0

Как перезагрузить бизнес в 2024 году: рекомендации и полезные инструменты

user-pic
Дмитрий Рыскин

Начальник Управления развития партнёрских проектов и небанковских сервисов банка ВТБ

В этой статье
Дмитрий, как понять, что бизнес требует перезагрузкиЧто делать предпринимателю, когда ключевые показатели эффективности снижаютсяЧто делать после исследования ниши и анализа конкурентовС чего начать оптимизацию издержекДопустим, что в финансовых делах всё хорошо, но объём продаж продолжает снижаться Что делатьКак среднему и малому бизнесу найти квалифицированных и надёжных сотрудниковВ завершение

Как перезагрузить свой бизнес

Рекомендации и полезные инструменты

Опубликовано: 17.06.2024

Успех бизнеса во многом зависит от умения адаптироваться к новым условиям рынка. Что делать представителям малого и среднего бизнеса, которые сталкиваются с новыми вызовами прямо сейчас? Дмитрий Рыскин, Начальник Управления развития партнёрских проектов и небанковских сервисов банка ВТБ, рассказал, на что обратить внимание в первую очередь и какие инструменты могут помочь бизнесу выйти на новый уровень. 

Дмитрий, как понять, что бизнес требует перезагрузки?

Основными признаками здоровья бизнеса являются хорошие финансовые показатели, устойчивая клиентская база, развитие линейки продуктов и услуг в соответствии с тенденциями времени. В зависимости от типа бизнеса, я бы выделил следующие признаки того, что бизнесу необходима перезагрузка:

  • Расходы превышают доходы, снижается объём денежных средств для покрытия текущих расходов – например, выплат зарплат, погашения обязательств перед кредиторами.
  • Продажи падают, а продукты или услуги компании не соответствуют требованиям рынка.
  • Клиенты не возвращаются, в интернете много плохих отзывов. 
  • Текучка кадров. Сотрудники увольняются один за другим, у Вас всё больше открытых вакансий.

В целом, если вы замечаете снижение ключевых показателей эффективности, которые свойственны для Вашего бизнеса и Вашей ниши — это может быть сигналом о необходимости перезагрузки бизнеса.

Что делать предпринимателю, когда ключевые показатели эффективности снижаются?

Без понимания текущей ситуации на рынке и действий конкурентов решения по улучшению бизнеса не будут обоснованными и эффективными. Поэтому на первое место я бы поставил анализ рынка и конкурентов:

  • Изучив сильные и слабые стороны конкурентов, вы сможете понять, как от них отстроиться, а также выявить преимущества и недостатки Вашего бизнеса. Для этого вы можете воспользоваться, например, фреймворком для проведения SWOT-анализа.
  • Ценообразование. Определите, какая цена будет привлекательна для покупателя и одновременно выгодна для бизнеса. Если есть возможность, заложите несколько процентов, как инструмент для коммерческих и маркетинговых отделов — для запуска акций и предоставления специальных условий. 
  • Анализ ниши, которую занимает Ваш бизнес, поможет лучше понять целевую аудиторию, ответить на вопрос: «Мой клиент — кто он?». Это пригодится при разработке маркетинговой стратегию для привлечения потенциальных клиентов.
  • Пересмотрите контрагентов и партнёров, с которыми ведёте бизнес. Время от времени проводите аудит условий сотрудничества, смотрите, какие новые партнёры и возможности появились на рынке. 

Вне зависимости от Ваших отношений с партнёром и контрагентом всегда чётко прописывайте условия сотрудничества и заключайте договор. При проведении сделок с неблагонадёжными контрагентами ФНС в любой момент может инициировать проверку компании, договоров, и выписать штраф. В ВТБ при проведении оплат встроен сервис проверки контрагентов. Он сразу подсказывает, есть ли риски при работе с данным партнёром или поставщиком. Узнать детали можно до совершения платежа в сервисе «Проверка контрагента».

  • Отправной точкой для стратегии продаж и разработки новых продуктов или услуг станет маркетинговое исследование. В период перезагрузки бизнеса необходимо опираться на точные данные, которые не всегда есть в открытых источниках. Рекомендую приобретать готовые исследования от профессионалов рынка.

Например, в ВТБ есть набор готовых аналитических отчётов по 40 отраслям бизнеса «Маркетинговые исследования». Документ включает в себя общий обзор отрасли, подробный анализ всех ведущих игроков рынка — профили компаний, данные по ценообразованию, товарооборотам, прогноз развития и т.п. Все отчёты подготовлены исследовательской компаний с 20-летним опытом.

Что делать после исследования ниши и анализа конкурентов? 

Определить бизнес-цели, критерии успеха и разработать стратегию. В этом могут помочь следующие инструменты:

  • Бизнес-модель Остервальдера помогает предпринимателям определить ключевые элементы своего бизнеса и создать стратегию для его развития. Она включает в себя: ценностное предложение, каналы продаж, отношения с клиентами и т.д.
  • Модель Jobs to be Done (JTBD) дословно переводится с английского как «работа, которая должна быть выполнена». Это подход к пониманию потребностей и мотивации потребителей. Для чего клиент покупает Ваш продукт или услугу?
  • Метод SCRUM для управления проектами и разработки продуктов позволяет быстро адаптироваться к изменениям и получить обратную связь от клиентов.
  • Создание минимально жизнеспособного продукта (MVP) и тестирования его на рынке перед запуском полномасштабного проекта.

Я перечислил одни из самых популярных инструментов, которые помогают с выбором стратегии развития. Не стоит забывать, что подход и набор инструментов зависит от конкретной ситуации.

С чего начать оптимизацию издержек? 

На первый взгляд кажется, что оптимизация издержек — первый и самый простой шаг для перезагрузки бизнеса. Но оптимизация может и навредить бизнесу, если из-за этого снижается качество продукта, сервиса или отношений с клиентами. Поэтому я сначала говорю о стратегии и планировании, а потом уже о сокращении расходов. Нужно понимать, на чём точно нельзя экономить. 

Однако стремление к оптимизации своих расходов может стать стимулом для внедрения новых методов управления и автоматизации бизнес-процессов. Малому и среднему бизнесу я рекомендую перевести на аутсорсинг бухгалтерские и юридические услуги. 

Так предприниматель сможет сэкономить на штатных единицах, при этом не потеряет в качестве выполненной работы. Аутсорсинговые компании обычно имеют большой опыт и обширные знания в своей области. Это позволяет им более эффективно выполнять задачи и минимизировать риски ошибок и штрафов.

Также аутсорсинг позволяет малому и среднему бизнесу гибко управлять своими затратами на бухгалтерские и юридические услуги в зависимости от текущих потребностей. 

Специалисты «Бухгалтерии ВТБ для бизнеса» ведут бухгалтерский, кадровый учёт и налоговый учёт для ИП и ООО. Предприниматели могут своевременно рассчитывать все обязательные налоги и сборы, формировать налоговые декларации и вести учёт по агентским договорам. Сервис бухгалтерии доступен напрямую в интернет-банке ВТБ.

Ещё одной проблемой является доступ к источникам финансирования. Несмотря на наличие программ поддержки, многие предприниматели сталкиваются с трудностями при получении кредитов и инвестиций. Весомая доля отказов в предоставлении финансирования связана именно с низким качеством документации и непроработанным бизнес-планом. Готовый бизнес-план, разработанный под задачи бизнеса, можно заказать в витрине сервисов ВТБ.

Планируйте свою налоговую нагрузку, ищите законные способы снижения налогового бремени, гранты, льготы и возможности, предоставляемые государством. 

Например, рассмотрите переход на специальный налоговый режим АУСН, который автоматизирует процесс уплаты налогов и упрощает отчётность. Предприниматели на режиме АУСН освобождаются от взносов на пенсионное, социальное и медицинское страхование за сотрудников и себя, не платят налог на имущество. Кроме того, компании формы ООО освобождены от уплаты налога на прибыль, а ИП — на доходы физических лиц.

Повторюсь, что оптимизация издержек должна быть проведена с учётом стратегических целей компании и не должна приводить к ухудшению качества продукции или услуг.

Допустим, что в финансовых делах всё хорошо, но объём продаж продолжает снижаться? Что делать? 

Если вы провели или приобрели качественное исследование конкурентов и ниши, Вам уже известно, кто Ваш клиент и что ему нужно: 

  • Сосредоточьтесь на улучшении продукта. Это может привлечь больше клиентов и увеличить продажи.
  • Пересмотрите маркетинговую стратегию — ключевой инструмент для привлечения клиентов и увеличения продаж. Необходимо постоянно анализировать рынок и выбирать наиболее эффективные каналы продвижения. Здесь важен комплексный подходы и экспертиза специалистов в конкретной нише. Если у бизнеса нет ресурсов на свой отдел маркетинга, то можно эти функции делегировать. 

Например, для клиентов ВТБ доступен специальный сервис «Продвижение в интернете», который позволяет вывести сайт на первые позиции поисковых систем, улучшить репутацию компании и повысить эффективность рекламных кампаний. Все инструменты рекламного и поискового продвижения собраны в одном личном кабинете. Также предприниматель будет регулярно получать отчётность, которая позволяет контролировать процесс и принимать взвешенные решения. 

  • Работа с репутацией компании. Особенно в высококонкурентных нишах и там, где важен клиентский сервис, — это основное конкурентное преимущество. Репутация — фактор, который может повлиять на решение клиента выбрать Ваш бизнес или конкурента. Поэтому необходимо следить и работать с репутацией, отвечать на отзывы и комментарии, показывать свою открытость и готовность к общению.
  • Работайте над клиентским опытом: уделите внимание качеству обслуживания, предложите дополнительные услуги или бонусы для повышения лояльности. Позвольте клиенту почувствовать особое отношение, найдите персональный подход. Это поможет Вам выделиться среди множества других компаний и увеличить лояльность клиентов. Довольные клиенты — лучшая реклама. Удержание текущего клиента стоит дешевле, чем привлечение нового. Они могут рекомендовать ваш бизнес своим знакомым и друзьям, что в дальнейшем приведет к увеличению продаж.

Как среднему и малому бизнесу найти квалифицированных и надёжных сотрудников?

Зачастую время на поиск новых сотрудников ограничено, выделенного ресурса HR внутри компании может не быть. При этом надо определить, какими навыками и скиллами должен обладать сотрудник, составить грамотное и развёрнутое описание вакансии, отсмотреть десятки, а то и сотни резюме, провести множество звонков и очных встреч. 

При отсутствии ресурсов и времени можно отдать найм сотрудников на аутсорс и воспользоваться сервисами автоматизации подбора персонала. Например, в ВТБ есть онлайн-сервис «Управление подбором персонала». Он позволяет сэкономить минимум 2 оклада HR-а ежегодно за счёт автоматизации труда. На создание вакансии требуется 1 минута и запуск процесса поиска работника с релевантным опытом. Вы сможете работать со множеством кандидатов в единой базе, снизить расходы на поиск и повысить конверсию принятых офферов.

В завершение 

Для успешного развития бизнеса необходим комплексный и системный подход. Важно планировать, анализировать, управлять командой и продуктом, работать с рекламой и клиентами, а также оптимизировать расходы. Мы объединили полезные шаги в чек-листе, чтобы Вы смогли выбрать удобный сервис для Вашего бизнеса.

Как перезагрузить свой бизнес

Рекомендации и полезные инструменты

Скачать чек-листcover
#Прибыль#Ошибки предпринимателей

Читайте также

0

Удаленный ассистент предпринимателя: что поручить и как найти

Что объединяет основателей лётной парапланерной школы, сети салонов красоты и маркетингового агентства? Помимо того, что все они ...

6 апреля 2022

0

Как ИП перейти на НПД

Индивидуальные предприниматели могут использовать самозанятость в качестве налогового режима и существенно сэкономить на уплате ...

18 ноября 2022

0

Поговорим про женское предпринимательство

Женщины-предприниматели в российском бизнесе продолжают активно занимать свои ниши. По данным Минэкономразвития, на середину ...

7 марта 2024

0

Польза, а не головная боль: как выбрать CRM-систему для бизнеса

Рано или поздно почти каждый владелец бизнеса сталкивается с ситуацией, когда Excel и блокнота становится недостаточно для ...

3 июня 2020