Опубликовано: 15.02.2024
Российский рынок бьюти-товаров стремительно растёт. Здесь неизменно стабильный спрос и высокая конкуренция. В статье поговорим о том, как открыть магазин косметики и на что обратить внимание, чтобы не прогореть в первый же год.
Основные этапы открытия бизнеса отобразили на схеме:
Регистрация бизнеса
Открыть ИП или ООО. Для регистрации магазина косметики подойдёт ИП или ООО.
Для небольшого магазина косметики выбирайте ИП. Отчётность минимальная, можно работать без бухгалтера. Если собираетесь открывать бизнес с партнёрами и инвесторами, оформляйте ООО.
Указать коды деятельности — ОКВЭД. Для магазина косметики подойдёт код 47.75. Если собираетесь торговать через Интернет, укажите код 47.91. Чтобы не ошибиться с выбором кодов, изучите классификатор.
Выбрать режим налогообложения. Магазину косметики можно работать на упрощёнке (УСН), патенте (ПСН), АУСН и ЕНВД.
Открыть расчётный счёт. Без него не получится платить аренду, рассчитываться с поставщиками и выплачивать зарплату сотрудникам.
Уплатить торговый сбор. Если Вы открываете физический магазин в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Освобождены от уплаты сбора предприниматели на патенте и некоторые Интернет-магазины. Подробности читайте на сайте ФНС России.
Подать уведомление в Роспотребнадзор. Магазин косметики обязан уведомить Роспотребнадзор о начале деятельности. Если предприниматель забыл подать уведомление, придётся заплатить штраф (19.7.5-1 КоАП РФ).
Анализ конкурентов и аудитории
Аудитории. Основная аудитория косметических магазинов покупателей — женщины. Они покупают косметику для себя и своих близких.
Мужчины тоже ходят в косметические магазины, просто делают это реже женщин. Чаще всего они покупают гигиенические средства и парфюм. Покупка уходовых средств для лица и тела всё ещё вызывает дискомфорт у некоторых мужчин.
Конкуренты. Конкуренция на бьюти-рынке с каждым годом растёт. Какие-то бренды уходят, но их место быстро занимают другие производители. Чтобы выделиться на фоне конкурентов, важно предлагать аудитории качественный товар, хороший сервис и выгодные акции.
Определение формата магазина
По способу продажи магазины бывают: онлайн и офлайн.
Онлайн. Это когда Вы продаёте товары в Интернете: в соцсетях или на маркетплейсах.
Согласно исследованию AliExpress и GFK, основные причины покупки товаров в Интернет-магазине:
- выгодные цены;
- широкий ассортимент товаров;
- экономия времени на покупки;
- возможность заказать товар в любое время;
- можно купить всё необходимое в одном месте;
- удобно сравнивать товары перед покупкой по характеристикам и ценам.
Некоторые опрошенные отмечают, что с опаской покупают косметические товары на маркетплейсах. Главными барьерами выступают:
- Отсутствие возможности протестировать товар перед покупкой.
- Несоответствие ожиданиям — ожидаемое качество продукта может не совпасть с реальным.
Офлайн. Когда Вы продаёте товары в физическом магазине. Покупатели офлайн реже обращают внимание на состав продукта и чаще покупают более дорогие товары. Иногда люди используют маркетплейсы как источник информации о продукте, а покупку совершают уже в физическом магазине.
Выбор помещения для магазина косметики
Если Вы хотите открыть физический магазин косметики, нужно определиться с расположением точки продаж, выбрать помещение и собрать все документы.
Расположение. Открыть магазин можно в торговом центре или в отдельном здании.
В торговом центре высокая посещаемость и много целевой аудитории. К тому же, не нужно самостоятельно искать помещение для аренды — в ТЦ его предоставляет администрация. Или можно занять небольшой островок и продавать косметику там.
Однако у такого вариант есть ограничения: дорогая аренда места и много конкурентов. К тому же, изменения в бизнесе (изменение логотипа или названия) нужно согласовывать с администрацией. И не факт, что Вам пойдут навстречу.
Если открывать магазин в отдельном здании, то Вы вправе делать с магазином все, что захочется. Конечно, в рамках договора с арендодателем и требований городской администрации. И ещё стоимость аренды такого помещения обычно ниже, чем в ТЦ. О том, как быстро и недорого найти коммерческое помещение, читайте в статье.
Но и у такого варианта размещения есть свои минусы. Если открыть магазин в неудачном месте, целевая аудитория Вас не заметит или просто пройдёт мимо. Бесполезно открывать магазин люксовой косметики в спальном районе где-то рядом с МКАДом, он никогда не окупится.
Формирование ассортимента косметики и парфюмерии
Чтобы сформировать ассортимент магазина, нужно определиться с концепцией торговой точки.
Концепция «одного бренда». В ассортименте такого магазина представлены товары одной торговой марки, других брендов там нет. В такие точки заглядывают поклонники бренда и те, кто хочет купить товар определённого качества или назначения.
«Нескольких брендов». В ассортименте таких магазинов могут быть разные по цене и назначению продукты. От бюджетных белорусских тушей до люксовых итальянских кремов.
Концепция «одного направления». Продукция таких магазинов предназначена для определённой аудитории. Например, любителей корейской косметики или продуктов с натуральным составом.
Проанализируйте, какая концепция магазина ближе Вашей аудитории. И приступайте к выбору ассортимента.
Подбор оборудования для магазина косметики
Онлайн-касса — это устройство, которое принимает платежи от покупателей и передаёт информацию по ним в налоговую. Без кассы работать нельзя, компания получит штраф (19.7.5-1 КоАП РФ).
Чтобы работать в рознице, понадобится торговый эквайринг для расчётов по безналу. По закону это не обязательно, но без него магазин теряет клиентов, которые оплачивают товар наличными.
Выбор поставщиков
Поставщиков можно искать в Интернете, по информации на упаковке товаров, через конкурентов или на выставках. А можно прочитать нашу статью, как найти надёжных поставщиков.
Через поисковики. Самый быстрый способ найти поставщиков нужных товаров — поисковые системы. Обратите внимание на сайты-каталоги, где компании предлагают продукты.
На выставках. На них можно лично познакомиться с поставщиками и подружиться с теми, чья продукция Вам интересна.
Через конкурентов. Есть два варианта действий: запросить у конкурента сертификаты качества на товары или купить продукт в магазине конкурента и, изучить его упаковку.
Запросите у поставщиков прайс-листы и узнайте все условия, затем сравните кандидатов и определите самых выгодных.
Наём сотрудников
В штате косметического магазина должны быть:
Администратор | «Лицо» магазина, контролирует порядок в магазине. На первом этапе роль может взять на себя владелец. |
Продавцы-консультанты | Продают товар клиентам и принимают оплаты. Желательно нанять двух человек, чтобы они могли работать посменно. |
Грузчик | Разгружают товары на складе магазина. |
Работники склада | Принимают и сортируют товары. На первом этапе одного-двух человек на складе будет достаточно. |
Чтобы найти сотрудников, нужно составить список требований к соискателю и выложить его на сайтах поиска работы. Дальше провести собеседования и выбрать подходящего кандидата. После работников нужно официально трудоустроить.
Продвижение магазина косметики
Рассмотрим два способа продвижения магазина косметики: сайт и соцсети.
Сайт
На сайте можно создать косметический блог и публиковать контент:
- Обзоры косметических продуктов. Писать обзорные статьи с отсылками на товары Вашего магазина.
- Советы и рекомендации. Писать чек-листы. Например, в какой последовательности наносить косметические продукты.
- Интервью с экспертами. Беседовать с профессионалами индустрии. Например, с врачами-косметологами.
- Новости. Например, о том, что происходит в бьюти-нише и какие продукты сейчас популярны.
Полезный и интересный контент покажет Вашу экспертность в нише красоты.
Обязательно оптимизируйте сайт для поисковых систем. Ваш сайт может попасть в топ поисковой выдачи, и Ваши статьи увидит множество людей. А если эти люди оценят Ваш блог, они с удовольствием будут покупать и Ваши товары.
Ещё на сайте можно размещать информацию о новинках, акциях и распродажах в магазине.
Соцсети
В соцсетях тоже можно продвигаться с помощью контента:
- писать полезные посты и рассказывать о спецпредложениях в магазин;
- снимать короткие смешные ролики;
- проводить розыгрыши — например, за подписку на блог, человек получит скидку на покупку товара в магазине.
И можно покупать рекламу у лидеров мнений — блогеров и инфлюенсеров. Например, работать по бартеру: Вы бесплатно отправляете косметику на тест → блогер записывает рекламный ролик или пишет пост.
Финансовый план магазина
Посчитаем примерные затраты на открытие магазина косметики. Разберёмся на примере небольшого магазина в Ростове-на-Дону.
Траты | Стоимость |
Аренда помещения + коммунальные платежи | 100–150 тыс. руб. |
Ремонт помещения | 0–100 тыс. руб. |
Первая закупка товаров | 300–700 тыс. руб. |
Вывеска | 100–150 тыс. руб. |
Торговое и кассовое оборудование | 200–500 тыс. руб. |
Регистрация ИП Регистрация ООО | 800 руб. 10 тыс. руб. |
Реклама и маркетинг | 300–500 тыс. руб. |
Зарплата сотрудников | 200–300 тыс. руб. |
Непредвиденные расходы | от 100 тыс. руб. |
Итого | от 1,7 млн руб. |
Плюсы и минусы магазина косметики
Плюсы | Минусы |
Востребованность товаров | Высокая конкуренция |
Независимость от сезона | Возможны кражи со стороны покупателей и персонала |
Широкие границы целевой аудитории |
Возможные риски открытия магазина косметики
Проверьте маркировку на товарах, чтобы не платить штрафы. Все товары от поставщиков должны приходить с маркировкой. В противном случае товары нужно вернуть, чтобы поставщики их заменили.
Работайте с проверенными поставщиками, чтобы не оказаться без товара или заплатить за партию больше, чем планировали. В начале работы заключите договор и пропишите все условия сотрудничества.
Тщательно выбирайте персонал, чтобы у магазина была стабильно высокая выручка. Не нанимайте сотрудников без опыта работы и вкладывайте в их обучение.