
Опубликовано: 26.03.2025
Магазин мебели сложно назвать бизнесом для новичков. Чтобы открыть небольшой салон, например, в Калуге, нужно не меньше 6 миллионов рублей, а вложения окупятся примерно через три года. В Москве для старта понадобится минимум 11 миллионов рублей, срок окупаемости — пять лет. Но есть и другой путь: начать с малого, например, создать онлайн-магазин. Это позволит постепенно изучить рынок, протестировать спрос и наладить контакты с поставщиками, прежде чем вкладывать значительные средства в офлайн-площадку.
В статье объясняем, на что обращать внимание, и по шагам рассказываем, как открыть магазин мебели с нуля. Пойдём по порядку.
Выберите формат магазина
Можно открыть онлайн-магазин, офлайн-точку или совместить оба формата. Расскажем об особенностях каждого.
Онлайн-магазин
По данным исследования компании E-Promo, в 2023–2024 годах категория «Мебель» заняла второе место в рейтинге товаров, которые чаще всего покупают онлайн. Главное преимущество такого формата для начинающих предпринимателей — меньший объём вложений, чем для традиционной торговой точки. Вам не надо тратиться на аренду торгового помещения и покупку специального оборудования. К тому же проще процесс оформления бизнеса: не нужны разрешения от надзорных органов.
Необходимость в складе зависит от товаров, которые планируете продавать, и от формата работы с поставщиками. Например, можно договориться с производителем, что он сам будет отправлять мебель покупателям, — в этом случае получится обойтись без дополнительных площадей.
Офлайн-магазин
Несмотря на рост популярности онлайн-покупок, люди по-прежнему продолжают выбирать вещи вживую. Хорошие консультанты помогают с замерами, отвечают на вопросы во время демонстрации конструктивных возможностей мебели, рассказывают, как правильно обращаться с материалами. Так повышается шанс продажи и снижаются риски возврата.
Офлайн-точку можно открыть в двух форматах: обычный мебельный магазин и тот, что работает по франшизе. Сравним две модели.
Обычный магазин | Магазин по франшизе | |
Плюсы | • Полная свобода в принятии решений: по дизайну магазина, ассортименту, ценовой политике. • Возможность быстро адаптироваться к изменениям рынка и спроса. • Вся прибыль остаётся у владельца. | • Меньше рисков на старте благодаря готовой модели и поддержке франчайзера. • Работа под маркой известного бренда — это привлекает больше клиентов. • Процессы стандартизированы, поэтому магазином проще управлять. |
Минусы | • Крупные инвестиции на старте. • Нужно самостоятельно создавать и продвигать бренд, на это потребуется выделить время и ресурсы. • Высокая конкуренция с сетевыми магазинами и точками, которые работают по франшизе. • Все вопросы по логистике, работе с поставщиками придётся решать самостоятельно. | • Нужно следовать стандартам франшизы, поэтому не получится изменить ассортимент или вести собственную ценовую политику. • Зависимость от репутации франчайзера. • Регулярные отчисления роялти — фиксированной суммы или процента от оборота. |
Обычный магазин стоит открывать, если вы хотите полной свободы действий и готовы взять на себя все риски по управлению. Франшиза — более безопасный вариант для начинающих предпринимателей, но с ограничениями в принятии решений и дополнительными регулярными расходами.
Изучите рынок и выберите нишу
Вне зависимости от того, в каком формате решили работать, проанализируйте:
- что предлагают производители и поставщики мебели;
- в какой ценовой категории.
Исходя из этого подготовьте примерный ассортимент товаров для будущего магазина.
Затем изучите целевую аудиторию (ЦА). Например, если в районе ведётся активное строительство жилья, потенциальными покупателями могут быть:
- семьи, которые ищут стильную и функциональную мебель;
- семьи с детьми, которым нужна безопасная и современная обстановка;
- рантье, которые подбирают меблировку для арендной недвижимости.
Чтобы проанализировать конкурентов, посетите несколько магазинов в районе. Обратите внимание на внешний вид торговой точки, ассортимент, квалификацию консультантов, уникальное торговое предложение (УТП) салона, если оно есть. Не забудьте и про онлайн-конкурентов: вам придётся соревноваться не только с локальными салонами, но и с федеральными сетями, которые представлены в интернете.
Если запускаете онлайн-магазин, сначала изучите местные и федеральные сайты салонов, затем — розничные точки в интересующем вас районе.
Чтобы сократить время на изучение ниши, можно купить готовое исследование в маркетинговом агентстве. Клиенты ВТБ могут приобрести маркетинговое исследование с помощью онлайн-сервиса. Отчеты предоставляются в электронном виде (в формате Word и презентации в PDF), файлы придут на почту в течение трёх дней после оплаты. Данные со временем можно обновить бесплатно, отправив запрос специалистам банка.
Ещё один вариант — проанализировать ситуацию в нише с помощью портала мсп.рф.

Когда проанализировали рынок, конкурентов, целевую аудиторию, выберите нишу, в которой будете стартовать. Лучше, чтобы это было знакомое или понятное вам направление. Например, если работали в салоне шкафов-купе, можно специализироваться на этой и другой корпусной мебели: столах, тумбах, кроватях. Вот какие ещё направления можно рассмотреть:
- мягкая мебель: диваны, кресла, пуфы, банкетки;
- мебель для кухни;
- уличная мебель: пластиковая, деревянная, плетёная;
- мебель для офиса: столы, кресла, стулья, стойки ресепшен, стеллажи.
Подберите локацию и помещение
Для офлайн-магазина это может быть отдельно стоящее строение, магазин в торговом центре (ТЦ), общественном или жилом здании. Площадь будет зависеть от ниши, в которой планируете работать. Например, мягкая мебель требует большого пространства. А вот шкафы-купе и простые корпусные изделия можно продавать и в небольшом офисе. Менеджер будет принимать заказы, а дизайнер — рисовать проекты и рассчитывать стоимость. В этом случае понадобится два-три рабочих места, зона ожидания для клиентов, витрина с образцами материалов.
Выбирайте объекты в местах с высокой проходимостью и там, где потенциально может быть ваша целевая аудитория:
- ТЦ в спальных районах;
- торговые центры на выезде из города, если ваша ЦА — владельцы загородной недвижимости;
- коммерческие помещения в новостройках.
Если открываете полноценный магазин, важно, чтобы рядом была парковка, — так клиенты смогут сразу купить и забрать мебель.
У предпринимателей, которые открывают интернет-магазин, больше вариантов для манёвра. Например, на старте не обязательно арендовать офис: менеджеры могут работать из дома удалённо. А если выберете систему дропшиппинга, получится обойтись и без склада.
Зарегистрируйте компанию
Чтобы открыть магазин мебели, нужно:
Если открываете офлайн-магазин, дополнительно нужно подготовить:
- Учредительные документы. Для ООО: устав, свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе (ИНН), лист записи реестра юридических лиц, выписку из реестра юридических лиц с актуальными кодами ОКВЭД. Для ИП: лист записи реестра ИП, выписку из реестра ИП с актуальными кодами ОКВЭД.
- Уведомление о начале деятельности в территориальный орган Роспотребнадзора.
- Договор аренды помещения.
- Договоры на вывоз ТБО, на дератизацию, дезинфекцию, дезинсекцию помещений.
- Документы по пожарной безопасности: приказ об установлении противопожарного режима, инструкцию о мерах пожарной безопасности, удостоверение о прохождении руководителем пожарно-технического минимума, журнал регистрации противопожарного инструктажа, план эвакуации при пожаре.
- Программу производственного контроля, с обязательным уведомлением Роспотребнадзора. Заявление о регистрации и техпаспорт контрольно-кассовой техники (ККТ).
- Договор на обработку фискальных данных.
- Комплект документов для стенда с информацией о защите прав потребителей: Закон «О защите прав потребителей», контактные данные контролирующих органов и экстренных служб, информацию об обслуживании льготных категорий граждан, книгу отзывов и предложений.
- Журнал учёта инструктажей по требованиям охраны труда и техники безопасности.
- Пакет документов по результатам проведения специальной оценки условий труда (СОУТ).
- Нормативную документацию для магазина мебели.
Установите оборудование
Мебель и торговое оборудование нужны только для офлайн-магазина, а касса и специальное ПО — для любого формата. Узнать, сколько нужно инвестировать, можно на портале мсп.рф. Например, перед тем как открыть магазин мебели с нуля в Калуге, нужно вложить не менее 1,5 миллиона рублей.
Расходы | Сумма |
Витрины, 5 шт. | 109 600 ₽ |
Кассовый аппарат, 2 шт. | 68 800 ₽ |
Компьютер, 2 шт. | 91 800 ₽ |
Стеллажи, 40 шт. | 390 100 ₽ |
Подъёмник | 688 400 ₽ |
Тележки обычные, 2 шт. | 11 900 ₽ |
Противопожарная система | 189 300 ₽ |
ИТОГО | 1 549 900 ₽ |
Если запускаете интернет-магазин, нужно разработать сайт — это обойдётся минимум в 120 тысяч рублей. Также необходима онлайн-касса — облачная, мобильная или стационарная. Стоимость аренды склада зависит от региона и площади помещений. На этих расходах можно сэкономить, если начать работу по системе дропшиппинга.
Найдите поставщиков
Чтобы найти надёжных партнёров, посоветуйтесь с продавцами, которые давно работают в этой сфере, изучите отзывы других компаний на специальных порталах, например, поставщики.ру. Российских контрагентов можно проверить на сайте Центробанка или ФНС. При выборе поставщиков обращайте внимание на следующие критерии:
- условия сотрудничества: сроки исполнения заказов, действия при задержке отгрузки, варианты оплаты;
- местоположение склада или производства: чем ближе к магазину, тем лучше;
- качество мебели.
Наймите персонал
Вне зависимости от формата магазина, который вы выбрали, вам понадобятся сотрудники. Для офлайн-точки на старте необходимы:
- один-два продавца-консультанта — в зависимости от площади магазина и графика работы;
- бухгалтер — можно оформить в штат или найти специалиста на аутсорсе;
- сборщики, грузчики, водители — можно оформить в штат или работать с физлицами — самозанятыми или по договору ГПХ;
- уборщик — может быть в штате компании или оформлен по договору ГПХ.
Если запускаете онлайн-магазин, вместо продавцов ищите операторов, которые будут принимать заказы и консультировать клиентов по телефону или в мессенджерах. Всю техническую часть по обслуживанию сайта — продвижению, написанию текстов, оформлению карточек товаров — можно отдать на аутсорс и обратиться в профильное агентство.
Чтобы найти продавцов-консультантов и сборщиков, опубликуйте вакансии на сайтах по поиску работы, используйте сарафанное радио. Минимальными требованиями для продавца-консультанта будут:
- коммуникабельность и грамотная речь;
- нацеленность на результат;
- знание ПК;
- опыт в сфере продаж мебели от 1 года.
Можно нанять сотрудников и без опыта, но тогда вам придётся самостоятельно их обучать, а на это нужно дополнительное время.
Чтобы мебель служила долго, а клиенты были довольны покупкой, важно найти профессиональных сборщиков. К этим специалистам обычно предъявляют такие требования:
- опыт в сборке корпусной мебели не менее 1 года;
- навыки подключения бытовой техники и сантехники, светового оборудования;
- навыки работы с ручным и электроинструментом;
- умение работать с технической документацией, чертежами, схемами сборки.
Продвигайте бизнес
На старте важно, чтобы как можно больше людей узнали о новом магазине. Если открываете офлайн-точку, оформите вывеску, напечатайте листовки, запустите рекламу на радио.
При разработке интернет-магазина поработайте над фото и описаниями товаров, подготовьте SEO-статьи, которые будут привлекать дополнительный трафик, запустите контекстную рекламу.
Ещё для любого магазина можно завести аккаунты в соцсетях, чтобы охватить больше аудитории. Рассказывайте об ассортименте, акциях, проводите конкурсы, запускайте таргетированную рекламу. Для продвижения магазина в онлайн-пространстве лучше обратиться к SMM-специалисту или в агентство.
Главное: сколько стоит открыть магазин мебели
Объём вложений зависит от региона, в котором планируете открывать магазин, формата и ниши. Также стоит учитывать, сколько собственных или заёмных средств используете, где будете арендовать помещение и какой площади.
В качестве примера мы рассчитали бизнес-план для магазина мебели в Калуге. Это торговая точка площадью 250–300 кв. метров на окраине города.
Статья расходов | Сумма |
Закупка и монтаж оборудования | 1 550 000 ₽ |
Регистрация бизнеса | 1500 ₽ |
Оформление документов, необходимых для ведения бизнеса | 32 300 ₽ |
Заключение договоров на бухгалтерское обслуживание, услуги связи, охраны, обслуживание ККТ | 25 200 ₽ |
Аренда и коммунальные платежи | 1 756 700 ₽ |
Подготовка и ремонт помещения | 2 096 600 ₽ |
Закупка первой партии товара | 623 000 ₽ |
Лицензии на ПО | 12 000 ₽ |
Проведение рекламной кампании | 84 000 ₽ |
ИТОГО | 6 181 300 ₽ |
В Москве стартовые затраты могут возрасти в два раза — до 11 миллионов рублей. Основная статья расходов, которая увеличивает стоимость инвестиций, — аренда помещения. Поэтому в столице открытие магазина мебели с нуля и без опыта — задача непростая. Но если вам интересна розничная продажа мебели, то можно развивать свой бизнес постепенно. Например, можно открыть свой небольшой онлайн-магазин или выйти на маркетплейсы с ограниченным ассортиментом. Можно привлекать локальных производителей, чтобы протестировать ваши гипотезы относительно спроса и ценообразования. Основатель бренда деревянной мебели поделился в интервью, как можно превратить небольшое производство «в гараже» в онлайн-бизнес на маркетплейсах.