Для ИП переводы себе на личный счет за 0 ₽

Откройте счёт для ИП и получите безлимитные платежи на свой счёт физлица навсегда

Подробнее

0

Рабочая атмосфера: как урегулировать конфликты в коллективе

user-pic
Ирина Рыженкова

Бизнес-консультант, коуч, автор бестселлера «Профессиональные навыки менеджера» (Москва, издательство "Эксмо"), приглашенный спикер бизнес-школ РАНХиГС, МГУ, ВАВТ

В этой статье
Почему вредны неуправляемые конфликтыУправляемый конфликт как механизм улучшения работыТипичные «рабочие» и «личные» причины конфликтов в коллективеКак управлять конфликтом в коллективеВ заключение…

Опубликовано: 4.04.2023

Разногласия в коллективе часто мешают продуктивной работе, но при этом многие руководители избегают ситуаций, когда требуется их «включение» в конфликтную ситуацию. Кто-то считает, что со временем все разрешится само собой, а кто-то просто не любит «выяснять отношения».

Тем не менее, конфликты — это обычная рабочая ситуация, и любому руководителю надо уметь управлять ими, чтобы они не отражались на общей рабочей атмосфере.

Почему вредны неуправляемые конфликты

Можно сравнить конфликт с тлеющим костром. Да, возможно, он сам погаснет. Но часто такой костер разгорается, и тогда приходится приложить немало усилий, чтобы погасить огонь. Поэтому руководителю необходимо всегда держать «руку на пульсе» и вовремя вмешиваться в спорную ситуацию, выступая регулирующей силой.

Со временем тлеющий конфликт ухудшает психологический климат в коллективе: сотрудники постоянно находятся в эмоциональном напряжении, не могут сосредоточиться на работе, избегают общения с коллегами. Также начинают сбоить рабочие процессы, ведь участвующие в конфликте члены команды не могут эффективно взаимодействовать.

Из-за нерешенных профессиональных или личностных конфликтов происходят увольнения, растет текучесть кадров. А это ведет к прямому росту затрат: организация тратит значительные ресурсы на то, чтобы ввести в курс дела новых сотрудников, обучить их, помочь им адаптироваться в новом коллективе.

Управляемый конфликт как механизм улучшения работы

Да, конфликт в коллективе — это столкновение разных точек зрения, ожиданий, интересов. И при этом часто такой конфликт может выступить для руководителя своеобразным индикатором управленческих проблем.

Когда скрытые проблемы выявляются и обсуждаются, коллектив становится более сплоченным. Общая эффективность растет: специалисты выражают свое мнение, обсуждают альтернативные идеи и внедряют их.

Например, если конфликт возникает из-за разделения обязанностей, то руководитель может доработать бизнес-процессы или прописать понятный алгоритм действий сотрудников. Если негатив вызывает несправедливая оплата труда, то руководителю нужно создать прозрачную систему критериев премий и штрафов. Или если в коллективе возникают споры из-за перегруженности, то можно внедрить систему учета рабочего времени.

Типичные «рабочие» и «личные» причины конфликтов в коллективе

Руководителю важно различать причины противоречий в коллективе. Они могут быть двух видов: связанные с рабочими вопросами или же вызванные личностными качествами и взаимоотношениями.

Но здесь важно отметить, что вовремя не разрешенный рабочий конфликт часто переходит в личностный, и наоборот, неуправляемый личностный конфликт создает напряжение в совместной работе.

Обозначим наиболее распространенные «рабочие» причины разногласий:

  • Неясный круг обязанностей.
  • Неоднозначная постановка задач.
  • Различные цели деятельности сотрудников или подразделений.
  • Ограниченность ресурсов.
  • Недостаток информации.

В свою очередь, «личные» конфликты возникают на основе чувств и эмоций:

  • Неконструктивная обратная связь.
  • Предвзятое отношение к коллегам.
  • Эмоциональное напряжение и усталость.
  • Психологическая несовместимость.

Конечно, это только основные причины рабочих и личностных конфликтов, в реальности поводов для них намного больше.

Но в любом случае для руководителя эффективнее предупреждать спорные ситуации или гасить их на ранней стадии, чем тушить уже разгоревшиеся пожары.

Как управлять конфликтом в коллективе

Главное для руководителя — сохранять нейтральную позицию, держать роль «арбитра», который способен управлять эмоциями всех участников.

  • Прояснить ситуацию

Самое сложное — непредвзято выслушать всех, не занимая чью-то сторону.

  • Определить желаемый результат

Узнать, какое видение результата у каждого из участников конфликта.

  • Перейти к обсуждению вариантов решения проблемы

Желательно опираться на факты, цифры, прошлый опыт, мнения экспертов. 

  • Найти конструктивное решение

Если сотрудники готовы к тому, чтобы договориться самостоятельно, то важно дать им такую возможность. 

  • Зафиксировать результат

Сотрудники должны увидеть, что их мнение было услышано, а их интересы были учтены. 

В заключение…

Многие руководители считают конфликты препятствием для нормальной жизни коллектива. На самом деле, спорные ситуации случаются — и это нормально. Важно научиться правильно ими управлять, чтобы в дальнейшем они стали движущей силой развития Вашей команды и компании в целом.

Источник изображения: Freepik

Читайте также

0

Эффективное управление командировками

Процесс организации командировок обычно отнимает много времени и сил.  Для сотрудника, который едет в командировку нужно ...

8 сентября 2023

0

Рекрутинг в IT: что изменилось и как теперь искать специалистов

В статье расскажем, какие условия рассматривают IT-специалисты, где и как их искать и что происходит на рынке труда. Ситуация ...

17 января 2023

0

Как вести деловую переписку — советы предпринимателям

Деловая переписка часто заменяет встречи и совещания — это экономит время. Но от качества письма также зависит отношение ...

15 июня 2023

0

Лонгрид «За кулисами мобильного банка»: дизайнеры

Продолжаем знакомство с командами приложения ВТБ для бизнеса в рамках проекта «За кулисами мобильного банка». Здесь мы ...

20 декабря 2023