0

Как проводить маркетинговые исследования самостоятельно

user-pic
Ближе к делу

Команда информационно-обучающего портала

В этой статье
Типы маркетинговых исследованийКак провести маркетинговое исследование рынкаВ завершение

Опубликовано: 30.01.2024

Проведение маркетингового исследования своими силами может стать идеальным вариантом, если Вы ограничены в бюджете или есть интерес к изучению своей аудитории. В статье рассказываем, как самостоятельно провести первичное исследование, какие вопросы задавать, чтобы собрать необходимую обратную связь и сформировать дальнейшую стратегию развития.

Без точных данных предпринимателю будет сложно принимать эффективные решения и иметь конкурентные преимущества. Маркетинговые исследования помогают предпринимателю получить фактическую информацию и данные, на основе которых можно принимать обоснованные решения и достичь успеха в бизнесе.

Мы подготовили подробную инструкцию, чтобы каждый смог собирать необходимые данные и обратную связь, на основе которых можно принимать стратегические решения.

Типы маркетинговых исследований 

Существует два основных типа маркетинговых исследований: 

  1. Первичные

Цель: сегментирование рынка и определение портрета покупателя.

Средства: фокус-группы, онлайн-опросы, телефонные интервью — любые инструменты, которые помогут Вам получить информацию напрямую от клиентов.

В этом материале мы разберём только проведение первичного исследования, когда Вы собираете обратную связь напрямую у Ваших потенциальных клиентов, чтобы узнать:

  • мнение о продукте; 
  • проблемы, с которыми они сталкиваются; 
  • на что они обращают внимание при выборе товара.
  1. Вторичные 

Цель: анализ конкурентов.

Средства: изучение открытых данных, тенденций рынка, статистики, данных о продажах.

Малому и среднему бизнесу лучше делегировать проведение вторичных исследований профессионалам. Дело в том, что данные из открытых источников не всегда могут соответствовать Вашим запросам. Можно даже купить готовое исследование рынка. Например, в ВТБ есть набор готовых аналитических отчётов по 40 отраслям бизнеса «Маркетинговые исследования». Актуальные отчёты включают в себя общий обзор отрасли, подробный анализ всех ведущих игроков рынка — профили компаний, данные по ценообразованию, товарооборотам, прогноз развития и т.п. Все отчёты подготовлены исследовательской компаний с 20-летним опытом и предоставляются в электронном виде в течение 3-х дней после оплаты. 

Как провести маркетинговое исследование рынка

Любое первичное исследование будет состоять из шести шагов. Рассмотрим подробно каждый из них.

Шаг 1. Составить портрет покупателя

Для любой рекламной кампании важно понимать, кто Ваши клиенты. Так и с маркетинговым исследованием.

Вы можете составлять портрет по социально-демографическим признакам, можете использовать метод JBTD (Jobs to be done). Большой разницы нет. Главное, чтобы Вы смогли сегментировать клиентов и выделить именно тех людей, которые являются Вашими потенциальными клиентами.

Шаг 2. Определить, на что влиять

Когда Вы разобрались, кто является Вашей целевой аудиторией, Вам необходимо выделить их среди тех, кто недавно совершил покупку у Вас, и пообщаться с ними. Для этого Вы можете провести фокус-группу, устроить онлайн-опрос или обзвонить всех по телефону.

Выбирая людей, обратите внимание на два пункта:

  1. Покупательский опыт должен быть «свежим». Если клиент недавно контактировал с Вашим брендом, то они смогут лучше передать все эмоции.
  2. Выбирайте разнообразных участников. Так Вы сможете сформировать более полную картину.
Пример сбора обратной связи от компании ЦИАН

Шаг 3. Расширить базу для проведения маркетингового исследования

Кроме клиентов, Вы можете обратиться к людям, которые долго думали перед покупкой, узнавали информацию, но в последний момент передумали. Также Вы можете обратиться к своим подписчикам в социальных сетях или запустить небольшую рекламную кампанию для привлечения людей для маркетингового исследования.

Если Вы выбираете последний вариант, то уделите большое внимание настройке рекламы, чтобы в Вашу выборку попала только Ваша целевая аудитория. И предложите какой-то бонус тем, кто ответит на Ваши вопросы. 

Шаг 4. Подготовить вопросы для исследования

Вопросы — это ядро любого маркетингового исследования. Без качественных и глубоких опросников Вы не сможете собрать необходимую обратную связь и сформировать дальнейшую стратегию развития.

Как же составлять вопросы? Сделайте упор на открытые вопросы или вопросы с множеством ответов. Так Вы получите более вдумчивые мнения Ваших клиентов.

Первый блок вопросов

Должен быть посвящён общей информации: узнайте фамилию и имя Вашего респондента, его возраст и так далее. 

Второй блок вопросов 

Связан уже с проблемой, которую Вы решаете. Но они направлены на то, чтобы узнать, насколько человек осведомлён:

  • Когда Вы впервые столкнулись в этой проблемой?
  • Как часто она возникает?
  • Что Вы обычно делаете, чтобы её решить?

Третий блок вопросов  

С помощью него Вы хотите получить конкретную информацию о том, как и где покупатель искал решение проблемы. Вы можете задавать уточняющие вопросы, чтобы узнать, какими конкретно ресурсами пользовался человек.

Четвёртый  блок вопросов 

На этом этапе Вы узнаёте, как человек принимал решение. Вы можете задать, например, такие вопросы:

  • Какой источник оказал наибольшее влияние?
  • На какие критерии Вы опирались при выборе продукта?
  • Какие были плюсы и минусы всех вариантов?
  • Какие факторы в конечном итоге повлияли на Ваше окончательное решение?

Пятый блок вопросов

Направлен на то, чтобы подвести итоги и понять, что можно было улучшить для покупателя. Вы можете уточнить, как выглядит идеальный процесс покупки для человека, какой контент важен для него.

Шаг 5. Изучить конкурентов

Посмотрите, как с Вашими клиентами взаимодействуют конкуренты. Но помните, что помимо прямых конкурентов, есть ещё косвенные. Например, для косметической клиники такими будут магазины по продаже профессиональной косметики. Да, они предлагают разные товары, но они нацелены на одну и ту же аудиторию: женщины, которые хотят хорошо выглядеть.

Вы можете даже устроить контрольную закупку и обратиться к Вашим конкурентам как покупатель. Так, Вы увидите, чем Ваше взаимодействие с клиентами отличается.

☝🏼 Это интересно

Подробно об этом также рассказали в статье «Анализ и оценка конкурентов»

Шаг 6. Подвести итоги

Вы провели маркетинговое исследование, Вы узнали мнение Ваших людей и собрали их в одну базу. Что делать с этим?

  • Для начала оцените, что общего отмечают все Ваши клиенты, какие недостатки в Вашем сервисе Вы нашли, какие каналы коммуникации Вы не используете. Обращайте внимание на всё, что отмечают Ваши клиенты, это может быть Вашей зоной роста.
  • Когда Вы проанализировали ответы, определите, как на самом деле принимает решение Ваш клиент, что влияет на его покупку, какие характеристики лучше подсветить, а какие спрятать.
  • И подготовьте план действий: что Вы будете менять, какие инструменты внедрять и в каком порядке. 
☝🏼 Это интересно

О том, какую пользу Вашему бизнесу принесут первичные исследования, рассказали в статье «4 причины для бизнеса исследовать свою аудиторию»

В завершение

Использование точных данных — это ещё один шаг к принятию информированных решений в своём бизнесе. Даже самостоятельно проведённое маркетинговое исследование может дать толчок к развитию клиентского сервиса и выделиться среди конкурентов. Важно заранее включить исследование в бюджет и в планы по распределению ресурсов команды.  

#Маркетинговая стратегия#Привлечение клиентов

Читайте также

0

Пошаговый план выхода на Wildberries

Раньше специалисты WebCanape советовали своим клиентам начинать продажи именно с интернет-магазина. Но времена меняются, и ...

25 августа 2022

0

AIDA — модель сильных маркетинговых сообщений

Прежде чем купить продукт потенциальный клиент проходит несколько стадий принятия решения. Модель AIDA описывает этот процесс по ...

19 июля 2024

0

Что такое вебинар простыми словами, как к нему подготовиться и как его провести

Расскажем, что такое вебинар и зачем его проводят. В статье найдёте пошаговый план, как организовать вебинар за 10 шагов. Что ...

10 апреля 2024

0

Как взаимодействовать с клиентом в b2b и b2c

Перед приобретением товара или услуги клиент проходит определённый путь от знакомства с проблемой до доверия Вашему бренду. В ...

27 ноября 2023