Опубликовано: 9.10.2024
Чат-боты помогают бизнесу автоматизировать рутинные процессы, сэкономить время и оперативно реагировать на обращения. «ВКонтакте» предлагает множество инструментов для их создания и настройки. Что такое боты, чем они могут помочь бизнесу и как создать своего виртуального помощника в ВК — в нашей статье.
Чат-бот — это программа, созданная для оперативного ответа на часто задаваемые однотипные вопросы. Он работает по заданному алгоритму, реагируя на действия пользователей.
Возможности ботов в ВК
Возможности чат-ботов зависят от API «ВКонтакте» — набора рабочих команд и действий на сайте. Платформа активно развивается, расширяя функционал виртуальных помощников. Сейчас доступно более 250 операций — платформа даёт огромное пространство для творчества пользователей.
API или Application Programming Interface (с англ. — «программный интерфейс приложения») — это посредник между разработчиком приложений и сайтом, с которым это приложение будет взаимодействовать.
- ВКонтакте предлагает обширную библиотеку медиаконтента, которую можно использовать внутри чат-бота для наполнения диалогов изображениями, видео или музыкой.
- Боты доступны как в полной, так и в мобильной версиях ВКонтакте.
- VK предлагает брендам монетизацию ботов: через платную подписку, через рекламную рассылку и доступ к Рекламному API. Подробнее об этом можно узнать здесь.
Какие функции может выполнять бот в ВК
Выбор зависит от задач бизнеса, которые вы хотите решить с помощью этого инструмента. Чат-бот способен:
- автоматизировать рутину;
- сэкономить время клиента на поиск нужной информации;
- оперативно обрабатывать частые вопросы клиентов;
- стать дополнительным каналом коммуникации бренда.
Перечислим самые популярные функции чат-ботов, которые использует бизнес.
- консультации и ответы на вопросы
Боты на связи 24/7. Они не устают и не допускают ошибок, связанных с человеческим фактором, не уходят на перерыв, а вы не платите им зарплату. Чат-боты могут обрабатывать большое количество запросов одновременно. Робот ответит в нерабочее время, предоставит нужную информацию — и клиент останется доволен.
- сервисные уведомления
Сообщения о статусе заказа, доставке товара, продлении подписки или окончания пробного периода использования продукта разошлёт робот. Он может сразу предоставить дополнительную информацию по запросу клиента: время работы магазина, цену на товар или наличие свободных мест для записи.
- рассылки для подписчиков
Многие сообщества в ВК предлагают своим подписчикам уникальный контент, который не публикуется на странице. Например, бот в группе автолюбителей может еженедельно рассылать подборку лайфхаков для водителей или отдельные правила ПДД.
- напоминания о событиях или акциях
Не все подписчики следят за новостями в сообществе. Чат-бот оповестит их о предстоящих мероприятиях: распродажах, мастер-классах, конференциях или концертах.
- оформление заказов и запись на услуги
Чат-боты способны регистрировать заказы и бронирования. Они соберут нужную информацию и передадут её в соответствующие отделы. Это ускорит процессы и повысит уровень обслуживания.
- дополнительные продажи
В ходе беседы виртуальный помощник сам предложит другие продукты. Например, при запросе расписания работы спортзала рекомендовать услуги персонального тренера или курс массажа.
- приём оплаты
Бот может принимать оплату на сайте или в приложении социальной сети через сервис VK Pay. Это понравится пользователям, использующим платёжную систему.
- проведение интерактивов и геймификация
С помощью чат-ботов проводят интерактивы — например, викторины или конкурсы. Можно даже сделать небольшую игру для подписчиков. Такие механики показали высокую эффективность в продвижении.
- сбор обратной связи и исследования
Роботы зададут вопросы о качестве обслуживания или предложат пройти анкету или опрос. Автоматизация упростит проведение маркетинговых исследований.
- сбор и анализ данных
Чат-боты соберут и обработают данные о предпочтениях клиента, чтобы предложить ему наиболее подходящий товар или услугу. Информация о взаимодействии бота с клиентом пригодится для оценки эффективности самого чат-бота, а данные о заказах и заявках — для анализа продаж.
***
Несмотря на широкий спектр функций, чат-бот не всегда может заменить человека. На вопрос, который поставит в тупик виртуального собеседника, должен ответить реальный оператор; результаты обработки данных правильно оценит только аналитик. Но бот снимет с людей механические задачи, чтобы оператор отвечал только на важные сообщения, а аналитик не тратил время на расчёты.
Правила для ботов ВКонтакте
Ознакомьтесь с Правилами для чат-ботов ВКонтакте. За нарушения администрация может отключить бота или функцию сообщений вашему сообществу.
Основные тезисы:
- Запрещено использовать подписку, отметки «Нравится» и репосты как условие работы бота. Например: «Чтобы получить арт, подпишись на меня».
- Если бот пообещал что-то сделать — должен выполнить в течение суток;
- Нельзя просить подписаться на сообщество, поставить лайк или сделать репост в следующих ситуациях: пока бот обрабатывает запрос и ещё не выполнил свою команду; в приветственных сообщениях сообщества; если за сутки такая просьба уже была отправлена пользователю после выполнения основной функции бота.
- Название команды должно отражать действие бота.
- Бот не должен постоянно «уводить» пользователя на другие сайты (если не создан для этого — например, для поиска товаров).
- Если ваш бот пересылает контент, созданный пользователями, ещё его называют UGC-контентом, то необходимо добавить ссылку на источник. Это правило связано с тем, что чужие фотографии, записи или комментарии могут содержать запрещенные правилами платформы материалы. Указание на источник такого контента позволит избежать блокировок в вашем сообществе.
- Рекламные сообщения и рассылки должны соответствовать Правилам размещения рекламы в сообществах и Правилам монетизации ботов.
Как сделать чат-бота в ВК
Вы уже знаете, что такое боты и чем они могут помочь бизнесу. Теперь разберёмся, как создавать и настраивать собственного виртуального помощника во «ВКонтакте».
Шаг 1. Создайте сообщество для бизнеса
Для создания бота понадобится сообщество в VK, от имени которого бот будет общаться с пользователями. Как создать группу для ведения бизнеса, смотрите в записи вебинара «ВКонтакте: оформляем сообщество и запускаем продажи».
Шаг 2. Определитесь с задачами
Что будет делать чат-бот? Какие проблемы решать? Исходите из потребностей клиентов. Автоматизация должна упростить или ускорить процесс для пользователей.
Рекомендации
✅ Какие задачи проще делегировать чат-боту:
- обработка входящих запросов;
- формирование клиентской базы;
- запись на услуги;
- вопросы о характеристиках товара;
- рассылка уведомлений с промо-акциями и напоминаний.
✅ Что лучше доверить специалисту:
- работу с возражениями клиента – человек может проявить эмпатию и лучше понять проблемы обратившегося;
- работу с постоянными и важными клиентами – такой подход продемонстрирует, что вы цените заказчика, покажет вашу «человечность» и клиентоориентированность.
Пример:
Владелец ветеринарной клиники Пётр заметил, что клиенты часто пишут в нерабочее время, желая записаться на приём. Когда администраторы отвечали на сообщения утром, в половине случаев оказывалось, что из-за длительного ожидания люди уже обратились в другую ветлечебницу. Поэтому Пётр добавил в группу клиники во «ВКонтакте» чат-бота, который бронировал время приёма. После этого количество записей выросло на 5%.
Как превратить бота в полноценного сотрудника и передать ему работу по генерации лидов, модерированию чата, оценке запроса клиента? Читайте в нашей статье.
Шаг 3. Пропишите сценарии будущего бота
На этом этапе необходимо продумать цепочки сообщений, по которым чат-бот будет выстраивать диалог. Сначала необходимо определить цели, к которым бот сопровождает пользователя — одну или несколько. После — прописать путь к цели, последовательность вопросов и ответов, которая приведёт к конечному результату.
Пример простого сценария
Сценарий может раздваиваться и ветвиться, но важно следить, чтобы «ветки» не «уводили в никуда» — иначе беседа просто оборвётся, что может разочаровать пользователя.
Каждый ответ клиента в меню должен вести к действию бота, каждый вариант развития диалога — к финалу.
Рекомендации
✅ Поговорите с сотрудниками службы поддержки и менеджерами. Какие рутинные задачи им постоянно приходится решать? С какими запросами чаще всего обращаются клиенты? Что из этого можно уложить в схему «вопрос — ответ»? Например, бот может рассказать о часах работы заведения, ассортименте блюд и программе вечера. Исходя из этих целей, составляем цепочки сообщений. Это будет простое меню с тремя кнопками или вы предложите клиенту винную карту и забронировать столик после её просмотра? Решать вам.
✅ Уделите особое внимание текстам. Ответы должны быть понятными и простыми, грамотными. И не забудьте о кнопке «назад» для возврата в предыдущее меню.
✅ Заранее подумайте о персонализации. Бот может собрать данные о пользователе и делать индивидуальные предложения. Простой пример — обращение по имени.
✅ Изучите примеры у конкурентов или инструкции для самостоятельного создания ботов с помощью конструкторов. Написание сценария для бота может быть непростой задачей, если вы планируете использовать его для разных задач одновременно. Рекомендуем полезные материалы от разработчиков ботов Senler и Robochat.
Шаг 4. Соберите чат-бота
Теперь надо выбрать способ создания чат-бота, исходя из задач и специфики прописанной схемы. Их два:
- сборка бота через конструктор
Такой метод подходит для создания простого чат-бота. Например, для записи на приём, опросов или консультаций. Основное преимущество конструктора — простота и наглядность. Уметь программировать не нужно — сервис понятен интуитивно.
Предлагаем вам сервисы для создания чат-ботов. Например, для простых задач подойдут CXhub или Robochat. В интерактивах и геймификации хороши Автопилот и Smart Bot. Botmother умеет отправлять запросы к API сторонних приложений, а Senler создаст цепочки рассылок с любыми вложениями.
- самостоятельное написание чат-бота
Недостаточно функционала конструктора? Сделайте бота с нуля! Но если вы не владеете базовыми навыками программирования, потребуется специалист. Найти его можно в списке партнёров платформы ВК. Если же хотите попробовать сами — здесь находится вся необходимая документация для разработки чат-бота.
Шаг 5. Протестируйте виртуального помощника
Обязательно проверьте работоспособность бота. Пройдите по всем цепочкам сценариев, нажмите на все кнопки, проверьте каждое слово. Алгоритм бота должен всегда вести к результату. Каждый ответ должен содержать полное решение проблемы пользователя, но может предлагать и дополнительную информацию.
Привлеките постоянных клиентов и соберите обратную связь. Лучшие решения рождаются в результате последовательного улучшения любого дела, поэтому регулярно совершенствуйте своего помощника.
Шаг 6. Подключите бота к сообществу
Пользователи смогут пообщаться с ботом, только когда вы включите его в настройках сообщества. Сначала перейдите в «Управление сообществом» → «Сообщения» → «Настройки для бота» и установите галочку в пункте «Возможности ботов». После включите возможность писать в сообщества в разделе «Управление сообществом» → «Сообщения». Готово! Теперь, когда пользователи будут нажимать на кнопку «Сообщение» на вашей странице, будет активироваться бот.
Анонсируйте появление чат-бота — напишите пост о его функциях, расскажите, чем он пригодится подписчикам. Подробнее о том, как привлечь в чат-бот подписчиков, читайте ниже в этой статье.
Шаг 7. Не забывайте об обновлениях
Любое программное обеспечение требует обслуживания и обновлений. Регулярно обновляйте сценарии и информацию, чтобы они соответствовали потребностям пользователей. Следите за статистикой использования чат-бота. Вы можете запрограммировать его так, чтобы он сам собирал информацию о своей работе и результативности. Отмечайте, где возникают сложности и насколько новый сервис удобен для людей.
Частые ошибки при создании бота
Чтобы бот выполнял свои задачи, он должен быть полезным и интересным для пользователей. Испортить впечатление от бота могут такие ошибки:
- сложные сценарии
Большое количество непоследовательных вопросов отпугнёт клиента, и он не найдёт нужную информацию. Сделайте сценарии интуитивно понятными, чтобы путь к цели не занимал много времени.
- отсутствие персонализации
Настройте бота так, чтобы он предлагал продукты, подходящие пользователю. Например, магазин одежды может предлагать одежду, ориентируясь на пол клиента.
- нарушение правил платформы
Если у вашего бренда большое и активное сообщество ВКонтакте, то отключение бота или функции сообщений может нанести ущерб репутации бренда.
Как привлечь подписчиков в чат-бот
Виртуальный помощник не может сам начать диалог. Чтобы подписчики начали его использовать, нужно их мотивировать. Например, такими способами:
- написать посты о функциях и преимуществах бота;
- устроить розыгрыш среди пользователей;
- подключить кнопку действия со ссылкой на бота на странице сообщества;
- сделать специальный виджет в группе.
Хотите узнать другие способы раскрутки своего дела в социальных сетях? Смотрите вебинар «Инструменты продвижения своего бизнеса» от ВТБ «Ближе к делу».