
В бизнесе часто приходится заключать договоры с оплатой после поставки товаров или выполненной работы. Но всегда есть риск, что заказчик не заплатит. Чтобы защитить себя от неплатежей, важно правильно оформить условия постоплаты. В статье расскажем, что такое постоплата, какой она бывает и как правильно прописать условия в договоре.
Что такое постоплата
Такой способ расчетов часто применяют:
- в онлайн-торговле;
- при строительных и ремонтных работ;
- при работе на конечный результат, например, при изготовлении мебели на заказ или подготовке документов для вступления в наследство.
Кому выгодна постоплата
При своевременной постоплате товаров и услуг выигрывают и потребители, и поставщики:
- Покупатель или заказчик может оценить качество товара или выполненной работы до оплаты. При такой форме расчетов снижаются риски получить неподходящий товар или некачественную услугу.
- Продавцы и подрядчикитаким способом увеличивают продажи и получают конкурентное преимущество. Постоплата вызывает доверие у потребителя и позволяет привлечь больше клиентов. Покупателю проще решиться купить дорогостоящий продукт, если его не нужно оплачивать сразу. Особенно если покупатель и продавец сотрудничают впервые.
Какие бывают варианты постоплаты
Есть несколько вариантов постоплаты, в зависимости от условий договора и возможностей потребителя. Не всегда это будет стопроцентная постоплата сразу после выполнения обязательств по договору. Это может быть постоплата с частичной предоплатой, оплата этапов поставок или работ. Рассмотрим варианты подробнее:
- Оплата по факту получения. Покупатель платит за товар сразу после доставки. На маркетплейсах, например, клиент может заказать несколько аналогичных товаров или размеров и после получения выбрать нужный.
☝🏼 Это интересно
- Рассрочка— оплата частями или сплит-оплата. Стоимость товара продавец делит на несколько частей. Один платеж покупатель вносит сразу, а остальные — частями после покупки. Такой вид постоплаты часто используют при продаже дорогостоящих товаров.
- Поэтапная оплата— оплата этапов работ или поставки товара. Используют при большом объеме работ или при поставках товара партиями (этапами) в рамках одного договора. Например, при ремонте квартиры или офиса заказчик поэтапно принимает и оплачивают работы после демонтажа, черновой и чистовой отделки.
- Отсрочка платежа — оплата товаров или услуг одним платежом через некоторое время после выполнения обязательств по договору. Это может быть 30, 60 дней или другой срок, который указан в договоре. По сути, поставщик дает заказчику в долг сумму стоимости товара или услуги. Например, заказчик оплачивает оборудование для пекарни после его установки, проверки и начала работы.
Как правильно прописать условия постоплаты в договоре
Чтобы избежать возможных разногласий по договору поставки товаров или услуг на условиях постоплаты, нужно включить в него обязательные пункты. Для поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг пункты будут аналогичными.
☝🏼 Это интересно
Условие, при котором заказчик оплачивает товар или услугу
В разделе «Порядок расчетов» прописывают событие, после которого заказчик обязан оплатить товар или услугу.
Например, ИП Иванов заказал компьютерные столы для офиса. Он должен оплатить мебель после того, как получит столы нужного качества и соответствующей комплектации.
Пример формулировки в договоре:

Сроки и порядок расчетов
В разделе «Порядок расчетов» стороны прописывают сроки оплаты.
✅ При оплате по факту полученияуказывают, когда начинается отсчет срока оплаты. Обычно считают от момента передачи товара. Факт передачи подтверждается актом приема-передачи или товарной накладной.
✅ При оплате в рассрочкув договоре указывают сумму, которую заказчик оплатил сразу, и составляют график оплаты оставшейся суммы.
Например, при заказе стульев для офиса на сумму 40 тысяч рублей, ИП Иванов внес 10 тысяч рублей сразу, а оставшийся долг будет гасить по 10 тысяч в месяц.
Пример формулировки в договоре:

✅ При поэтапной оплате составляют график выполнения и оплаты этапов поставок или работ. График оформляют приложением к договору.
Пример формулировки:

В графике поставки товаров партиями или этапов выполнения работ указывают стоимость, сроки поставки или выполнения.
Пример оформления графика поставки товара:

Что важно знать предпринимателю?
Если стороны не указали в договоре сроки поставки партий, то считается, что поставщик должен отгружать товары равными партиями один раз в месяц (т. 508 ГК РФ).
✅ При отсрочке платежа указывают дату, до которой нужно внести платеж. Например, заказчик оплачивает поставленное оборудование после его проверки и установки, но не позже указанной в договоре даты.
Пример формулировки в договоре:

Важно.Нужно указать в договоре момент, который стороны считают окончанием расчета. Это может быть факт поступления денег на счет исполнителя или факт того, что заказчик перечислил деньги. Иногда они не сразу поступают на счет поставщика, и он может решить, что условие по сроку оплаты нарушено.
Пример формулировки в договоре:

Основание для оплаты
Заказчик может оплатить товар или услугу только на основании документов. Их нужно прописать в договоре.
Для поставки товара:
- счет на оплату, который продавец выставляет покупателю;
- товарная накладная ТОРГ-12, которую подписывает поставщик при отгрузке, а покупатель при приемке. Возьмите форму на сайте «КонсультантПлюс»;
- акт приема-передачи.
Для оплаты работы или услуги:
- счет на оплату, который выставляет исполнитель заказчику;
- акт выполненных работ.
Эти документы указывают в разделе «Порядок расчета».
Пример формулировки в договоре подряда:

Ответственность сторон за исполнение условий договора
В пунктах об ответственности сторон договора поставки нужно указать:
✅ Неустойку — пени за каждый день просрочки платежа. Если заказчик задержал оплату, то размер неустойки должен покрыть возможные финансовые потери исполнителя.
Что важно знать предпринимателю?
Участники сделки сами рассчитывают и согласовывают размер пени. Если его не указать, то в случае разногласий, размер неустойки в процентах будут считать равным ключевой ставке Банка РФ (ст. 395 ГК РФ).
✅ Ответственность за сохранность товара до и после момента передачи заказчику. Это важно, потому что после отгрузки товар могут повредить или потерять. Обычно, пока заказчик не примет товар и не подпишет акт приема-передачи, ответственность за сохранность несет поставщик.
Пример формулировки в договоре:

В договорах подряда, кроме ответственности заказчика за несвоевременный платеж, прописывают ответственность подрядчика:
- Штрафные санкции и пени за нарушение сроков выполнения работ;
- Неустойку за некачественную работу (ст. 754 ГК РФ);
- Ответственность за сохранность материалов и имущества заказчика (ст. 714 ГК РФ).
Пример формулировки в договоре:

Как уменьшить риски постоплаты
Чтобы снизить риски при работе на условиях постоплаты:
1. Изучите деловую репутацию заказчика и его финансовые возможности. Для этого можно использовать официальные источники:
- Сервис проверки ФНС «Прозрачный бизнес». Здесь можно узнать, как давно работает ИП или юрлицо, платит ли вовремя налоги и взносы в бюджет, какой у него вид деятельности.
☝🏼 Это интересно
- Картотека арбитражных дел. По названию организации, ИНН или ОГРН можно получить информацию об участии ИП или организации в судах.
- Сайт службы судебных приставов. Здесь можно узнать о долгах ИП или юрлица. Если у заказчика есть долги и открыто исполнительное производство, то риск не получить оплату увеличивается.
- Государственный портал Федресурс. На нем можно получить информацию о банкротстве, реорганизации или ликвидации юрлица, об аресте имущества.
☝🏼 Это интересно
2. Создайте финансовую подушку безопасности. Если заказчик откажется платить, то может возникнуть кассовый разрыв. То есть может не хватить свободных денег на обязательные выплаты — оплату аренды или зарплату сотрудникам. На случай неплатежа зарезервируйте собственные средства или оцените возможность взять кредит.
3. Прописывайте в договоре точные сроки оплаты и высокую неустойку за просрочку платежа. Так будет меньше риска, что заказчик задержит платеж.
Что делать, если заказчик не платит
Если заказчик отказывается платить, то придется обращаться в суд. Споры между предпринимателями рассматривает арбитражный суд. Но судиться сложно, дорого и долго. Попробуйте урегулировать вопрос без суда. Для этого:
1. Выясните у заказчика причину неоплаты. Возможно, произошел технический сбой или заказчик забыл о платеже.
2. Отправьте неплательщику претензию с требованием произвести платеж.Претензия — необходимый документ для подачи искового заявления в суд (п. 5 ст. 4 АПК РФ). Без нее исковое заявление в суде не примут. Но иногда такого официального письма бывает достаточно, чтобы покупатель понял серьезность ваших намерений и оплатил товар или услугу.
В претензии нужно указать:
- где и когда заключали договор;
- стоимость товара;
- дату отгрузки;
- сумму долга с неустойкой;
- срок, до которого предлагаете погасить задолженность.
Если в течение месяца после отправки претензии должник ничего не ответил, подайте исковое заявление в арбитражный суд (п. 5 ст. 4 АПК РФ). Обратитесь к юристу, чтобы составить иск и собрать нужные документы.
Коротко
- Постоплата — это расчет между заказчиком и исполнителем после поставки товара или выполненной работы.
- Варианты постоплаты могут быть разными и зависят от условий договора. Это может быть оплата по факту получения, рассрочка платежа, поэтапная оплата или отсрочка платежа.
- Чтобы избежать разногласий между заказчиком и исполнителем, в договоре нужно указать условия, сроки поставки и оплаты, ответственность сторон.
- Чтобы уменьшить риски, проверьте платежеспособность и репутацию партнеров до подписания договора.
- Если заказчик отказался платить, примите меры досудебного урегулирования спора, а через 30 дней подавайте иск в арбитражный суд.