Как малому бизнесу развиваться в условиях кризиса
Опубликовано: 6 сентября 2022

Как малому бизнесу развиваться в условиях кризиса

Барно Турсунова фото

Барно Турсунова

Сооснователь сети умных автосервисов “Вилгуд”

Не секрет, что весной этого года многие предприниматели опасались, что новый кризис окажется фатальным для их бизнеса. Тем не менее спустя полгода мы видим, что у малого бизнеса в России еще есть возможности для роста. Задача предпринимателей — максимально быстро адаптироваться к меняющимся условиям и находить новые перспективы.  О том, как использовать их с максимальной выгодой, расскажет Барно Турсунова, сооснователь сети умных автосервисов “Вилгуд”.

Занимаем освободившиеся ниши

Первая возможность, конечно же, открылась для бизнеса из ниш, в которых до кризиса доминировали иностранные бренды. С уходом иностранных компаний конкуренция снижается, а спрос остается таким же: значит, есть все шансы нарастить свою долю рынка. Для этого необходимо учесть два важных условия:

  • продукты компании должны быть достаточно качественными, чтобы пользователи воспринимали их как полноценную замену;
  • аудитория не должна быть привязана к каким-то конкретным брендам настолько, чтобы игнорировать альтернативы.

Такая ситуация, например, сложилась в нише одежды. После февраля Zara, H&M, Uniqlo и другие популярные бренды приостановили работу в нашей стране. По словам экспертов, когда дело касается масс-маркета в одежде, аудитория слабо привязана к конкретным брендам и быстро адаптируется. Поэтому российские производители одежды фиксируют значительный прирост спроса. У многих предпринимателей даже появилось больше ресурсов для размещения в офлайн-магазинах.

Особенно сильно растут продажи товаров от региональных производителей: в период с января по апрель они увеличились на 130% в сравнении с показателями прошлого года.

Адаптируемся и перестраиваем бизнес-модель

Однако такая ситуация наблюдается не во всех нишах. Например, автодилеры сейчас несут большие потери: многие иностранные производители больше не поставляют популярные и всеми любимые модели авто, а на альтернативы многие клиенты смотрят с неохотой. Да, у российского и китайского автопрома всегда будет своя доля на рынке, но заменить западных производителей довольно сложно. К тому же цены даже на отечественные автомобили сейчас намного выше, чем в начале года, а значит, у водителей меньше возможностей купить новую технику.

В этой ситуации выход только один — адаптация к новым условиям и переупаковка бизнес-модели. Например, многие дилеры вместо продаж новых машин уходят в сторону авторемонта и технического обслуживания автомобилей. Ведь, независимо от кризиса, потребность в личном транспорте будет всегда, а значит, будет спрос и на ремонт автомобилей.

Вместе с тем авторемонт — довольно сложная в освоении ниша, и чтобы избежать распространенных ошибок при запуске, часто дилеры подключаются к франшизам крупных брендов. Эту тенденцию мы заметили по резкому увеличению количества заявок на франшизу “Вилгуд”. Если раньше ядро нашей аудитории составляли действующие франчайзи и независимые СТО, то теперь в воронке потенциальных партнеров мы видим все больше дилеров.

Пользуемся господдержкой

В кризис государство старается поддерживать предпринимателей. Вопреки некоторым стереотипам, помощь приходит не только для среднего и крупного бизнеса, но и для небольших компаний. Вот лишь небольшой список того, что уже доступно малому бизнесу:

  • Кредитные каникулы или реструктуризация.
  • Кредиты по льготным ставкам.
  • Поручительства по кредитам.
  • Льготный лизинг и факторинг.
  • Мораторий на банкротство.
  • Ограничение комиссий за прием платежей и компенсация части расходов.
  • Гранты на создание и развитие бизнеса.
  • Специальные меры поддержки в отдельных отраслях или регионах.

Кроме того, еще до кризиса государство запускало специальные программы для малого бизнеса. Например, Минцифры совместно с РФРИТ еще в октябре 2021 года  создали программу поддержки цифровизации малого бизнеса. В ее рамках любой бизнес, зарегистрированный в Реестре МСП, может получить 50% скидки на внедрение отечественного ПО для автоматизации. В списке ПО: решения от “1С”, “Эвотор”, Wilgood Soft и др.

Информацию о господдержке в Вашем регионе можно найти на сайте центра «Мой бизнес». При этом нужно держать в уме, что критерии для получения поддержки для бизнеса в разных регионах могут отличаться. Например, в Новосибирской области для этого нужно доказать безубыточность в течение 6 месяцев. 

Чтобы минимизировать риск неудачи, можно просматривать сайты региональных фондов поддержки предпринимательства и при необходимости обращаться за консультациями к юристам.

Ищем новые пути в маркетинге

C блокировкой ряда соцсетей эффективность таргетированной рекламы сильно упала, а уход с рынка Google Ads серьезно перегрел рынок контекстной рекламы. Привлекать клиентов теперь еще дороже, поэтому предприниматели стараются искать альтернативы. Многие тестируют новые каналы для привлечения и укрепления лояльности аудитории, например Яндекс.Дзен, Телеграм и др.

Так как привлекать новых клиентов дороже, часть предпринимателей делает ставку на укрепление лояльности действующей аудитории. Например, в автосервисном сегменте начинают появляться решения для онлайн-записи, подобные тем, что используют салоны красоты. Так, создатели Kartz разработали платформу с виджетом онлайн-записи, который можно встроить на сайт любой СТО. С помощью виджета клиент может рассчитать стоимость ремонта, подобрать запчасти и выбрать удобное время для заезда. В сравнении с классическим способом записи через звонок этот способ намного быстрее и удобнее для клиента, а значит, автосервис может получить более лояльную аудиторию.

Кризис — это всегда несладко, но и поводов для уныния у предпринимателей тоже нет. Все в равных условиях, а значит, бизнесу нужно обращать внимание на появившиеся возможности. Чтобы оставаться в рынке и расти, нужно быть готовыми к быстрой реакции на изменения вокруг.

Поделиться:

Комментарии (0)

Оглавление

Похожие статьи

Расчетный счет с бонусами портала Ближе к Делу

Два подарка для успешного старта: доступ к Клубу предпринимателей и курс по маркетингу для новых клиентов ВТБ.
ПодробнееУзнать подробнее