова налоговая нагрузка); 

– какую систему расчетов выбрать;

– как выстроить акцепт документов онлайн (с учетом того, что способ акцепта для юридических и физических лиц разный). 

Все эти вопросы можно решить при разработке юридической модели.

Создаем юридическую модель

Сразу оговоримся, что все, о чем мы говорим, применимо также и к агергаторам услуг.  По сути, юридическая модель — это описание деятельности маркетплейса. Она включает в себя:  

  • Правовое основание деятельности (статус)

Эта часть состоит из выбора норм законодательства, которые регулируют деятельность проекта. Выше мы определили, что отдельное прямое регулирование имеют лишь агрегаторы в сфере B2C и новостные агрегаторы. Но при анализе норм имеет смысл анализировать и судебную практику, так как часто там можно найти близкие к вашей деятельности кейсы и понять, какие нормы закона релевантны и могут применяться судами и госорганами. 

  • Риски

Эта часть логически вытекает из предыдущей. Вам нужно понять, есть ли кейсы, когда деятельность аналогичных проектов была запрещена, сайты блокировались или были иные негативные последствия. Тут лучше найти максимально большое количество рисков, чтобы «на берегу» продумать, как их минимизировать.

  • Договорная модель

Это центральная часть юридической модели. Прежде всего, нужно понять, о каком виде агрегатора идет речь и как он функционирует. 

На практике, под маркетплейсом (агрегатором) могут пониматься несколько моделей, в числе которых: 

1) Продажа товаров от имени самой платформы

Внешне это может выглядеть, как обычный Интернет-магазин, но фактически, как только поступает заказ, платформа начинает искать его у поставщиков. 

2) Продажа товаров от имени поставщиков

Например, на некоторых маркетплейсах часть товаров продается именно так. Заказывая, мы понимаем, что продавцом выступает не конкретный маркетплейс, а ИП Иванов. 

3) Сочетание двух моделей

На одной и той же платформе могут быть как товары самой площадки, так и других поставщиков. 

Именно поэтому ключевой вопрос, который нужно задать при начале планирования деятельности, кто будет продавцом товара или поставщиком услуги? Это важно по нескольким аспектам. Во-первых, продавец несет все риски ответственности перед покупателем. Во-вторых, от этого зависит договорная модель платформы и налоговая нагрузка, а также система расчетов.

Второй важный вопрос: как продается товарВариантов может быть несколько, например, со своего склада, «с колес», «под заказ», то есть по индивидуальному заказу конечно потребителя.

Третий вопрос: как осуществляются расчетыПроходит ли платеж через маркетплейс, или оплата переводится напрямую поставщику услуги. При этом маркетплейс может участвовать в расчетах в нескольких вариантах: пропускать всю сумму через свой расчетный счет или организовывать расчеты через номинальный счет, транзитный счет, платежные сервисы.

И последний важный вопрос: за что и с кого мы берем свое вознаграждение.

Дополнительно необходимо решить:

— берет ли платформа на себя логистику;

— выполняет ли платформа функции арбитража (то есть, участвует ли в разрешении споров);

— есть ли дополнительные услуги: реклама поставщика, кредитование покупателя и т. д. 

Прочие вопросы

Иные вопросы, которые важно проработать в юридической модели: 

  • Способы акцепта (подписания) документов

Формат акцепта должен быть выбран не только с точки зрения улучшения конверсии и удобства пользователей, но и с точки зрения возможности впоследствии доказать сам факт акцепта и в суде показать, что способ акцепта легитимен. 

  • Документооборот

Какие документы, помимо договоров и соглашений, должны быть и как они акцептуются (подписываются) сторонами.  

  • Способы расчета

В зависимости от выбранной договорной модели и существующих рисков, можно использовать расчетный, номинальный или транзитный счета или подключаться к существующим платежным агрегаторам. 

  • Налогообложение
  • Обработка персональных данных 

Какие данные вы обрабатываете, являются ли они данными специальных категорий, каким образом получаются согласия на обработку. 

Таким образом, юридическая модель зависит от ряда факторов проекта и поэтому всегда получается индивидуальной. 

Факторы в основе модели

Центральной частью выбранной вами юридической модели будет система договоров, которая должна соответствовать бизнес-процессам. Кроме того, в числе факторов, важных для модели, можно назвать следующие:

  • роль платформы (посредник, продавец);
  • стороны: физическое или юридическое лицо. То есть необходимо определить, кто ваши пользователи и какой у них статус;
  • юрисдикция (где находятся пользователи маркетплейса);
  • денежные потоки (участвует ли маркетплейс в расчетах, в каких именно и как);
  • схема монетизации (за что и с кого маркетплейс берет деньги)

Минимальный пакет документов для размещения на сайте (функционировании) 

Пакет документов, который необходим на запуске маркетплейса или агрегатора, включает в себя как минимум шесть документов. В их числе:

– договор между поставщиком и платформой; 

– договор между покупателем и платформой;

– договор между поставщиком и покупателем;

– политика обработки персональных данных;

–  согласие на обработку персональных данных и согласие на рассылку;

–  соглашение об аналоге собственноручной подписи.

Предусмотрев все описанные тонкости, продумав их и заранее составив документы, вы сможете значительно сэкономить время на дальнейших шагах. А значит, сможете заняться другими важными для вашего маркетплейса вещами. 

Делайте все вовремя и удачи в бизнесе!

Читайте также

0

Лояльность клиентов: что это, как оценить и повысить NPS

Лояльность клиентов важна на любом этапе развития бизнеса. На начальном этапе она помогает сформировать базу постоянных ...

8 августа 2024

0

Как оценивать репутацию бренда компании в Интернете

Если не следить за репутацией бренда, можно легко потерять клиентов. Существует несколько инструментов, которые помогают оценить ...

5 сентября 2023

0

ВКонтакте: запускаем рекламную кампанию

Ключевые факторы успеха рекламы ВКонтакте – это качественное рекламное объявление и точный таргетинг. Сегодня разбираем, как ...

9 июля 2020

0

Пресс-кит компании: просто о сложном

Большинство представителей рынка, несмотря на размеры или жизненный цикл компании, достаточно слабо представлены в ...

4 октября 2022