0

Продажи в мессенджерах

user-pic
Ближе к делу

Команда информационно-обучающего портала

В этой статье
Преимущества продаж в мессенджерахКому подходят продажи в мессенджерахКак начать продавать в мессенджерахКак выстраивать коммуникацию с клиентомГлавное о продажах в мессенджерах

Опубликовано: 27.04.2025

Бизнес постоянно ищет способы привлечь внимание потенциальных покупателей. Компании создают сайты, ведут соцсети, запускают электронные рассылки. Ещё один инструмент, который можно использовать, — продажи в мессенджерах. Этот канал позволяет общаться с клиентами напрямую и доступен любому, в том числе малому и микробизнесу. Но у продаж в мессенджерах есть свои особенности — расскажем о них в статье. 

Преимущества продаж в мессенджерах

По данным компании Mediascope, разными мессенджерами пользуется почти 100 миллионов россиян. Так что эти платформы можно считать ещё одним каналом продаж, и вот почему. 

  • Растёт популярность мессенджеров — в России аудитория таких платформ превышает аудиторию самых популярных соцсетей.
  • Высокая открываемость сообщений (Open Rate) — средний показатель по email-рассылкам — 21%, а по мессенджерам — больше 70%.
  • Скорость доставки контента — почти треть россиян проводят в мессенджерах и соцсетях больше 3 часов в день, то есть шансы «застать» клиента выше, чем при электронной рассылке или таргетированной рекламе.
  • Бизнесу проще работать благодаря автоматизации продаж — можно настроить чат-боты, подключить мессенджеры к CRM компании.
  • Мессенджеры — это часть омниканального маркетинга, поэтому у клиентов есть возможность видеть бренд и покупать его продукты на разных площадках.
  • Высокий уровень персонализации в продажах — в переписке в мессенджерах можно показать, что вы не только знаете, как зовут клиента, но и понимаете его потребности и сомнения.

Важно: продажи в мессенджерах — это именно продажи, общение с клиентом, а не массовые рекламные рассылки. Если отправлять рекламные сообщения без согласия клиента, то, по ст. 14.3 КоАП, можно получить штраф.

Кому подходят продажи в мессенджерах

Продавать в мессенджерах может практически любой бизнес в B2C и B2B-сфере. Главное, чтобы компания могла обеспечить быстрое и удобное взаимодействие с пользователями. Вот примеры некоторых ниш, которым стоит использовать продажи в мессенджерах для бизнеса:

  • онлайн-образование: курсы, школы, детские центры;
  • организация мероприятий: конференций, банкетов, свадеб;
  • фотоуслуги: выездные фотосессии, выпускные альбомы;
  • бизнес, в котором важен персональный подход к продажам, например, турагенты, стилисты, страховые агенты;
  • компании, которые продают сложные продукты: рекламные агентства, дизайн-студии, строительные компании;
  • бизнес с долгим циклом сделки: риелторские, страховые, оптовые компании, консалтинговые услуги, корпоративное обучение.

Есть и исключения, но они единичны. Не стоит тратить деньги и время на продажи в мессенджерах бизнесу в таких сферах:

  • компаниям, которые предлагают товары массового спроса, например, продукты, бытовую химию, канцелярию;
  • организациям, у которых нет целевой аудитории в интернете, например, пожилым покупателям проще поговорить с менеджером по телефону;
  • B2B-предприятиям, которые продают узкоспециализированные товары или услуги, например, промышленное оборудование, отраслевые IT-решения.

Как начать продавать в мессенджерах 

По шагам описываем, как настроить процесс.

Шаг 1. Подберите мессенджер для бизнеса

Продавать нужно там, где удобно общаться вашей целевой аудитории. В России сейчас три популярных мессенджера: WhatsApp* (принадлежит компании Meta Platforms Inc., деятельность которой на территории Российской Федерации запрещена решением суда по основаниям осуществления экстремистской деятельности), Telegram и VK Мессенджер. Если ведёте соцсети компании, спросите у подписчиков, где они чаще всего общаются с друзьями или родными. Начинать продажи лучше с самой востребованной у пользователей платформы и постепенно добавлять остальные.

Пример. У кондитерской, которая делает торты на заказ, основная часть аудитории пользуется WhatsApp. Компания создаёт в этом мессенджере бизнес-аккаунт, добавляет каталог и может общаться с покупателями.

Шаг 2. Изучите правила площадки

Чтобы пользователи не жаловались на спам, и аккаунт компании не заблокировали, узнайте, на каких условиях можно использовать мессенджер для бизнеса. 

Например, по правилам VK, сообщества могут рассылать пользователю только ту информацию, которую он запросил, и не могут публиковать стороннюю рекламу. Это значит, что кондитерская в сообщениях может предлагать свои услуги и товары. А вот если будет рассказывать о скидках в отеле — это будет считаться сторонней рекламой. 

В условиях обслуживания Telegram указано, что сервис нельзя использовать для рассылки спама, продажи запрещённых товаров и услуг. Аналогичные требования к пользователям предъявляет и WhatsApp.

Шаг 3. Соберите базу клиентов

Использовать персональные данные пользователей можно только с их согласия. Например, если человек заполнил форму обратной связи на сайте, анкету на выставке или первый написал в компанию. 

Шаг 4. Приведите клиента в мессенджер

Это можно сделать через виджет — специальную кнопку на сайте — или ссылку в соцсетях, которая ведёт в мессенджер.

На сайте стоматологии две кнопки мессенджеров: клиент может сам выбрать, где ему удобнее общаться с компанией

Шаг 5. Выстройте политику общения с покупателями

Она должна соответствовать tone of voice компании и совпадать с манерой общения бренда на других площадках. Так пользователи будут быстрее узнавать вас среди конкурентов. 

Шаг 6. Используйте автоматизацию продаж через мессенджеры

Проанализируйте, с какими запросами чаще всего обращаются пользователи, и подготовьте шаблоны сообщений с типовыми ответами. Так получится освободить менеджеров от рутинной работы.

Пример. Компания проводит фотосессии и делает выпускные альбомы. Клиенты с сайта могут сразу перейти в WhatsApp и начать общение с менеджером. В ответ на вопрос «Как проводится съёмка и сколько стоят альбомы» сотрудник отправляет шаблон с основной информацией об услугах и условиях сотрудничества.

С помощью типовых сообщений можно сразу ответить на многие вопросы клиента и сэкономить время менеджера по продажам
☝🏼 Это интересно

Как выстраивать коммуникацию с клиентом

В чате клиент может ответить не сразу или вообще заблокировать собеседника, и тогда сделка сорвется. Чтобы свести такие ситуации к минимуму, можно действовать по этапам.

Установите контакт. Если занимаетесь холодными продажами, обязательно напомните пользователю, откуда у вас его контакты. Например, он заполнил форму на сайте, оставил визитку на мероприятии или общался с вашими коллегами в отделе продаж. Не отправляйте ссылки или файлы, пока клиент не понял, с кем он общается.

Если пользователь написал первым, поблагодарите его за обращение, представьтесь и уточните, как можете обращаться к нему. Такое общение располагает, а ещё вы сможете сразу внести данные о клиенте в CRM.

При переписке соблюдайте общие правила делового общения: 

  • не дробите одно сообщение на несколько, 
  • не пишите капслоком, 
  • не допускайте орфографических ошибок. 
👎👍
добрый день Максим! меня зовут Оксана
пишу вам по поводу страховки каско
у нас сейчас СКИДКИ!!!
интересно?
Добрый день, Максим!
Меня зовут Оксана, я представляю страховую компанию «Защитник». Сейчас у нас действуют специальные условия на страхование КАСКО — вы можете получить скидку. Если вам интересно, расскажу подробнее и помогу оформить полис на выгодных условиях.

Выясните потребности. Бывает, что покупатель первым начинает диалог в мессенджере, здоровается и не задаёт никаких вопросов. Возможно, человека отвлекли, и он не успел написать сообщение. Или у него так много вопросов, что не может решить, с чего начать. Чтобы продолжить разговор, спросите собеседника: «Что вас интересует?» Когда покупатель сориентируется и озвучит свой запрос, выясните детали.  

Пример. Клиент планирует отдохнуть и обращается в турагентство. Менеджер приветствует его, задаёт уточняющие вопросы: на какой бюджет рассчитывает покупатель, когда планирует поехать, какой отдых предпочитает.

Презентуйте товар или услугу. Если у вас есть нужный продукт, сразу предлагайте его клиенту. Если такого не оказалось, расскажите об альтернативах. 

Бывает, что нельзя дать ответ сразу. Например, турагенту нужно время, чтобы подобрать подходящие туры и просчитать стоимость. Не пропадайте на несколько часов — напишите клиенту, что взяли в работу его запрос и вернётесь с ответом. Советуем указывать хотя бы примерный срок, когда сможете ответить: через пару часов, на следующий день или в течение нескольких минут. 

Ответьте на вопросы и возражения. Скорее всего, они будут, даже если клиент написал первым. Чтобы отработать возражения, удобно использовать скрипты для продаж. Подготовьте шаблоны на разные типы вопросов и адаптируйте их под ситуацию. 

Пример. Менеджер подобрал для пользователя тур: на 12 дней за 180 тысяч рублей. Клиент говорит, что это дороже, чем он рассчитывал. Турагент предлагает альтернативу: выбрать более дешёвый номер или сократить отдых на два дня. 

Подтвердите условия сделки и договоритесь о деталях. Подведите итоги и подробно напишите в чате условия сделки. На этом же этапе можно простимулировать клиента к покупке. Например, указать, что условия бронирования будут доступны в течение 24 часов. Но не стремитесь закрыть сделку любой ценой. Если слишком давить на клиента, его может оттолкнуть такой напор.

Во время беседы используйте открытые и закрытые вопросы. Открытые помогают разговорить собеседника, получить информацию, усилить потребность. Такие вопросы начинаются со слов: кто, как часто, когда, зачем и других. Как правило, их задают на этапе знакомства, выявления потребностей, отработки возражений.

Пример. Турагент выясняет потребности клиента и задаёт ему такие открытые вопросы:

— Сколько человек будут отдыхать?

— На какой бюджет вы рассчитываете? 

— Как вам такие варианты отелей?

Закрытые вопросы предполагают однозначный ответ — да или нет. Их используют реже: чтобы уточнить, правильно ли вы поняли покупателя, или зафиксировать договорённости. 

Пример. Чтобы убедиться, что он правильно понял собеседника, турагент уточняет:

— Мария, вы ищете тур в Египет, на 10 дней, в конце июня — всё правильно?

Или на этапе закрытия сделки спрашивает:

— Мария, договор и счёт готовы. Могу отправить документы на почту?

Главное о продажах в мессенджерах

  • Мессенджеры — ещё один канал продаж для бизнеса практически в любой сфере. У платформ для общения больше пользователей, чем у соцсетей. Также шансы застать клиента здесь выше, чем в электронной рассылке. 
  • Важно не путать продажи с массовыми рекламными рассылками, за которые можно получить штраф.
  • Чтобы начать продавать в мессенджерах, выясните, какие платформы удобны вашим клиентам, и дайте им возможность писать сразу туда.
  • Упростите работу менеджерам и разработайте типовые шаблоны ответов и скриптов для продаж. Важно, чтобы они были «живыми», как при личном общении продавца и покупателя.
  • Этапы продаж в мессенджерах такие же, как и в очных: нужно установить контакт с клиентом, выяснить его потребности, презентовать продукт, ответить на возражения, закрыть сделку.
#Продажи

Читайте также

0

Маркетплейсы и агрегаторы: основные юридические вопросы на запуске

В последние годы маркетплейсы и агрегаторы в России переживают небывалый подъем, и это вполне объяснимо. Многие из них могут ...

11 ноября 2020

0

Что такое LSI-копирайтинг

Тексты, оптимизированные с использованием LSI, постепенно становятся лидерами в поисковой выдаче. Что это такое LSI-копирайтинг ...

21 февраля 2024

0

AIDA — модель сильных маркетинговых сообщений

Прежде чем купить продукт потенциальный клиент проходит несколько стадий принятия решения. Модель AIDA описывает этот процесс по ...

19 июля 2024

0

Что такое комьюнити простыми словами

Расскажем, что такое комьюнити и зачем оно бизнесу. Поговорим о том, какие бывают комьюнити и как создать своё.  Что такое ...

24 апреля 2024