Продажи и маркетинг
Владимир Маринович

Владимир Маринович

Бизнес-философ, бизнес-ангел, акционер Gett

Бизнес-процессы: тормоз или развитие?

Бизнес-процессы: тормоз или развитие?

Нужны ли вашей компании упорядоченные бизнес-процессы? Давайте разберемся. Если вы каждый день слышите отговорки своих сотрудников о том, что сегодня «не рыбный день», плохая погода, несговорчивые клиенты и именно поэтому нет продаж –  срочно садитесь за описание процессов. Если ваши работники пытаются увильнуть от выполнения своих обязанностей или откровенно скучают на работе – пора описывать процессы. Говоря коротко, бизнес-процессы — это способ выстроить работу ваших сотрудников так, чтобы у них не было возможности не выполнять задачи вашей компании.

С моей точки зрения, регламенты, процедуры и все, что связано с регламентацией деятельности, должны быть описаны всегда. И это не зависит от размера вашей компании и количества сотрудников. Не ждите, что люди сами будут договариваться — это великое знание и умение, которое свойственно, к сожалению, не всем людям.

Мифы и легенды про бизнес-процессы

Рассмотрим самые популярные мифы о бизнес-процессах. Их немало, например, такие:

  • Инструкция убивает творчество и инициативу;
  • Сначала создаем и развиваем, потом регламентируем;
  • Регламенты снижают ответственность за результат;
  • Нельзя прописать все функции, иначе будет громоздко;
  • Регламенты замедляют работу;
  • Рождается большой бюрократический аппарат.

Запомните: ни в каких видах бизнеса нет никакой специфики, есть только одна движущая сила — ваше желание построить такую компанию, чтобы в ней ваши сотрудники действительно работали, а бизнес начал работать на вас. Если вы хотите развиваться, повысить стоимость компании или продать ее, то надо прописывать регламент процедур. Главный смысл этого — в выстраивании регламентов процедур, бизнес-процессов и автоматизации контроля.

Негативные стереотипы про правила и регламенты

Считается также, что, несмотря на все позитивные стороны бизнес-процессов, им присущи и недостатки. В их числе:

  • Невозможность все описать;
  • Слишком громоздкая система документации, если все-таки описывать все правила;
  • Регламенты могут не сработать, так как сотрудники не будут знать регламенты полностью и следовать им;
  • Документы отменяют понимание. Следовательно, сотрудники перестанут думать самостоятельно и начнут искать ответ в инструкциях;
  • Трудности с управлением изменениями — регламенты становятся препятствием для развития деятельности.

Однако, несмотря на все стереотипы, прописывать процессы необходимо. Так компания становится устойчивой, потому что 99% всех действий внутри организации — это повторяющиеся действия. Кроме того, вы перестанете зависеть от людей — будет не важно, какой сотрудник устроился к вам на работу. Самое главное — чтобы он был вменяемый и ответственный. Тогда вы сможете предоставить ему письменный процесс выполнения его работы, и он сможет выполнить все необходимое по этому процессу.

Итак, все, что должно регулярно выполняться сотрудниками, должно быть зафиксировано. Требования, нормы, стандарты, способы оценки и прочее.

Прописываем основное

Для начала советую вам прописать хотя бы четыре основных бизнес-процесса:

  • Процесс маркетинга — как мы привлекаем новых клиентов;
  • Процесс продаж;
  • Процесс производства продукта;
  • Процесс управления финансами компании.

Вывод, который мы можем сделать: бизнес-процессы — это развитие. Надеюсь, у вас не осталось сомнений в том, что регламенты необходимы. Начинайте прописывать их уже сегодня, и вы сможете поддерживать эффективную и стабильную работу вашей компании.

Поделиться

Открытие рассчетного счета

Расчетный счет для вашего бизнеса

РКО для вашего бизнеса

  • Бесплатное открытие счета
  • Бесплатное обслуживание 1 год
  • Переводы и платежи без комиссии