![](/wp-content/uploads/2024/01/cover-kak-planirovat-razvitie-kompanii-s-pomoshhyu-biznes-modeli-ostervaldera.jpg)
Опубликовано: 16.01.2024
Для развития любого бизнеса огромное значение имеет стратегическое планирование. Необходимо изучить сильные и слабые места, найти точки роста и разработать правильную стратегию. В статье рассказываем, как планировать развитие компании с помощью такого инструмента, как бизнес-модель Остервальдера.
Суть и предназначение инструмента
Бизнес-модель Остервальдера, также известная как «Бизнес-модель канвас» (от англ. яз. «canvas» — холст) — это инструмент стратегического управления, который помогает компаниям описать и визуализировать свою бизнес-модель. Он представляет собой графическую модель, состоящую из девяти ключевых элементов, которые описывают бизнес-процессы компании.
![](/wp-content/uploads/2024/01/imidzh-6-1024x600.png)
Модель разработали авторы книги «Построение бизнес-моделей» А. Остервальдер и И. Пинье.
Вот так описания блоков выглядят в упомянутой книге:
![](/wp-content/uploads/2024/01/imidzh-7-1024x416.png)
![](/wp-content/uploads/2024/01/imidzh-8-1024x416.png)
Модель Остервальдера применяют, чтобы:
- выявить точки роста;
- проанализировать конкурентов;
- определить лучшие варианты развития деятельности.
Бытует распространённое заблуждение, что инструмент подходит лишь стартапам и небольшим компаниям. В действительности модель активно используют и гигантские корпорации. Например, Airbnb, Netflix, Amazon и др.
Главное условие для использования инструмента — заполнять таблицу нужно тогда, когда Вам уже известны все переменные. Потому на этапе планирования стартапов модель Остервальдера используют нечасто.
Перед заполнением таблицы тщательно исследуйте свой бизнес: существующий ассортимент, основополагающие направления, применяемые стратегии и пр.
Как выглядит модель и как её заполнять
Модель представляет собой таблицу из 9 блоков, и для заполнения каждого требуется глубокий анализ бизнеса. Мы укажем основные моменты, которые следует описать. Но чем подробнее Вы распишите каждый аспект, тем нагляднее для Вас будет общая картина.
![](/wp-content/uploads/2024/01/imidzh-9-1024x821.png)
Итак, заполняем модель:
- Ключевые партнёры. Укажите компании-партнёры, которые своей деятельностью дополняют Вашу бизнес-модель.
- Ключевые виды деятельности. Укажите все работы, которые нужно осуществить для ведения бизнеса (производство, управление и т. д.).
- Ключевые ресурсы. Установите все активы, которые нужны для ведения бизнеса (финансы, оборудование, знания, сотрудники). Для всех активов укажите источник их получения.
- Ценностные предложения. Подумайте, в чём ценность Вашего предложения для клиентов, что оно решает и чем лучше конкурентов.
- Взаимоотношения с клиентами. Укажите, как Вы общаетесь с аудиторией и каковы Ваши цели от этого общения.
- Каналы сбыта. Здесь важно описать все точки контакта с потребителями — от первоначального информирования до продажи и постпродажного обслуживания.
- Потребительские сегменты. Опишите, какую аудиторию Вы считаете потенциальными клиентами. Сегментов может быть несколько, каждый со своими потребностями.
- Структура издержек. Определите все затраты бизнеса, разделив их на фиксированные и меняющиеся.
- Потоки поступления доходов. Распишите, на чём Вы зарабатываете деньги (продажи, аренда, предоставление услуг и т. п.). Определите наиболее прибыльные потоки.
Как применять модель для планирования
После заполнения бизнес-модели перед Вами будет наглядная карта Вашего бизнеса.
Вы сможете увидеть:
- каково соотношение Ваших доходов и расходов;
- какие партнёры Вам необходимы или, наоборот, не нужны;
- откуда приходит наибольшая прибыль;
- какое направление малоэффективно;
- какие слабые места имеются и как их «починить»;
- какие сильные места Вы упускаете из виду.
Бизнес-модель Остервальдера популярна из-за своей простоты. Заполнить её можно без наличия специфических знаний — просто укажите всё, что Вам известно. Собранная и визуализированная информация помогает понять, где имеются проблемы, с чем или с кем работать не нужно, что можно исправить или улучшить.
Вывод
Бизнес-модель Остервальдера помогает представить и понять все аспекты бизнеса в единой картине. Она позволяет визуализировать ключевые элементы бизнеса, но для этого нужно собрать достаточное количество информации. Бизнес-модель Остервальдера может служить основой для обсуждения и совместной работы над улучшением бизнеса. Например, во время мозговых штурмов. Имейте в виду, что это не готовое решение, а общая картина бизнес-процессов компании. Такая модель помогает увидеть важные взаимосвязи и узкие места, не отвлекаясь на лишние детали. Она помогает компаниям быть гибкими, адаптивными и конкурентоспособными в изменчивой бизнес-среде.