Опубликовано: 25.09.2023
Любовь Шевкун рассказала о бизнес-миссиях в зарубежные страны, и о том, какие ценности получают предприниматели в поездках.
TRAVEL BUSINESS CLUB — путешествия и встречи для предпринимателей с целью сформировать международные партнёрства, масштабировать бизнес и обменяться опытом. На рынке с февраля этого года, и за это время успели организовать 7 бизнес-путешествий. О важности коллабораций с зарубежными партнёрами и реальных кейсах — читайте в интервью.
Как пришла идея?
Более 10 лет я проработала в ивент-индустрии. Мероприятия, на которых я специализировалась: конференции, форумы, семинары, бизнес-завтраки и другие бизнес-форматы. Когда ты провёл их достаточно много, то понимаешь, что они закрывают разные вопросы. Это не только презентация и продажа товаров и услуг. Но также это знакомства и нетворкинг, поиск новых клиентов и поставщиков, партнёров и инвесторов. В совокупности это даёт участникам ощутимую ценность.
Позже я познакомилась с бизнес-сообществом «Эквиум», где узнала, что такое предпринимательское комьюнити и как оно работает. Я увидела, что в любых сообществах резиденты получают ценность именно через мероприятия и встречи разных форматов. На одних получают экспертизу, например, от приглашённого спикера. На других, образовательных — знания и навыки. На третьих — опыт. Ну и, конечно, на всех мероприятиях и встречах огромную ценность даёт нетворкинг.
Одной из основных целей бизнес-сообщества «Эквиум» всегда было масштабирование в перспективные регионы России. И в дальнейшем выход на международный уровень. Команда «Эквиума» организовывала выездные мероприятия в эти регионы, приглашала действующих резидентов сообщества. На тот момент я дополнительно к ивент-направлению открыла для себя путешествия.
Сначала мы проводили выезды внутри страны, потом стали делать и международные. Кроме того, стали знакомить резидентов с предпринимателями и особенностями ведения бизнеса в регионах, с топовыми предприятиями и т.д.
Я увидела, какую огромную ценность это даёт всем: расширяется круг контактов, появляется видение по межрегиональному развитию, планы по масштабированию и выходу на международные рынки. Ну и просто очень круто заряжаешься от новых открытий, нетворкинга!
Мне стало приходить всё больше запросов и положительной обратной связи. Тогда я сделала вывод о важности и необходимости развития международных бизнес-миссий. Первые провела совместно с бизнес-сообществом «Эквиум», и весьма успешно. В рамках этих выездов мы открыли два международных представительства: в Дубае и в Ташкенте, потом я вывела путешествия в свой отдельный проект Travel Business Club.
Бизнес-миссии мы организовываем по следующей схеме. Сначала идёт проработка и выбор страны, где есть хорошие условия для ведения бизнеса и перспективы развития для предпринимателей из России. Потом наступает этап наполнения и сборки самой программы. Очень важно дать участнику всю необходимую информацию по ведению бизнеса и показать ему страну изнутри: традиции, менталитет людей, культуру, кухню.
Плюс, у нас всегда есть в партнёрах консалтинговые компании, которые помогают с регистрацией юридических лиц и счетов. Мы включаем встречи с ними в программу. Отдельный пункт — обработка персональных бизнес-запросов, так как направления бизнеса у всех участников разные, а нам важно дать ценность каждому.
Проекту Travel Business Club почти год, за это время мы выезжали в Дубай, Узбекистан, Азербайджан, Иран, Бахрейн…
Кстати, у нас есть не только бизнес-миссии, а еще и яхтенные путешествия. Это второе направление, которое я запустила вместе с другом Кочуковым Стасом — основателем компании 3Parusa. Это направление тоже стремительно развивается, и я всем рекомендую присоединяться к нашим яхтенным путешествиям! Об этом направлении, думаю, лучше рассказал сам Стас.
Как проходит бизнес-миссия?
Обычно бизнес-миссия — это выезд на 5–7 дней. Первый день — приезд делегации и вечер знакомств. Со второго дня начинается бизнес-программа, которая сопровождается культурной частью, в основном по вечерам. И последние пару дней занимает культурно-развлекательная программа, где мы знакомимся с историей региона, его наследием, или посещаем международное событие. Например, в Узбекистане мы познакомились с культурой и историей Самарканда, в Азербайджане посетили Формулу–1, в Иране были на Персидской земле в городе Кашан.
Что предприниматели получают от бизнес-миссий:
- Находят партнёров — поставщиков, подрядчиков.
- Открывают офис за рубежом.
- Создают коллаборации.
- Обмениваются опытом друг с другом.
- Устанавливают связи и контакты.
- Посещают бизнес-мероприятия и выставки.
- Общаются с государственными органами страны и узнают внутренние законы.
- Начинают инвестировать в бизнес зарубежных предпринимателей.
Какие открытия были совершены в путешествиях?
Каждое наше путешествие — это всегда открытие. Раньше Узбекистан у всех ассоциировался с промышленным и аграрным регионом, где массово добывали хлопок и развивали текстильное производство, а также занимались выращиванием фруктов и овощей. Но сегодня это совсем другая страна.
В Ташкенте идёт застройка новых кварталов, современный жилой фонд, что интересно для инвесторов. Много внимания уделяется развитию IT-направления, появляются гос. программы для IT-компаний. Также есть налоговые льготы для экспатов и программы по привлечению инвестиций в страну. Экономика Узбекистана считается самой быстрорастущей в Центральной Азии. Готовим сейчас туда второй выезд.
Иран — страна сухофруктов, нефти и удобрений. Находится более 40 лет под санкциями, там нет сетевых отелей, магазинов, ресторанов, не работают банковские карты. Но не всё так плохо, как оказалось. У них есть свои достойные отели, рестораны, магазины, своя стабильная и проработанная платёжная система. Неплохо развиваются практически все сферы бизнеса, проводятся специализированные выставки и бизнес-мероприятия.
Среди моих делегатов были те, кто нашёл себе в Иране производителей и поставщиков качественного медицинского оборудования, инъекций для косметологии, поставщиков тканей и, конечно, поставщиков сухофруктов и орехов.
Бахрейн тоже очень интересная страна, куда скоро будет второй выезд. Страна строит амбициозные планы по развитию и делает много для привлечения иностранных инвестиций. Власти Бахрейна готовы всячески поддерживать зарубежных предпринимателей, чтобы те заходили со своими товарами и услугами на рынок. В Бахрейне много льгот: нет подоходного налога и налога на прибыль, выдают ВНЖ при регистрации компании, нет таможенных пошлин на ввоз, 100% владение иностранного капитала и нет ограничений на его вывоз.
И самое интересное, что, зарегистрировав компанию в Бахрейне, Вы получаете доступ к ведению бизнеса со всеми странами Персидского залива. Наконец, это первая страна на Ближнем Востоке, которая выдала официальную лицензию крупнейшей криптовалютной бирже Binance.
Какие инструменты ты используешь для продвижения проекта?
Я делаю упор не на количество участников, а на их качество. Для меня очень важно, в каком комьюнити мои клиенты будут проводить неделю в путешествии.
Поэтому не могу сказать, что делаю действительно массовое продвижение проекта. Но есть история, которую я называю «третье рукопожатие». Во–первых, есть постоянные клиенты, которые получают ценность от наших поездок и присоединяются в следующие. Снова и снова открывают для себя новые рынки. Во–вторых, есть клиенты, которые приходят по рекомендациям от старых участников. В-третьих, я использую продвижение через дружественные сообщества.
На самом деле хочется сформировать постоянное комьюнити предпринимателей, для которых нет географических границ, и которые будут продолжать масштабировать и развивать свои проекты в новых странах.
Какие у тебя ближайшие планы?
Ближайшие планы — это ежемесячные международные бизнес-миссии и яхтенные путешествия. После Бахрейна, Узбекистана, Таиланда, Сейшел и ЮАРа, будут Индия, Сингапур, Корея, Турция, ОАЭ и ещё много интересного.
Плюс, я стала партнёром по запуску нового Клуба лидеров международного сотрудничества, который тоже нацелен на всех, кому интересно выводить свой продукт на международный рынок.
С какими трудностями ты сталкивалась в операционной деятельности?
В любой сфере есть сложности. Понятно, что в ивент- и тревел-индустрии мы постоянно сталкиваемся с какими-то непредвиденными обстоятельствами. Например, когда в стране происходит событие международного масштаба, будь то Формула–1 или Чемпионат мира по футболу. Всегда есть сложности с бронированием отелей, площадок под мероприятия, трансфера, а также дороговизной авиабилетов и т.д.
Можно вспомнить историю с Ираном, когда в момент нашего выезда там началась революция. У нас было много сложностей с реализацией программы, передвижением по городу, да и в целом с безопасностью делегатов. Но всё получилось и закончилось хорошо!
Другой пример: в августе у нас был выезд с клубом «Эквиум» в Республику Беларусь, в Минск. При формировании бизнес-программы мы столкнулись с проблемной спецификой взаимодействия правительства и предпринимателей в стране, и у нас не получилось посетить интересующие участников предприятия. Пришлось перестраивать программу и делать акцент на культурную часть.
Сложности бывают разные, потому что каждая страна — это определённые, и часто специфические, правила, менталитет, традиции, культура.
Что у вас автоматизировано в процессах?
В сфере ивент- и тревел-индустрии важен персональный подход к каждому. Пожалуй, главный фактор — человеческий ресурс. Можно автоматизировать работу с клиентской базой. Но что касается разработки проектов и персонального внимания к каждому клиенту, то тут уже нет никакой автоматизации — только прямой живой контакт с людьми.
Какое распределение ролей в команде?
У меня небольшой штат. Причём 80% сотрудников находится на аутсорсе. Есть человек, который занимается финансовыми и юридическими вопросами. Есть тот, кто отвечает за весь контент и каналы. В каждом проекте есть партнёры, которые задействованы в формировании и реализации программы.
В зависимости от проекта количественная составляющая штата может меняться. Формируя любую программу, мы привлекаем локальных специалистов и партнёров. Потому что важна проработка программы именно с представителями той страны, в которую ты везёшь своих участников.
Какие советы ты можешь дать другим предпринимателям?
Создавать бизнес в партнёрстве. Не бывает людей «семи пядей во лбу» — всегда нужно второе мнение. У кого-то есть сильные стороны в плане креативности, у кого-то — в системности и выстраивании компании, а кто-то силён в финансах. Любое партнёрство даёт больше возможностей для старта и дальнейшего роста. Партнёров нужно выбирать из проверенного окружения и с хорошими рекомендациями. Обязательно вначале нужно заключать с партнёром соглашения, договариваться на берегу, чтобы потом не было неприятных моментов, которые забыли обсудить.
То же самое с клиентами — необходимо прописывать в договоре все детали, оговаривать все плюсы, минусы, риски. С клиентом нужно быть честным с первого дня переговоров, чтобы потом не возникало недопониманий. Качество услуг для меня всегда являлось первостепенной задачей.
Если клиент не получил от тебя качественный товар / услугу / сервис — он никогда не вернётся. А мы понимаем, что работаем не с одноразовыми клиентами, а с теми, кто возвращается и при работе с тобой будет увеличивать чек и давать рекомендации своим знакомым.