0

Что нужно учесть, чтобы запустить прибыльный бизнес в 2024 году

user-pic
Барно Турсунова

Сооснователь сети умных автосервисов “Вилгуд”

В этой статье
Сложность освоения ниши с нуляУстойчивость к кризисамУровень цифровизации отраслиЧек-лист: что нужно проверить перед выбором ниши для бизнеса

Опубликовано: 27.12.2022

В декабре-январе предприниматели обычно планируют, как будут развивать бизнес в новом году. А кто-то только начинает задумываться о запуске своего дела и изучает различные варианты. Сооснователь сети умных автосервисов “Вилгуд” Барно Турсунова делится советами для начинающих предпринимателей.

Каждый год в России пробуют запускать бизнес сотни новых предпринимателей. Кому-то удается со временем масштабироваться в большую компанию, а кому-то — нет. Успех зависит от множества факторов, и один из главных — это правильный выбор ниши. О том, по каким критериям подбирать будущую сферу деятельности, расскажем поподробнее.

Сложность освоения ниши с нуля

В большинстве ниш бизнес можно запустить двумя способами: собственными силами или по франшизе. Во втором случае первоначальные расходы намного выше, поэтому начинающие предприниматели чаще выбирают первый вариант. Но это не всегда оптимальное решение. Для успешного запуска Вам понадобятся не только финансовые ресурсы, но и инструменты, знания об особенностях конкретной ниши.

Есть сферы, в которых можно быстро запуститься без специфических знаний и предпринимательского опыта — салоны красоты, продуктовые магазины и другие. Но если Вы хотите создать, например, IT-компанию, то сделать это без знаний в IT будет очень непросто. Как минимум Вам понадобится предпринимательский опыт.

Например, основатель IT-компании PMPartners Максим Прохоров открыто заявляет, что у него нет профильного образования и опыта в IT. Однако до запуска IT-компании он 5 лет проработал в ресторанной нише и сегменте доставки еды. Именно там предприниматель научился выстраивать бизнес-процессы, контролировать дедлайны и взаимодействовать со сложными клиентами. Без этого опыта сроки выхода на прибыльность в новом проекте, скорее всего, растянулись бы на месяцы.

Поэтому при выборе отрасли нужно ориентироваться не только на бюджет, но и на сложность освоения ниши с нуля — особенно, если у Вас недостаточно предпринимательского опыта. Если Вас все-таки привлекает сложная ниша, то, возможно, оптимальным вариантом будет запуск по франшизе.

В ряде ниш крупные франчайзеры разрабатывают компромиссные варианты для предпринимателей с небольшим бюджетом. Например, в сфере авторемонта независимым предпринимателям предлагают использовать те же IT-решения, которые внедрены во франшизах. При этом вступать во франшизу необязательно — достаточно только оплачивать лицензии на IT-систему. На некоторые решения (например, Wilgood Soft и др.) можно получить 50% скидку по Программе цифровизации малого и среднего бизнеса от РФРИТ.

Пример из личной практики: когда мы запускали нашу первую СТО (станцию технического обслуживания), мы были новичками во всем, что касалось авторемонта. Учиться было не у кого – 90% предпринимателей на рынке работали с минимальной маржинальностью и  совершали те же ошибки, что и мы. Нам пришлось самостоятельно анализировать проблемы и продумывать решения. Первый автосервис мы выводили на точку безубыточности почти 18 месяцев. Со второй СТО мы справились уже намного быстрее. А когда автосервисы стали запускать наши франчайзи, сроки выхода на прибыльность сократились до 2-3 месяцев.

Устойчивость к кризисам

Один из ключевых факторов, который нужно учитывать перед выбором ниши — это устойчивость будущего бизнеса к кризисам. Здесь можно отталкиваться от потребностей аудитории в конкретном продукте или услуге. Например, если у людей недостаточно денег, они могут сэкономить на отпуске. Их решение может ударить, например, по туристической фирме, доход которой к тому же нестабилен и сильно зависит от сезонности. Но этим же людям все равно нужно есть, спать, работать, передвигаться. Именно в этих нишах бизнес, как правило, чувствует себя хорошо даже в кризис.

Пример из личной практики: перед покупкой первого автосервиса мы исследовали разные ниши и остановились на отрасли авторемонта по нескольким причинам. Одна из основных — устойчивость к кризисам. Независимо от уровня дохода у населения всегда есть потребность в личном транспорте. А значит, всегда будет востребованным ремонт авто. Если у автовладельца нет возможности приобрести новый автомобиль, он будет поддерживать в хорошем состоянии ту машину, на которой он ездит. С момента запуска “Вилгуд” прошло уже больше 10 лет, и авторемонтная сфера по-прежнему доказывает свою  устойчивость к кризисам. Например, по итогам этого года спрос на покупку и запуск автосервисов вырос в 5 раз.

Уровень цифровизации отрасли

Высокий уровень цифровизации отрасли — это один из маркеров, который может выделять нишу как перспективную для запуска и быстрого масштабирования. Дело в том, что перед тем, как внедрить автоматизирующие решения, предприниматели, как правило, оптимизируют бизнес-процессы, ликвидируют слабые места и зоны утечки ресурсов. Благодаря этому компания растет намного быстрее, а IT-решения помогают контролировать процессы и масштабировать бизнес.

Сегодня трудно себе представить высокоприбыльный, быстрорастущий бизнес без автоматизации. Например, большинство салонов красоты используют сервисы онлайн-записи, в производстве одежды внедряют продвинутые ERP-платформы (системы управления основными бизнес-процессами компании), а CRM-системы сейчас есть в любом более или менее крупном магазине. При этом есть сферы, уровень цифровизации которых пока остается довольно низким — это, например, сельское хозяйство, ЖКХ и здравоохранение. В этих нишах построить масштабируемый бизнес будет уже сложнее.

Пример из личной практики: когда мы запустили наш первый автосервис, уровень цифровизации отрасли был крайне низким. Даже простые CRM-системы использовало очень мало предпринимателей. Мы же рассуждали иначе: мы понимали, что для создания эффективного бизнеса нам нужна комплексная ERP-платформа, с помощью которой можно автоматизировать и контролировать все ключевые бизнес-процессы. Мы не смогли найти подходящую IT-систему на рынке, поэтому разработали собственное решение.

Конечно, у большинства начинающих предпринимателей не так много ресурсов для того, чтобы разрабатывать собственные IT-платформы для бизнеса. Поэтому лучше всего заранее посмотреть, какие решения уже есть в интересующей Вас отрасли, как отзываются о них предприниматели, которые работают в нише и т.д.

Чек-лист: что нужно проверить перед выбором ниши для бизнеса

  1. Проанализируйте спрос на продукты и услуги в конкретной нише. Очень важно, чтобы аудитории было трудно отказаться от Ваших продуктов и услуг даже в кризисное время и при сложностях с доходами.
  2. Оцените, сможете ли Вы запустить бизнес с нуля в незнакомой нише без поддержки со стороны. Понадобятся ли вам специфические знания и инструменты? Если да, то какие опции, которые помогут вам оптимизировать расходы на запуск, есть на Вашем рынке?
  3. Проанализируйте, как работают бизнес-модели и бизнес-процессы в интересующей Вас нише. Как быстро предприниматели выходят на прибыльность? Насколько в нише внедрена автоматизация?
#выборниши#стартап

Читайте также

0

9 шагов для создания своего Интернет-магазина

Мы каждый день бываем в Интернете. Обновляем соцсети, пишем сообщения, выкладываем фотографии и…сидим в Интернет-магазинах. Еще ...

16 ноября 2020

0

7 шагов для успешного стартапа

Все больше людей начинают свой собственный путь в бизнесе. Это отличная тенденция, но — увы и ах! – сегодня крайне мало мест, ...

19 января 2021

0

Взгляд изнутри: как «раскрутить» фотостудию

В Москве сейчас насчитывается около 400 фотостудий. Вопреки распространенному убеждению, в большинстве случаев студию для съемок ...

11 июня 2020

0

Краудфандинг для стартапа или проекта

В статье рассказывается о краудфандинге — одном из способов собрать деньги на реализацию своего проекта, вывод на рынок нового ...

2 ноября 2022