
Опубликовано: 15.08.2025
Когда самозанятые открывают свое дело, им не всегда понятно, как формировать чеки и уплачивать налоги. Но есть сервис, который максимально упрощает работу. В статье расскажем о приложении «Мой налог» и о том, как им пользоваться.
Что такое приложение «Мой налог»
Для самозанятых действует специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (НПД). «Мой налог» — это сервис для самозанятых, в котором можно отчитываться перед ФНС за каждый месяц работы.
Бесплатное приложение можно установить на смартфон или планшет. Оно доступно:
Кроме мобильного приложения, можно пользоваться веб-версией на сайте налоговой, если планируете работать на компьютере.
В «Мой налог» можно:
- выставить счет на оплату;
- создать и отправить чек за полученные деньги;
- уплатить налог;
- настроить автоплатеж;
- сохранять все счета и чеки;
- оформить справку о доходах и постановке на учет.
Как зарегистрироваться в приложении «Мой налог»
Установите приложение, войдите в него и выберите один из способов регистрации:
✅ По паспорту и фотографии. Этот способ подойдет, если вы не создавали личный кабинет налогоплательщика на сайте налоговой. Укажите свой телефон и в списке выберите регион, где вы собираетесь работать.
Отсканируйте паспорт. Для этого наведите на него камеру и поместите страницы в предложенный контур.

Когда вы сфотографируете паспорт, приложение загрузит его данные автоматически. Нужно проверить, правильно ли система распознала данные, и нажать кнопку «Подтвердить».

После этого сфотографируйтесь. Приложение идентифицирует вашу личность. Нажмите кнопку «Подтверждаю».
✅ С помощью логина и пароля от личного кабинета налогоплательщика на сайте ФНС. Этот способ подойдет, если личный кабинет у вас уже есть. Введите номер телефона и получите код из СМС, чтобы подтвердить номер.
- Выберите регион, где собираетесь работать.
- Укажите ИНН и пароль от личного кабинета.
- Войдите и нажмите «Зарегистрироваться в качестве самозанятого».
✅ По учетной записи на Госуслугах. Для этого способа не понадобится паспорт и фотография.
- Выберите в приложении «Мой налог» способ регистрации «Через портал Госуслуг».
- Укажите телефон, электронную почту или СНИЛС.
- Введите пароль для входа на Госуслуги. Все ваши данные автоматически загрузятся из личного кабинета.
- Укажите вид деятельности. В мобильной версии это можно сделать в разделе «Профиль», а в веб-кабинете — в «Настройках».
Когда вас зарегистрируют в качестве самозанятого, вы получите уведомление в личном кабинете. Оно придет сразу или через некоторое время, но не больше чем через пять дней.
Как выставить счет в приложении
Если работу заказала организация или ИП, нужно выставить счет за услугу. Иначе бухгалтер компании не сможет провести вам оплату.
- В разделе «Платежи» выберите способ получения денег: по расчетному счету карты, или по номеру телефона, к которому привязана карта. Организации переводят оплату на расчетный счет, то есть по реквизитам карты.
- На главной странице в разделе «Новая продажа» напишите наименование и стоимость выполненной работы.

- Выберете, кому формируете счет — «Юридическому лицу или ИП». Напишите наименование и ИНН получателя счета.

- Проверьте, что все заполнили правильно, и нажмите «Выдать счет».
- Сформированный счет можно:
✅ переслать заказчику из приложения в виде ссылки;
✅ сохранить в формате PDF и отправить по электронной почте или в мессенджерах.
Все созданные счета будут храниться в приложении «Мой налог» в разделе «Счета».
Как работать с чеками
Чек — главный документ в работе самозанятого. Если выдать его с опозданием или не сформировать вообще, налоговая выставит штраф.
Когда вы получили деньги за услугу, создайте чек и отправьте его заказчику (ст.14 ФЗ-№ 422). По этим чекам организации и ИП отчитываются в налоговой.
Когда создавать чеки:
- если вам платили наличными, то чек нужно сделать в этот же день;
- если деньги перевели по расчетному счету карты, то чек нужно сформировать и отправить до девятого числа следующего месяца.
Как сформировать чек
Порядок действий такой же, как и при создании счета. Только вместо кнопки «Выдать счет» нажмите «Выдать чек».
В строке «Стоимость» указывайте ту сумму, которую получили. Она должна совпадать с суммой в счете.

Чек можно отправить заказчику:
- ссылкой из приложения;
- в виде изображения по электронной почте или в мессенджерах.

Все чеки хранятся в приложении. Чтобы их найти, нужно на главной странице в нижней строчке нажать «Чеки».
Есть компании, для которых самозанятому не нужно формировать и отправлять чеки. Налоговая это разрешает, если расчеты с заказчиком проходят через электронную площадку официальных партнеров ФНС. Чтобы работать с заказчиком через такую электронную площадку:
- зарегистрируйтесь в системе с заказчика;
- примите предложение компании проводить расчеты через эту площадку;
- подтвердите, что хотите передавать данные в «Мой налог», когда придет уведомление от системы.
Заказчик оплачивает услугу через систему и отправляет сведения о полученном вами доходе в налоговую. Сумма дохода автоматически появляется у вас в приложении «Мой налог». Далее система сама формирует и отправляет чек заказчику.
Какой штраф предусмотрен за нарушение срока оформления чека
Налоговая служба считает налог от суммы в чеках за месяц. Например, если в июле было три чека по 15 000 рублей, то доход составит 45 000 рублей. Налог за этот месяц будет рассчитан с этой суммы.
Самозанятые платят:
- 6%, если получили доход от юридического лица;
- 4% от физлица.
Если нарушить сроки оформления чека, то штраф будет 20% от суммы чека.
Пример
Дизайнер забыл сформировать один чек на сумму 15 000 рублей.
Штраф составит:
15 000 рублей х 20% = 3000 рублей
Если в следующие шесть месяцев, дизайнер снова забудет выдать чек, штраф будет уже 100% от полученного платежа, по которому не оформили чек (ст.129.13 НК РФ).
Как аннулировать чек
Чек нужно аннулировать, когда составили его с ошибкой или деньги пришлось вернуть.
- В разделе «Чеки» выберите нужный чек.
- В меню действий с чеком нажмите «Аннулировать».
- Выберите причину и подтвердите.
Как уплачивать налог
Если ничего не заработали за месяц, отчитываться и платить налог не придется. Если доход был, приложение рассчитает, какой налог нужно уплатить.
Общая сумма налога за прошедший месяц появится до 12 числа следующего месяца. Будет показан и срок уплаты — до 28 числа текущего месяца.
Пример
Дизайнер в июле выполнил два заказа:
- Первый — на 30 000 рублей от юрлица. Налог от этой суммы составит 6%, то есть 1800 рублей.
- Второй — на 10 000 от физлица. Налог от этой суммы — 4%, то есть 400 рублей.
До 12 августа дизайнер получит уведомление, что налог составил 2200 рублей. Его нужно уплатить до 28 августа, чтобы не было штрафа.
Когда в приложении появится «Налог к оплате», то рядом будет кнопка «Оплатить». Сделать это можно в приложении банковской картой или скачать квитанцию и уплатить налог в банке.

Можно подключить автоплатеж. Для этого привяжите карту, с которой будете уплачивать налоги.
Добровольные взносы в Социальный фонд
Самозанятым не начисляют стаж работы и пенсию. Но вы можете сделать это самостоятельно, если начнете вносить за себя страховые взносы. Это добавит стаж и поможет накопить пенсионные баллы.
Для этого:
1. В приложении «Мой налог» зайдите в раздел «Профиль», далее нажмите на «Социальный фонд России».
2. Приложение предложит подать заявление в СФР. Оно сформируется автоматически, когда нажмете кнопку.

3. Начните перечислять взносы. Сделать это можно двумя способами:
- внести взнос сразу за год;
- разбить на произвольные суммы и вносить несколько раз в год.
Способ перечисления страховых взносов заранее выбирать не нужно.
Минимальный годовой взнос в 2025 году для самозанятого составляет 59 241,6 рубля. Перечислить всю сумму нужно до 31 декабря. Если взносы не поступят, то страж не увеличится, а пенсионные баллы вам не добавят.
Как прекратить деятельность в качестве самозанятого
Не обязательно сниматься с учета, если временно не работаете и не получаете доход. Налоги за это время приходить не будут, а статус самозанятого сохранится. Но если вы решили закончить работу в качестве самозанятого, зайдите в раздел «Профиль» и нажмите на кнопку «Сняться с учета НПД».
«Мой налог» остается доступным, даже если самозанятый снялся с учета. В приложении нельзя будет делать счета и чеки, но можно погасить задолженность, если она осталась.
Статус самозанятого можно возобновить. Для этого нужно снова зарегистрироваться в приложении.
Коротко
- Приложение «Мой налог» создано налоговой службой для плательщиков налога на профессиональный доход.
- Зарегистрироваться в приложении можно через Госуслуги, по логину и паролю от личного кабинета налогоплательщика на сайте налоговой или по паспорту и фото.
- Самозанятый может пользоваться мобильной версией приложения на телефоне или планшете или веб-кабинетом на сайте налоговой, если работает с компьютера.
- В приложении можно формировать счета, чеки, уплачивать налоги. А также получать справки о доходах и платить взносы в пенсионный фонд.