Опубликовано: 2.05.2024
PR-кампания — это мероприятия, которые проводит бизнес, чтобы достигнуть определённой цели: поддержать репутацию, повысить узнаваемость или увеличить лояльность аудитории.
Все эти цели косвенно помогают улучшить маркетинговые показатели. Если у бренда хорошая репутация и ему доверяют, люди охотнее реагируют на рекламу и покупают товары или услуги.
В статье расскажем, какие бывают PR-кампании и как их организовать.
Какие бывают PR-кампании
Есть много классификаций PR: по географии, субъекту или содержанию. Но самое важное в любом таком мероприятии — достигнуть поставленных целей. Поэтому мы выделили три группы PR по целям, которые они решают.
Повседневные. Сюда входят ежедневные активности бренда: ответить клиентам в комментариях или на почту, написать пост в соцсети или выложить смешной ролик. Так компания поддерживает интерес к своему продукту, показывает значимость потенциального клиента и постепенно увеличивает лояльность аудитории.
Антикризисные. Ежедневно бизнес сталкиваться с негативом в разных формах: клиент написал плохой отзыв на сайте или конкуренты опубликовали статью-разоблачение и выложили в СМИ. Пиар помогает со всем этим справиться и сохранить репутацию.
Проектные. Цель PR-проекта — продвинуть конкретный продукт, услугу или мероприятие. Например, PR-проект организовывают во время запуска нового продукта или благотворительного мероприятия.
Как запустить PR-кампанию
PR-кампанию можно разбить на три больших этапа:
- Подготовка. Самый большой и важный этап: нужно разобраться с целью кампании, выделить бюджет, поставить KPI, подготовить инфоповод и спланировать каналы коммуникаций.
- Проведение. Когда инфоповод публикуют на сайте и рассылают в СМИ.
- Оценка результатов. Финальный этап, где оценивают результаты PR-кампании и делают выводы.
Дальше подробно расскажем, что делать в рамках каждого этапа.
Этап 1. Подготовка
✅ Поставить цель. Нужно подумать, зачем бизнесу пиар-кампания и какая у неё цель. В этом Вам поможет методика OKR — Objectives and Key Results, что переводится с английского языка, как «цели и ключевые результаты».
- Objectives (Цели) — это большая амбициозная цель. Важно, чтобы она была измеримой и амбициозной: хороший результат выполнения цели по OKR — 60-70%.
- Key Results (Ключевые Результаты) делают цель более реальной и достижимой. Ключевые результаты показывают, насколько Вы приблизились к цели.
Цели PR-кампании могут быть разные: повысить узнаваемость бренда, улучшить имидж компании, увеличить продажи или привлечь новых клиентов.
✅ Выделить бюджет. Вот примерный список того, что можно заложить в бюджет PR-кампании:
- Работа со СМИ: опубликовать новость, пресс-релиз или комментарий.
- Специальные мероприятия: организовать выставку, презентацию или аукцион.
- Инфлюенс-маркетинг: разместить инфоповод на площадках у блогеров, амбассадоров и инфлюенсеров.
Не обязательно использовать всё и сразу: если бюджет на кампанию ограничен, можно выбрать два-три мероприятия, которые уже приносили результат.
✅ Обозначить KPI. KPI — ключевые показатели эффективности. Для PR-кампании их ставят исходя из цели мероприятия. Так, если цель кампании — проинформировать новых клиентов и вызвать интерес, оценить эффективность мероприятия можно по его охвату. Если нужно увеличить количество продаж — по количеству конверсий в покупку.
Есть и другие метрики, которые покажут эффективность пиар-кампании:
- Количество публикаций — сколько СМИ опубликовали Ваше сообщение.
- Качество публикаций — как точно Вы попали в целевые СМИ. Донесли ли Вы ключевое сообщение и тональность.
- Индекс цитируемости — сколько СМИ перепостили Ваше сообщение.
- PR Value (AVE) — эквивалент рекламного размещения. По показателю можно рассчитать, сколько бы стоил PR-материал, если бы его опубликовали как рекламный. С помощью PR Value можно оценить результат работы PR-отдела в денежном выражении.
- ROI (ROMI) — возврат инвестиций в PR, рассчитывается по формуле:
- МедиаИндекс — это качественный показатель эффективности PR, который отражает масштаб СМИ, его охват и роль компании в публикации.
- Позиции в поисковой выдаче — если инфоповод попал на первую страницу в поисковике, считайте, компания удалась.
✅ Подготовить инфоповод. Инфоповод — это какой-то факт, новость или событие, которые привлекают внимание аудитории и увеличивают узнаваемость компании. Чтобы инфоповод сработал, он должен вызывать обсуждения и резонанс.
✅ Спланировать каналы коммуникаций. Разместить инфоповод можно у себя на сайте и в социальных сетях. Чтобы сообщение увидело ещё больше людей, можно опубликовать инфоповод в СМИ.
Если инфоповод вызывает эмоции и говорит о чём-то важном, СМИ сами проявят инициативу, чтобы разместить сообщение на своих площадках. Но лучше перестраховаться и написать в СМИ первым — так сообщение с большей вероятностью попадёт на нужные площадки.
Не нужно писать во все СМИ сразу, так Вы зря потратите время и ресурсы. Сосредоточьтесь на изданиях, которые пишут на Вашу тему и ориентируются на похожую целевую аудиторию. Найти нужное издание можно в базе СМИ на платформе Pressfeed.
Подготовка — это самый сложный и затратный этап PR-кампании. Оценить его первые результаты можно на следующем этапе — проведении ↓
Этап 2. Проведение
На этапе проведения пиар-кампании бизнес публикует инфоповод на своих ресурсах и в СМИ. Когда сообщение будет на странице, нужно быть готовым к незапланированным активностям: СМИ могут попросить дать дополнительные комментарии к инфоповоду или прислать ссылки на источники.
На этом этапе уже видны первые результаты инфоповода. Можно оценить, как аудитория отреагировала на сообщение по лайкам и комментариям. Ещё можно посмотреть, репостят ли сторонние СМИ и компании Ваше сообщение.
Этап 3. Оценка результатов
Оценить результаты PR-кампании можно по KPI, которые ставили на этапе подготовки к мероприятию. Если цели достигнуты — поздравляем, кампания удалась, если нет — нужно смотреть, что на это повлияло.
Возможно, Вы выбрали не ту площадку для размещения, и аудитория просто не поняла Ваше сообщение. Или инфоповод не показался интересным и эмоциональным. Повлиять на результат может что угодно, главное — сделать выводы и идти дальше.
Главное о PR-кампаниях
- PR-кампания — это мероприятия, которые проводит бизнес, чтобы достигнуть какой-то цели: поддержать репутацию, повысить узнаваемость или увеличить лояльность аудитории.
- PR-кампании бывают повседневными, антикризисными и проектными.
- Запуск пиар-кампании состоит из трёх ключевых этапов: подготовка, проведение, оценка результатов.