0

Как сделать бизнес финансово устойчивым

user-pic
Ближе к делу

Команда информационно-обучающего портала

В этой статье
Какая компания считается финансово устойчивойШаг 1. Планировать денежные потокиШаг 2. Следить, чтобы доходы превышали расходыШаг 3. Растить прибыльШаг 4. Проверять, чтобы своих денег было больше, чем кредитныхШаг 5. Создавать подушку безопасностиВывод

Опубликовано: 23.01.2024

Финансово устойчивая компания может легко подстраиваться под любые изменения на рынке. В этом материале мы поделимся пятью шагами, которые помогут Вам сделать бизнес финансово стабильным.

Какая компания считается финансово устойчивой?

Финансовая устойчивость — это целый спектр, в котором находятся:

  • абсолютная устойчивость — так можно сказать про компании, которые могут закрыть любые вопросы бизнеса за свой счёт;
  • нормальная устойчивость — в такой компании есть свои и заёмные средства, но сумма ликвидных активов превышает займы и кредиты;
  • докризисное состояние — так мы характеризуем компанию, у которой начались финансовые проблемы, но их можно решить с помощью активов компании, например, продать запасы;
  • кризисное состояние — компании не хватит денег, чтобы покрыть расходы и долги, даже если она продаст всё. В этом случае бизнес движется к банкротству.

Если Вы хотите дойти до уровня абсолютной финансовой устойчивости, Вам нужно выполнять пять действий:

  1. планировать расходы и доходы компании в перспективе;
  2. следить, чтобы доходы были выше расходов;
  3. растить прибыль;
  4. проверять, чтобы своих денег было больше, чем кредитных;
  5. создавать подушку безопасности.

Рассмотрим эти шаги подробнее.

Шаг 1. Планировать денежные потоки

Если Ваших средств хватает, чтобы вовремя платить за аренду, товары, выдавать зарплаты, рассчитываться с налоговой, то компания развивается нормально. Но если Вы регулярно попадаете в кассовые разрывы, то устойчивости у компании нет.

Следить за денежным потоком помогают: 

  • Платёжный календарь: показывает, сколько денег и когда компания получит и потратит. Платёжный календарь поможет отследить, в какой момент появится риск возникновения кассового разрыва и как лучше обезопасить себя в этом случае. Например, Вы можете перенести крупный платёж или попросить клиента заплатить пораньше в обмен на скидку.
  • Бюджет движения денежных средств. Здесь Вы составляете план всех поступлений и платежей на год вперёд. Этот документ помогает поставить цели и контролировать расходы. Например, если Вы указали в бюджете, что на рекламу планируете потратить только 100 тысяч рублей, именно на эту сумму и стоит рассчитывать. Тогда не получится израсходовать полмиллиона и попасть в кассовый разрыв.

Шаг 2. Следить, чтобы доходы превышали расходы

Необходимо придерживаться простого правила: денег должно приходить больше, чем уходить. Если Вы видите, что возникает сложность в этом вопросе, нужно искать способы сократить расходы, может, от каких-то косвенных трат стоит отказаться совсем. Подробнее об этом рассказали в статье «Как правильно сокращать расходы компании».

Шаг 3. Растить прибыль

Чтобы доходы компании превышали расходы, необходимо увеличивать прибыль Вашего бизнеса. Но помните, что растущая выручка не всегда равна растущей прибыли.

Например, Вы стали продавать больше своих услуг, но пропорционально выросли расходы на закупку, зарплаты, рекламу. Чтобы понять, где именно проблема, нужно проанализировать следующие показатели рентабельности: 

  1. по марже; 
  2. по валовой прибыли; 
  3. по операционной прибыли; 
  4. по чистой прибыли.
☝🏼 Это интересно

Рекомендуем также прочитать ещё один полезный материал по данной теме: «Как рассчитать прибыль бизнеса — разбираемся в формулах и их значении»

Анализ разных рентабельностей в динамике поможет найти проблему. 

Когда Вы разберётесь с рентабельностью, чистая прибыль начнёт расти от месяца к месяцу.

Шаг 4. Проверять, чтобы своих денег было больше, чем кредитных

Использовать кредитные деньги для работы компании — нормально, но доля заёмных средств не должна превышать долю своих средств. Ведь если кредиторы потребуют вернуть все долги, Ваш бизнес может обанкротиться.

Чтобы контролировать свои и заёмные средства, необходимо следить за тремя коэффициентами, каждый из которых разбираем далее. 

  1. Коэффициент финансовой устойчивости

Что показывает: какая часть оборотных активов компании финансируется из наиболее устойчивых источников: собственного капитала или долгосрочных займов.

Формула расчёта:

(Собственный капитал + Долгосрочные обязательства) / Сумма активов.

Нормой для такого коэффициента считаются значения 0,8-0,9. Если полученное число меньше 0,8, значит, Ваш бизнес зависит от неустойчивых источников: кредитов от поставщиков или краткосрочных займов.

  1. Коэффициент автономии или финансовой независимости 

Что показывает: какую долю составляют Ваши собственные средства среди всех источников финансирования.

Формула расчёта:

Собственный капитал / Сумма активов.

Нормой для такого коэффициента считаются значения 0,6-0,7. Если полученное число ниже 0,5, стоит задуматься об устойчивости Вашей компании. Ведь это говорит о том, что больше половины активов куплены на чужие деньги. 

Первые два коэффициента нельзя оценивать по отдельности. Если коэффициент устойчивости в норме, а значение автономии проседает, значит, Ваш бизнес сильно закредитован. Пришло время снижать долю кредитов и увеличивать собственный капитал.

  1. Коэффициент соотношения собственных и заёмных средств 

Что показывает: во сколько раз долги компании больше, чем её капитал.

Формула расчёта:

Долгосрочные + Краткосрочные обязательства / Собственный капитал.

Нормой для такого коэффициента считаются значения 0,5–0,7. Если полученное число ниже 0,5, стоит задуматься об устойчивости Вашей компании. Ведь это говорит о том, что больше половины активов куплены на чужие деньги. 

Шаг 5. Создавать подушку безопасности

Когда Вы научились анализировать и планировать финансы, пришло время задуматься о защите от форс-мажоров. Подушкой безопасности в этом случае будут считаться фонды, в которые компания откладывает часть чистой прибыли.

Фонды — это аналог «копилок» для достижения различных целей в бизнесе. Подробнее об этом рассказали в статье «Как отделить свои деньги от денег бизнеса». Например, это может быть фонд для уплаты налогов или фонд для финансирования развития бизнеса. Обычно для формирования финансовой подушки безопасности на случай возникновения непредвиденных обстоятельств или отсутствия прибыли создаётся резервный фонд. 

Важно:

  • Выберите, с какой регулярностью и какую сумму перечислений (или процент от чистой прибыли) Вы будете производить. 
  • Средства могут быть отложены только из чистой прибыли, которую можно узнать из Отчёта о прибылях и убытках
  • Вы не можете взять деньги из фонда и потратить их не на ту цель, которую предусмотрели с самого начала.
  • Лучше всего создать отдельный счёт для резервного фонда, чтобы отделить эти деньги от основных средств компании.

Вывод

Достижение финансовой устойчивости — это процесс, который требует постоянного мониторинга, анализа и адаптации. Будьте готовы вносить изменения в свой бизнес и принимать решения, основанные на финансовых данных и целях Вашей компании.

#Финансовое планирование#Финансовый учет

Читайте также

0

Может ли ФНС списать налоговые долги ИП с его личного счета

В предпринимательской деятельности нередки случаи возникновения налоговых задолженностей. У налогового органа есть разрешенные ...

7 декабря 2021

0

Как ИП сэкономить на налогах?

Одна из главных проблем предпринимателей – налоги. При этом добросовестные предприниматели вполне могут сэкономить на их уплате. ...

25 мая 2021

0

QR всемогущий: чем такой приём оплаты удобен для бизнеса?

Из-за ограничений в работе функции бесконтактной оплаты у покупателей и владельцев бизнеса в своё время возникло немало ...

2 ноября 2024

0

Как не допустить главных финансовых ошибок бизнеса

Большинство предпринимателей сами ведут управленческий учёт. Задач много, а сил и внимания остаётся всё меньше. Поэтому так ...

8 декабря 2023