Для ИП переводы себе на личный счет за 0 ₽

Откройте счёт для ИП и получите безлимитные платежи на свой счёт физлица навсегда

Подробнее

0

Отчетность в отделе продаж: правила составления

user-pic
Эдуард Шмидт

Основатель и руководитель консалтинговой компании SHMIDT CONSULTING, автор книги о системе управления продажами организации «Отдел продаж, который продает», автор публикаций на информационных ресурсах РБК Pro и ВТБ Ближе к Делу

В этой статье
Ежедневная отчетностьЕженедельная отчетностьИтоговый отчетЕжемесячная отчетность

Опубликовано: 18.11.2020

Мало кто сомневается в том, как важна правильно составленная отчетность в отделе продаж. При этом можно с уверенностью утверждать, что не существует универсальной отчетности, которая подойдет всем компаниям, но есть принципы, по которым необходимо эту отчетность формировать. Я хочу рассказать об основных из них, а также показать примеры готовых отчетов. Сразу скажу, что это не исчерпывающий список, а именно база, с которой необходимо начинать и которая должна быть обязательно, если вы занимаетесь В2В-продажами.

Итак, отчетность в отделе продаж делится на три части:

  • ежедневная
  • еженедельная
  • ежемесячная

Каждый вид отчетности фокусирует внимание руководителя на разных элементах работы отдела продаж. Все эти элементы важны, и с ними нужно уметь правильно работать. 

Ежедневная отчетность

Этот вид отчетности фокусирует внимание руководителя на ежедневных ключевых действиях команды продаж, то есть на шагах, которые необходимы команде продаж для заключения сделки.

Если вы занимаетесь В2В-продажами, то такими ключевыми действиями являются:

  • звонки
  • встречи
  • коммерческое предложение

Для того, чтобы руководитель отдела продаж понимал, насколько активно его команда движется к цели, ему необходимо выполнить простейшие расчеты.

  • Определить желаемый объем продаж. Для примера возьмем 10 000 000 рублей
  • Определить средний чек. Допустим, это 250 000 рублей
  • Рассчитать необходимое количество сделок. Оно будет равным 40 (делим 10 000 000 на 250 000)

Далее необходимо определить конверсию из звонка во встречу, затем из встречи в коммерческое предложение и из КП в сделку. Предположим, конверсия из звонка во встречу составляет 30%, из встречи в КП — 50%, а из КП в сделку — 30%. В итоге, мы можем рассчитать нормативы, то есть определить, сколько необходимо совершать звонков, проводить встреч и выставлять КП ежедневно, чтобы совершить желаемый объем продаж.

В нашем примере мы получим 40 звонков в день, 12 встреч и 6 выставленных коммерческих предложений. 

Зная нормативы, руководитель отдела продаж может ежедневно отслеживать факт их выполнения. Для этого достаточно вести расчетную таблицу:

Неделя 1
ПнВтСрЧтПт
планфактпланфактпланфактпланфактпланфакт
до обедазвонки
встречи
КП
после обедазвонки
встречи
КП

Таким образом можно проактивно управлять процессом продаж. Если команда на ежедневной основе отклоняется от нормативов, это станет сигналом о том, что выполнение плана продаж под угрозой и нужно срочно вносить изменения в работу отдела. 

Еженедельная отчетность

Еженедельная отчетность помогает отслеживать прогноз продаж — определенный вид анализа сделок, которые находятся в воронке продаж. На основе прогноза выдвигается предположение, какой объем продаж ожидает компанию в ближайшие 2-3 месяца.

Вот так может выглядеть таблица для ведения прогноза продаж:

Этап сделкиОписание этапа
10%Установлен контакт с лицом, принимающим решения
20%Определен перечень работ
40%Выставлено коммерческое предложение
60%Коммерческое предложение согласовано
80%Договор на подписании
100%Счет выставлен

Итоговый отчет

Отчетный периодКомпанияПланируемая дата сделкиСуммаВероятностьВзвешенная суммаСпособ оплаты
Январь Неделя 1
Неделя 2
Неделя 3
Неделя 4
Итого:0,00р.0,00р.
  
ФевральНеделя 1
Неделя 2
Неделя 3
Неделя 4
Итого:0,00р.0,00р.

Таким образом, если мы учтем все сделки в воронке продаж на всех этапах и умножим сумму сделки на соответствующую ее этапу вероятность, мы получим такой показатель, как взвешенная сумма. Это и есть наш прогноз продаж.

Ежемесячная отчетность

На ежемесячной основе необходимо обязательно вести отчет «План/Факт». Он позволяет подвести итоги месяца. Вот как выглядит данный отчет: 

Январь
МенеджерПланНеделя1Неделя2Неделя3Неделя4ФактРазница% выполнения
Менеджер 11 050 0000-1 050 0000,00%
Менеджер 21 050 0000-1 050 0000,00%
Менеджер 3500 0000-500 0000,00%
Менеджер 4700 0000-700 0000,00%
Менеджер 5700 0000-700 0000,00%
Итого4 000 0000-4 000 0000,00%

Регулярно ведя такой отчет, вы будете накапливать статистику, к которой всегда будет полезно вернуться. В том числе, этот отчет поможет вам при планировании продаж будущих периодов. Также по результатам такого отчета рассчитывается зарплата команды продаж. 

Итак, мы разобрали основные вопросы по работе с отчетностью в отделе продаж. Если вы будете использовать эти отчеты в вашей компании, вы сможете значительно повысить эффективность управления продажами и, как следствие, увеличить объем продаж.

Читайте также

0

ВКонтакте: настраиваем рекламное объявление

ВКонтакте – социальная сеть, которой ежемесячно пользуются почти 100 млн человек. Это значит, что с большой долей вероятности ...

16 июля 2020

0

Как Интернет-магазину продавать больше с помощью мессенджер-маркетинга

Мессенджеры вошли в нашу жизнь быстро и надолго. С их помощью мы общаемся с родными и друзьями, созваниваемся и решаем деловые ...

4 июня 2020

0

Что такое SEO-продвижение сайта для бизнеса

Когда люди ищут что-то в Интернете, они обычно начинают с запроса в поисковой системе. Если Ваш сайт оптимизирован для SEO, то ...

4 октября 2023

0

Продажи на выживание: контроль, конверсия, качество

Многие предприниматели на протяжении последних 3-4 месяцев без устали ищут новые эффективные решения по организации отдела ...

14 октября 2020