0

Факсимильная подпись в бизнесе: где можно и нельзя использовать

user-pic
Ближе к делу

Команда информационно-обучающего портала

В этой статье
Что такое факсимильная подписьЧто можно заверять с помощью штампаНа каких документах нельзя ставить факсимильное воспроизведение подписиКак распознать подпись в виде штампаКак внедрить использование подписи в виде штампа в бизнесеКак хранить штамп и делать учетКоротко

Опубликовано: 11.06.2025

Факсимиле полезна, когда руководителю предстоит подписать много однотипных документов. Например, дополнительных соглашений для контрагентов. Также она может пригодиться во время отъезда руководителя — печать будет использовать заместитель или бухгалтер, чтобы вовремя заверить нужные документы.

Но закон ограничивает использование факсимиле. Поэтому владельцам бизнеса нужно понимать, когда можно поставить факсимильную подпись, а в каких случаях — только собственноручную. В статье расскажем, как правильно применять факсимиле.

Что такое факсимильная подпись

Это копия подписи человека, например, директора ИП, руководителя ООО или физического лица. Подпись наносят на печать или штамп. Также она бывает в электронном виде — тогда ее вставляют на документы с помощью редактора файлов.

Что можно заверять с помощью штампа

Список документов регламентирует статья 160 ГК РФ и письмо Министерства России по налогам и сборам. Подпись-штамп можно ставить:

На документах, которыми организация обменивается с контрагентами. Сперва нужно добавить соответствующий пункт в договор — если использовать факсимиле без разрешения контрагента, он может признать документ недействительным. Примерная формулировка: «Документы, связанные с исполнением Договора, могут быть подписаны Сторонами с использованием факсимиле синего цвета».

Стороны смогут заверять акты о выполненных работах, дополнительные соглашения к договору и прочие документы, которые не касаются финансов.

На внутренних документах компании. Для этого руководителю организации нужно выпустить приказ или распоряжение. В нем стоит описать, в каких случаях можно использовать факсимильную подпись, а также указать ответственное лицо.

С помощью такой копии можно заверять информационные письма, грамоты, служебные записи, удостоверения и прочие документы.

На каких документах нельзя ставить факсимильное воспроизведение подписи

Кадровые документы. Приказ Минтруда России требует оставлять собственноручную подпись в трудовых книжках, а статья 67 ТК РФ — на трудовых договорах.

Документы, имеющие финансовые последствия. Запрет описан в письме Министерства России по налогам и сборам. Он распространяется на платежи, кассовые документы, векселя, декларации и другие документы, которые имеют отношение к финансам.

Первичные документы. Это документы, которые подтверждают факт хозяйственных операций в бизнесе, например, покупку продукцию или выплату денег сотрудникам. Согласно судебной практике, первичные документы запрещено подписывать факсимиле — ее использование не прописано в статье 169 Налогового кодекса РФ.

Если подписывать счета-фактуры факсимиле, налоговая может обнаружить это при проверке. Например, в постановлении арбитражного суда кассационной инстанции от 2021 году организации доначислили НДС на сумму более 500 000 рублей, так как компания подала проштампованные документы.

Доверенности. Согласно п.4. статьи 185.1 ГК РФ, доверенности от имени юридического лица должен заверять только генеральный директор.

Как распознать подпись в виде штампа

Копию можно спутать с подлинной подписью. Внимательно проверяйте финансовые и другие документы, которые нельзя подписывать с помощью факсимиле, иначе они не будут иметь юридической силы. 

Например: предприниматель приносит счета в банк, а документы признают недействительными, и платеж отклоняют. Оказывается, что они не были подписаны собственноручно — в таком виде их передал контрагент.

Признаки печати-копии: 

Подписи идентичны. Если у вас есть несколько документов — сравните их. Совершенно одинаковые изображения явно указывают, что это штамп. Оригинальные подписи не совпадут на 100%, обычно отличается уклон, размер, детали.

Нажим равномерный. У росчерка человека обычно видны следы давления на ручку, а у копии — оттиск равномерный по всей поверхности.

Вокруг есть след в виде круга, прямоугольника или квадрата. Штамп или печать часто оставляют характерный след от своей оснастки.

Нет мелких деталей. Собственноручная подпись бывает с небольшими дефектами: на ней можно увидеть случайные точки, которые человек оставил ручкой. А копия выглядит как идеальный отпечаток.

Как внедрить использование подписи в виде штампа в бизнесе

Нужно сделать заказ в компанию, которая выпускает штампы. Для заявления понадобится:

1. Отсканировать подпись в высоком качестве и отправить в электронном виде, либо лично принести в бумажном.

2. Измерить подпись в миллиметрах и указать размер для мастера.

3. Выбрать тип штампа. Их различают по оснастке: есть автоматическая и ручная, и по материалу клише. Удобнее всего использовать штамп с автоматической оснасткой и резиновым клише.

После нужно договориться с контрагентами, для каких документов вы будете использовать штамп. Если вы планируете применять его только внутри компании — достаточно выпустить распоряжение.

Как хранить штамп и делать учет

Штамп держите в сейфе, а цифровое изображение подписи храните на защищенном компьютере с ограниченным доступом. В обоих случаях ответственный сотрудник должен вести журнал учета, фиксировать даты и цели использования штампа.

Пример простого журнала, который можно вести внутри компании:

ДатаКто использовалДокументДля когоПодпись ответственного
126.05.25Тимофеев А. Г.Акт №5ООО «ФАЙН ЛАЙФ»
21.06.25Митрофанова О. А.Доп. соглашение №3ИП Кузнецов Б. А.

Коротко

  • Факсимильную подпись ставят штампом или вставляют в электронный документ. Ее можно использовать, если это прописано в договоре с контрагентом или внутреннем приказе компании.
  • Нельзя пользоваться штампом для трудовых договоров, доверенностей, счетов-фактур и других важных документов, которые имеют финансовые последствия.
  • Если неверно использовать подпись в виде штампа, есть риски. Штамп могут украсть, документы — признать недействительными, договор — оспорить. Чтобы избежать проблем, давайте доступ к подписи только проверенным сотрудникам, ведите журнал учета и договаривайтесь о подписи-копии с контрагентами.
#Документооборот

Читайте также

0

3 главных правила для классного wellness-корпоратива

Лето — самое подходящее время для корпоративов и тимбилдингов на свежем воздухе. Такие мероприятия не только помогают ...

19 июля 2022

0

Как вернуть сотрудникам мотивацию к работе в офисе

Мир меняется. Если в марте руководители компаний ломали головы на тему того, как перевести свой бизнес в онлайн и настроить ...

18 июня 2020

0

Лонгрид «За кулисами мобильного банка»: ИТ-лидеры в банковской сфере и их роль в разработке

Продолжаем знакомство с командами приложения ВТБ для бизнеса в рамках проекта «За кулисами мобильного банка». Здесь мы ...

24 ноября 2023

0

Аренда коммерческих помещений в период пандемии

Из-за пандемии и введения ограничений многие МСП, такие как гостиничный бизнес, общепит, спортцентры, предприятия бытовых услуг, ...

8 декабря 2021