Опубликовано: 3.10.2024
Успешные компании непрерывно работают над созданием новых продуктов и улучшением существующих, стремясь успеть за изменениями условий рынка и вкусов потребителей. Процесс создания любого продукта характеризуется одинаковыми этапами. Рассказали о них и необходимых для разработки ресурсах в нашей статье.
Разработка продукта — это процесс создания и вывода на рынок новых товаров, услуг, программного обеспечения или сервисов.
Виды разработки
- новый продукт
Для его создания нужно пройти полный цикл разработки без учёта существующих продуктов бренда. Компания проводит глубокий анализ рынка и потребностей аудитории, не опираясь на данные прошлых разработок. Потребуется немало вложений, но зато есть возможность создать что-то уникальное и серьёзно расширить аудиторию. Например, бренд одежды решает выйти на рынок косметики. Расширение ассортимента и новая ниша потребуют прохождения всех этапов разработки.
- новинка в линейке
Цель нововведения — расширить ассортимент компании. Поэтому здесь нужно опираться на существующую товарную матрицу, её целевую аудиторию, стратегию позиционирования. Начать стоит с анализа вашей продуктовой линейки и поиска незакрытых потребностей целевой аудитории. Для бизнеса это наименее рискованный и затратный вариант. Дополнения предлагают новые функции, преимущества или внешний вид товаров (цвет, размер, форма).
- совершенствование существующего продукта
Даже если вы уже выпустили на рынок бестселлер, не забывайте изучать отзывы и обзоры. Они могут выявить слабые места или возможности для улучшения. Такой подход повысит лояльность к вашему бренду, конкурентоспособность и привлечёт новую аудиторию.
Почему важно планировать разработку?
Одной идеи для создания нового продукта недостаточно. Этот процесс требует тщательной подготовки. Планирование поможет:
- определить цели и задачи
Какие потребности клиентов должна удовлетворить новинка? Какой цели хочет достичь компания? Здесь всё зависит от вашей бизнес-стратегии.
- распределить ресурсы
На разработку уходит много денег и времени. Чтобы избежать перерасходов и использовать ресурсы эффективно, тщательно всё спланируйте. В этом поможет UNIT-экономика.
- управлять рисками
Планирование включает анализ потенциальных рисков и подготовку мер по их минимизации.
- отслеживать процесс
Гораздо проще контролировать работу по плану. Вы в любой момент сможете понять, как продвигается дело, и скорректировать проект при необходимости.
- оценить результаты
Планирование определяет критерии успеха кампании. Показатели эффективности помогут при оценке проекта и следующем расширении товарной базы.
Этапы разработки
Процесс создания продукта делится на несколько этапов:
Шаг 1. Поиск идеи
Идея формируется от потребности пользователя. Нужно понять, чего не хватает потребителям. Какие проблемы или неудобства они испытывают? Какие решения ищут? Изучите вкусы целевой аудитории. Для этого используют опросы, интервью, CustDev, SWOT-анализ, Customer Jorney Map и другие методы.
Пример:
Владелица маникюрного салона Мария заметила, что её посетители часто жалуются на путаницу в записях на сеансы. Она поставила задачу решить эту проблему и улучшить пользовательский опыт. Мария провела опрос в социальных сетях салона и выяснила, что клиентам было удобнее записываться онлайн и получать уведомления о предстоящем визите.
Шаг 2. Исследования
На этом этапе маркетологи проводят детальное изучение рынка. Какие есть аналоги? В чём их недостатки и достоинства? Сколько они стоят? Результаты исследования — отличная основа для стратегии инноваций.
Например, аналоги продаются по низким ценам. Можно сделать недорогой товар или другой, но лучше и дороже. Учитывайте, готова ли ваша целевая аудитория платить больше.
Также важно изучать тренды. Возможно, прямо сейчас набирают популярность новые технологии и формы, используя которые, вы улучшите позиции вашего предложения на рынке.
Не у каждого бизнеса есть свободные деньги для найма полноценной маркетинговой команды. Читай в статье «Как проводить исследования рынка самостоятельно».
Пример:
Мария узнала, какие сервисы для онлайн-записи используют конкуренты. Она попросила подруг сходить в другие салоны конкурентов и поделиться своим мнением об их услугах.Также Мария изучила предложения в Интернете. Конкурентный анализ был проведён без затрат и вложений своими силами.
Шаг 3. Формирование концепции
Формируем концепцию продукта — детальное описание функций и особенностей будущего товара или услуги. Если ваш продукт материален, постарайтесь подготовить наглядный прототип. Чем подробнее концепция, тем больше проблем вы сможете решить без серьёзных потерь.
Шаг 4. Тестирование и корректировка
Перед запуском производства продукт надо проверить «на людях». Пробную партию предлагают целевой аудитории, чтобы получить обратную связь.
Для малого и среднего бизнеса удобен метод фокус-групп — проверка небольшой группой пользователей. Также полезным может оказаться бета-тестирование. Часть пользователей переводят на новый сервис и сравнивают их потребительское поведение с контрольной группой.
Для сложных технических решений эту стадию можно разбить на две. Сначала создаётся MVP (Minimum Viable Product) — минимально жизнеспособный продукт. Это уже не прототип, но ещё не готовое решение. Если фокус-группа одобрила первый вариант, можно переходить к следующему пункту. Собирается MVF (Minimum Viable Feature) — минимальная рыночная функция. Здесь уже проработан дизайн и функционал.
По результатам обратной связи вносятся необходимые поправки. После каждого исправления заново проверяйте разработку. Этап тестирования и корректировки занимает много времени, но это окупится в будущем. Лучше лишний раз перепроверить, чем потом получать негатив от потребителей. Как говорится, «семь раз отмерь — один раз отрежь».
Пример:
Мария решила протестировать выбранные сервисы в своём салоне. Она предложила двум группам постоянных посетителей записаться онлайн в разных приложениях. Позже девушка сравнила обратную связь от обеих групп и выбрала лучший сервис.
Шаг 5. Производство
После успешного тестирования переходим к производству. Нужно продумать логистику и позаботиться об упаковке. При торговле через маркетплейсы или интернет-магазины надо учесть их требования к таре.
Полезно организовать контроль качества на всех этапах производственного процесса. Если процент брака слишком высок, необходимо выяснить причину и устранить её.
Заранее продумайте управление запасами. Возможно, понадобится расширение складских помещений. Некоторые виды продукции требуют особых условий хранения.
Шаг 6. Рекламная кампания и запуск
Параллельно с предыдущим пунктом необходимо заняться подготовкой к запуску. Рекламная кампания часто начинается ещё до того, как товар поступит в магазины. Начинайте с выбора каналов коммуникации. Определите площадки, на которых обитает целевая аудитория. Например, конверсия рекламы детских игрушек будет выше в группе для молодых мам, чем на форуме для автолюбителей.
Мы рекомендуем придерживаться концепции Data-Driven Marketing — проведения рекламных кампаний на основе анализа данных. С помощью этого подхода можно грамотно распределить ресурсы на продвижение.
Подробнее об этом читайте в наших материалах:
- Реклама с небольшим бюджетом: ошибки и решения
- Как разработать маркетинговую стратегию и найти минимум 10 новых каналов для продвижения бизнеса
- Маркетинговая стратегия для малого бизнеса – советы и разбор ошибок
- Комплексный маркетинг для самозанятых
- ROAS, ROI, ROMI: что это такое простыми словами, что значат и чем отличаются эти показатели
Пример:
Мария разместила в социальных сетях салона ссылку на сервис для онлайн-записи. Она добавила, что теперь никакой путаницы с записями не будет, а за пару дней до визита клиентам поступит уведомление. После этого количество записей возросло на 10%.
Шаг 7. Оценка результатов
После окончания кампании нужно собрать все данные о продажах, отзывах, затратах и т. д. Проанализируйте полученную информацию, чтобы выявить ключевые факторы, влияющие на результаты проекта.
Как показала себя новинка? Как её запуск отразился на репутации бизнеса? Оправдал ли он ожидания? Ответы пригодятся для будущих проектов.
Как избежать ошибок при разработке
- следите за изменениями
Мир меняется быстро. Популярный дизайн может выйти из моды, инновационная технология — устареть. Нужно всегда держать руку на пульсе, адаптироваться к новым условиям.
- ставьте реальные сроки
Процесс создания продукта не терпит спешки. Каждый этап надо тщательно проработать. Не надо торопиться с запуском или реализовывать недоработанную концепцию. Заложите достаточно времени на каждую стадию.
- контролируйте бюджет
Следите за расходами на каждом этапе. Дефицит бюджета может заморозить перспективный проект. Строгая финансовая отчётность и графа «непредвиденные расходы» снизят риски.
- привлекайте экспертов
Если у вас нет опыта, не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам. Они помогут создать качественный продукт.