
Опубликовано: 10.08.2023
Юлия Муратова, парикмахер-колорист с 20-летним опытом, рассказала: почему предпочла самозанятость, а не ИП, как организован её бизнес, и как привлекать клиентов без рекламы.
Как пришла идея своего дела и когда стала самозанятой?
Работаю парикмахером давно — около 20 лет. Была на разных условиях: в найме и на процентах. Постепенно стала формироваться клиентская база. В начале пути было сложно, слишком большая конкуренция на рынке услуг. Я придерживалась правила «Не приносить заботы на работу». Уделяла всё отведённое время пришедшему человеку: нужно выслушать, понять желания, поддержать и дать совет. Постепенно заработала репутацию.
Пять лет назад задумалась о том, чтобы уйти “в свободное плавание”. Хотела открывать ИП и почти решилась. Но тогда появилась программа самозанятости, и я поняла, что это просто и удобно. Никаких отчётов не нужно. Отправляешь электронные чеки и всё — остальное программа делает за тебя.
То, как человек видит себя и как ты его понимаешь, не всегда совпадает. Но я всегда стараюсь понимать людей и слушать их
Как организуешь свой бизнес? Расскажи, сколько у тебя клиентов и какая выручка?
Записи веду сама и не прибегаю к услугам администратора. В салоне-коворкинге четыре мастера и все на аренде, поэтому платить администратору нет смысла.
В среднем выручка выходит 150 тысяч рублей, но зависит от сезона. Сейчас лето и все в отпусках. Периоды под Новый год и в марте, наоборот, самые активные.
Количество клиентов сложно посчитать. Клиент может вернуться через месяц или полгода. После пандемии пришлось собирать базу заново: люди разъехались, кто-то жил на даче, кто-то сменил мастера. Всё стало по-другому.
Занятость — 6 дней в неделю. Но можно самой распределять время и приходить в салон в два часа дня. Этим работа на себя очень радует, остаётся больше свободного времени.
Почему выбрала самозанятость, а не ИП? Какие преимущества выделяешь для себя?
Открывать ИП было страшновато — я мало что понимаю в налоговых отчётах. Когда работала в найме, за меня всё делали. Заполнять какие-то декларации — это сложно. Когда появилась программа самозанятости, очень обрадовалась.
Самозанятость выбрала, потому что понимала, что на данном этапе планирую работать на себя. Мне не потребуется нанимать сотрудников, покупать кассу, заниматься отчётностью и нужно меньше вложений на старте бизнеса.
Разобраться с самозанятостью просто и быстро — у меня даже 5 минут не заняло.
Зашёл в приложение, напечатал название услуги, отправил электронный чек. Всё делаю с телефона. Отчисляю 4% налогов. Налог приходит раз в месяц — хочешь списывай автоматически, хочешь оплачивай сам.
Какие были стартовые вложения: оборудование, инструменты, расходники?
Вложения на старте — около 100-150 тысяч рублей. В них входит закупка расходников: препаратов и красителей. По-крупному не пришлось вкладываться — всё оборудование даёт салон.

Сейчас на расходники трачу 15-30 тысяч рублей в месяц. Бывает, после очередного семинара хочется попробовать новый продукт, и сумма увеличивается. Например, сейчас перехожу на краситель премиум-класса, постепенно закупаю полную палитру оттенков. Затраты уже составили 70 тысяч рублей. И это только начало.
Какие ресурсы, помимо денег и оборудования, нужны для старта? Какое образование и специальные навыки?
Обязательно должно быть теоретическое образование. Нужно проходить базовые семинары по теории, цветотипам, форме лица, стилю. Дальше уже нарабатывается практика. Бывают программы обучения, которые предоставляет фирма, с которой работаешь — какая-то ступень бесплатно, остальные проходишь за свои деньги. Я проходила все ступени обучения в академии L’Oréal, Qtem, Coiffance.
Главное в сфере — стремиться вперёд и постоянно обучаться. Бьюти-индустрия не стоит на месте. Сейчас сложности с препаратами, местные бренды выходят на рынок, появляются новинки и лечебные средства — нужно их знать, потому что люди интересуются.
Я регулярно посещаю выставки — они проходят минимум раз в три месяца. Дважды в год хожу на самые масштабные: международную выставку косметики и парфюмерии InterCHARM и конгресс парикмахеров и колористов BEAUTYDAYproHAIR. Обучающие семинары посещаю несколько раз в месяц.

Почему решила арендовать кресло в салоне, а не принимать клиентов дома?
Дома работать очень неудобно. В квартире постоянно находятся люди, много мусора, волос и запахов. Считаю, что каждый должен работать в отведённом для этого месте.
Салон-коворкинг — это просто и удобно. Приходишь, работаешь и уходишь. Можно арендовать по часам или на месяц. Мастеру выгоднее находиться на одном месте: клиент знает, куда идти, ему удобно приезжать. Есть стабильность и не нужно ездить по всей Москве, в случае если мастер переедет. В одном месте работаю уже 5 лет. Для клиента ничего не меняется: он приходит в салон, к конкретному мастеру.
Арендовать кресло не очень дорого. В среднем стоимость варьируется от 25 до 45 тысяч рублей в месяц, зависит от района и удалённости от метро. Я арендую кресло за 30 тысяч рублей в центре Москвы.
С какими сложностями сталкивалась в своей работе?
Как у многих, сложности были в период пандемии. Долгое время сидели по домам и не работали. Но сразу после пошёл большой поток людей. Кажется, мы тогда работали два месяца без перерыва. Глобальных трудностей не было — только временные задачи.
Например, первое время было сложно вести запись клиентов. Когда привыкаешь к услугам администратора, перейти на саморегулирование трудно и хлопотно. Но опыт пришёл довольно быстро.
Как продвигаешь себя?
Когда только перешла на самозанятость, думала о рекламе. Были страх и неуверенность, что клиенты не пойдут за мной. В нашей индустрии некоторые парикмахеры завязаны на других мастерах, например, клиенты ходят и к парикмахеру, и к мастеру маникюра. Когда уходит только парикмахер, кто-то выбирает мастера маникюра, и клиент отсеивается.
Пробовала соцсети, но потом поняла, что мне достаточно клиентов. Приходят по сарафанному радио. Бывает, родители приводят детей, мам и бабушек. Сейчас рекламу не использую. Знаю, что знакомые мастера размещаются на «КупиКупон», и это работает, но сама не нуждаюсь в рекламе.
Если буду открывать салон, возьму мастера, который будет забирать часть клиентов и разгрузит меня. Тогда буду заниматься продвижением.
Как отстраиваешься от конкурентов?
В бьюти-индустрии много пафоса. Возможно, ко мне идут, потому что со мной просто. Многие клиенты говорят: «Ты много учишься, мы верим в твоё творчество и доверяем тебе». Люди задают вопросы и видят, что я глубоко и подробно отвечаю на каждый. Понимают, что я прохожу обучения и постоянно повышаю навык.
Я рассказываю клиентам о выставках и новинках косметики, рекомендую подходящий домашний уход. Сейчас это интересно и девушкам, и мужчинам. Возможно, я понимаю людей и слушаю их, поэтому им нравится результат. Люди видят результат на знакомых и близких и спрашивают, где сделать так же.
Как планируешь развивать своё дело?
В перспективе возможно открою салон. Уже подобрался коллектив, с которым сможем сделать этот шаг. Подумаем об этом, когда ситуация станет стабильнее. Сейчас много неизвестности: сложности с поставками косметики, многие бренды ушли с рынка, трудно достать оборудование.
Что посоветуешь человеку, который очень хочет, но боится становиться самозанятым?
Верьте в себя в первую очередь. Заручитесь поддержкой друзей, которые поддержат в сложный момент.
Не бойтесь. Настолько всё просто и понятно — надо только сделать шаг.
Смотрите на мир позитивно.