
Опубликовано: 30.05.2025
Бизнес-процессы существуют в компаниях любого размера, а также у самозанятых. Например, в небольшой кофейне бизнес-процессом можно считать путь от приёма заказа до выдачи напитка. В статье рассказываем, какие виды процессов существуют и как ими управлять для повышения эффективности.
Что такое бизнес-процессы
Бизнес-процесс — это повторяющаяся цепочка действий, создающих ценность для компании и клиентов. Ценностью могут быть продукты и услуги, деньги и информация.
Виды бизнес-процессов:
- основные
Создают основной продукт компании, генерируют прибыль. Как правило, это относится к производству, продажам и сервису.
- вспомогательные
Поддерживают и обеспечивают основные продукты компании. Включают в себя снабжение, ремонт и обслуживание, финансовую отчётность, управление персоналом и др.
- управленческие
Предназначены для организации других процессов. Например, планирование, бюджетирование, документооборот и пр.
Каждый бизнес-процесс состоит из взаимосвязанных элементов:
- Цель — чётко определённый результат, ради которого выполняется процесс.
- Вход — исходные данные, ресурсы или события, запускающие процесс. К ресурсам относится всё, что нужно для выполнения процесса: время, люди, оборудование, информация.
- Операции (действия) — последовательность шагов, выполняемых для достижения цели.
- Выход — результат процесса: продукт, услуга, отчёт или другая ценность.
В реализации участвуют:
- владелец процесса — отвечает за результат и развитие процесса;
- исполнители — выполняют действия в рамках процесса;
- поставщики — предоставляют входные ресурсы;
- потребители — получают результат (внутренние или внешние клиенты).
В малом бизнеса один человек может совмещать функции владельца процесса и исполнителя. Но предпринимателю нужно помнить, что по мере роста компании нужно будет разделить эти направления: делегировать функции исполнителя, взяв на себя больше обязанностей владельца процесса.
Что такое управление бизнес-процессами
Это система методов и инструментов, которые позволяют эффективно организовывать деятельность организации с помощью:
- мониторинга и контроля;
- координации участников;
- анализа и оптимизации процессов.
За управление бизнес-процессом отвечает владелец процесса — это сотрудник, чаще руководитель, который несёт ответственность за эффективность, результативность и развитие конкретного бизнес-процесса.
Управление бизнес-процессами — это активная работа на всех этапах жизненного цикла бизнес-процесса, о котором мы расскажем далее.
Что такое жизненный цикл бизнес-процесса
Это полный путь, который проходит процесс от момента его создания до возможной замены, отмены или кардинального пересмотра.
Основные этапы жизненного цикла бизнес-процесса:
1. Выявление потребности. В компании определяют необходимость в новом процессе или изменении существующего. На этом этапе важно внимательно проанализировать потребности бизнеса, поставить цели.
2. Проектирование или моделирование процесса. Здесь владелец процесса создает его структуру: намечает шаги, назначает участников, определяет, какие есть ресурсы, где будут входы и выходы. На этом же этапе разрабатываются схемы, инструкции и регламенты. Также на этом этапе выбирают метрики, по которым будут оценивать эффективность.
3. Внедрение процесса в рабочей среде. На этом этап проводят обучение сотрудников, настраивают системы, затем начинается выполнение операций.
4. Регулярное выполнение процесса и контроль за основными показателями. Владелец процесса проводит мониторинг, собирает данные, отслеживает метрики.
5. Анализ и оценка результатов процесса. Необходимо сравнивать с изначальными целями и нормативами. Если они не совпадают или возникли иные проблемы, то владелец процесса определяет точки роста.
6. Оптимизация или улучшение бизнес-процесса. На этом этапе руководитель вносит изменения для повышения эффективности, устранения потерь или адаптации к новым условиям.
7. Модификация или завершение. Если процесс устарел или больше не нужен, его заменяют, пересматривают или исключают из системы.
Жизненный цикл помогает управлять процессом системно, с учётом его изменений во времени.
Как организовать управление бизнес-процессами
Чтобы организовать управление бизнес-процессом, важно действовать поэтапно и выбрать подход, подходящий под масштаб, цели и зрелость компании. Ниже — краткая инструкция.
1. Собрать рабочую группу
Анализ лучше проводить в составе рабочей группы. Она изучает процессы, описывает их и создаёт модели. В рабочую группу включаются:
- руководители;
- наиболее квалифицированные и ответственные сотрудники;
- внешние эксперты (опционально);
- бизнес-аналитики.
2. Определите цели изменения
Выявите процессы, которые влияют на результат — продажи, обслуживание, производство, закупки и др.
Также необходимо ответить на два ключевых вопроса:
– Почему нас не устраивает текущая ситуация? (as is)
– Чего мы хотим добиться? (to be)
Ответ на второй вопрос можно составить по методу SMART:
Пример: «Цель — увеличить количество обработанных заказов на 20% в течение трёх месяцев путём внедрения автоматизированной системы обработки заявок».
Разбор цели по критериям SMART:
S — Specific — Конкретная цель: увеличение количества обработанных заказов. Цель точно сформулирована и понятна сотрудникам.
M — Measurable — Измеримая цель: увеличивать заказы на 20%. Есть конкретный измеримый показатель, позволяющий оценить достижение результата.
A — Attainable — Достижимая цель: повышение производительности возможно благодаря внедрению новой автоматизированной системы, которая реально способна ускорить обработку заказов.
R — Relevant — Актуальная цель: улучшить эффективность и скорость обработки заказов, что повысит удовлетворённость клиентов и сократит задержки в обслуживании.
T — Time-bound — Ограниченная по срокам цель: срок реализации — три месяца. Четкий временной промежуток мотивирует команду оперативно реализовать изменения.
3. Проведите анализ
Существуют различные методы анализа, такие как составление схем процессов, сравнение с другими компаниями (бенчмаркинг) и оценка сильных и слабых сторон (SWOT-анализ). Эти методы помогают увидеть, что идёт не так, и придумать, как сделать лучше. Регулярная проверка процессов помогает вовремя вносить нужные изменения и повышать эффективность работы.
4. Назначьте ответственных
За каждый процесс и операцию должны отвечать конкретные люди. Назначение ответственных исключает случайные ошибки и задержки, так как становится понятно, кто отвечает за конкретный этап. Ответственные сотрудники должны обладать необходимыми навыками и полномочиями для успешной работы.
Такой подход повышает дисциплину и способствует достижению целей.
Ответственный за бизнес-процесс может самостоятельно определить инструменты управления, так как они меняются в зависимости от разных ниш и функционала. Облегчить коммуникацию в выстраивании бизнес-процессов компаниям помогают таск-менеджеры.
5. Определите метрики процессов
Для оценки состояния бизнес-процессов необходимо использовать количественные и качественные показатели — метрики и нормативы. В каждой нише и в каждом процессе они могут различаться.
6. Внедрить новые правила в организации
Сообщите сотрудникам о новых стандартах, проведите обучение.
7. Настройте контроль и обратную связь
Внедрите систему регулярного мониторинга: еженедельные отчёты, дашборды, собрания. Подробнее о полезных инструментах рассказали в статье «Регулярный менеджмент».
8. Запланируйте улучшения
На основе анализа метрик принимайте решения о корректировке, автоматизации или перераспределении ресурсов.
Ошибки при управлении бизнес-процессами и как их избежать
В любой управленческой деятельности возможны ошибки. Управление бизнес-процессами — не исключение:
- отсутствие чётких целей
Бизнес-процессы — лишь инструмент. Без понимания, что вы хотите улучшить, нет смысла его использовать. Это грозит ненужными тратами сил, времени и денег.
- недостаточное внимание к состоянию процессов
Бизнес-процессы, которые никем не контролируются, могут деградировать. Необходим постоянный анализ и работа по улучшению показателей.
- незаинтересованность руководства
Улучшение бизнес-процессов может происходить по инициативе какого-то подразделения. Но без поддержки руководства начинание может не реализоваться.
- отсутствие сотрудничества
Работники могут саботировать введённые начальниками инструкции и регламенты. Чтобы этого избежать, следует вовлекать сотрудников в процессы. Например, создавая рабочие группы.
- игнорирование существующих стандартов и правил
Управление бизнес-процессами — сложившаяся и развитая область менеджмента. Она содержит множество стандартов и практик. Нет необходимости изобретать что-то уникальное. Всегда можно найти подходящие инструменты и решения.
- спешка и недальновидность
Введение процессов — небыстрый и затратный процесс. Внедрить его сразу на всём предприятии нецелесообразно. Следует начинать с отдельных участков, требующих корректировки.
- недостаточность мониторинга и обратной связи
При слабом контроле и долгом реагировании управление бизнес-процессами теряет смысл. Контроль за процессом должен быть постоянным, а реакция на сбои — оперативной.
В завершение
Управление бизнес-процессами важно для компании, так как оно помогает систематизировать операции, снижать издержки, повышать качество товаров и услуг, а также оперативно адаптироваться к изменениям рынка.
Важно подобрать подходящие методы управления, зоны для оптимизации ресурсов, а также подключить ответственных специалистов.