
Опубликовано: 15.08.2025
Стабильность и эффективность любого бизнеса во многом зависит от партнеров — поставщиков, подрядчиков, арендодателей и арендаторов. Для проверки надежности контрагентов налоговая служба создала сервис «Прозрачный бизнес». Расскажем, какую информацию предоставляет сервис и как им пользоваться.
Что такое «Прозрачный бизнес» и зачем он нужен
«Прозрачный бизнес» — это сводная база данных об организациях и индивидуальных предпринимателях.
Сервис позволяет:
- найти информацию о контрагентах и решить, стоит ли с ним сотрудничать;
- узнать, какие сведения о вас и вашей компании находятся в открытом доступе;
- заявить об ошибке и исправить сведения о вашей компании.
Подробнее об этом расскажем в разделе «Как пользоваться сервисом».
Какие сведения можно узнать в сервисе
В сервисе «Прозрачный бизнес» можно получить актуальную информацию о любой компании или ИП.
Об организации:
- реквизиты юридического лица;
- дата регистрации;
- участники и учредители;
- виды деятельности;
- размер уставного капитала;
- количество работников;
- налоговые задолженности и нарушения;
- доходы и расходы по бухгалтерской отчетности;
- является ли участником электронного документооборота.

В карточке можете получить выписки из ЕГРЮЛ и Реестра малого и среднего предпринимательства (МСП).
Об индивидуальном предпринимателе:
- как давно работает;
- платит ли вовремя налоги и взносы в бюджет;
- какой у него вид деятельности;
- использует ли специальный налоговый режим (НПД).

Здесь же можно скачать выписку из ЕГРИП со всеми реквизитами ИП и сведения из Реестра МСП.
О физическом лице:
- в каких организациях значится как руководитель, участник или учредитель;
- есть ли запреты на регистрацию юридического лица или ИП (ст. 23 ФЗ-129);
- внесен ли в Реестр дисквалифицированных лиц (РДЛ). Это список физических лиц, которым по решению суда запрещено занимать руководящие должности в организациях.
Полный перечень возможностей можно посмотреть в разделе «О сервисе».
Как пользоваться сервисом «Прозрачный бизнес»
Регистрироваться на сервисе не нужно.
1. Чтобы найти информацию о себе или контрагенте, выберите нужный раздел и кликните на него.

Расскажем, как найти информацию об организации. Есть два способа:
✅ По ИНН или ОГРН

✅ По полному названию компании
Этот способ не самый удобный, так как по запросу вы получите список всех компаний с этим названием. Придется искать нужную фирму по региону, виду деятельности и другим данным.

Если знаете вид деятельности, субъект и статус организации, заполните эти поля, чтобы сократить результаты в выдаче.
Когда найдете нужную компанию, кликните на карточку. В ней можно посмотреть интересующую информацию.
Например:
- узнать, как менялась численность работников;
- проверить, предоставляет ли компания сведения в налоговую;
- выяснить, есть ли задолженности по налогам;
- изучить динамику доходов и расходов.

2. Полученные сведения о разных компаниях можно сопоставить. Для этого есть функция «Добавить к сравнению».

Зайдите в раздел «Сравнение»:

Сервис сформирует карточки компаний. В них можно сравнить организации по суммам доходов и расходов и другим данным.

3. Если нашли ошибку в данных, вы можете отправить запрос на исправление данных.
Перейдите в раздел «Обратная связь». В нем можно сообщить:
- Об ошибке в своих данных. Это могут быть неточности в реквизитах, имени, виде деятельности или числе сотрудников. Для этого нужна квалифицированная электронная подпись.
- О том, что вы не нашли предпринимателя или организацию. Сообщить об этом может любой пользователь. Электронная подпись не нужна.
Налоговая рассмотрит обращение и пришлет ответ на электронную почту в течение 15 дней.
Как часто обновляются данные в сервисе
Один раз в год меняют данные:
- о суммах уплаченных налогов за год;
- о налоговых нарушениях и штрафах за прошедший год, если штраф не уплатили до 1 октября;
- об участии в консолидированной группе налогоплательщиков.
Один раз в квартал налоговая обновляет сведения о задолженностях по налогам и отчислениям в бюджет.
Один раз в месяц обновляют данные:
- о численности работников;
- о специальном налоговом режиме;
- о доходах и расходах за прошедший год.
Подробнее смотрите в п. 10 Приложения к Приказу ФНС № ММВ-7-14/729@.
Если налогоплательщик заявил об ошибке, которую обнаружил в реестрах ЕГРЮЛ, ЕГРИП и МСП, то налоговая поменяет информацию в сервисе. Это произойдет на следующий день после того, как ошибку исправят в реестрах.
Как еще проверить контрагента
Если информации на сервисе не хватило, воспользуйтесь государственным порталом «Федресурс». Например, на нем можно подробнее узнать об имуществе партнера или его долгах.
Еще на «Федресурсе» можно найти данные:
- о регистрации;
- о решении ликвидировать предприятие;
- о продаже или аренде предприятия;
- о реорганизации юридического лица;
- об обременении или аресте имущества;
- о банкротстве.
Клиенты ВТБ могут воспользоваться специальным сервисом «Проверка контрагентов», чтобы не собирать все данные самостоятельно. Программа собирает данные из разных источников и формирует по ним отчет. Подробно о работе с онлайн-сервисом рассказали в статье «Как проверить контрагента от „А” до „Я”».
На что обратить внимание при выборе контрагента
В государственных сервисах смотрите на следующие данные:
- Дату регистрации. Если организация или ИП зарегистрированы недавно, то, возможно, у них недостаточно опыта. Или это компания-однодневка, которая занимается мошенничеством.
- Суммы доходов и расходов за год, а также их динамику по годам. Можно понять, успешная ли компания, или переживает кризис.
- Банкротство. Компании-банкроты не смогут выплатить обещания по договору.
- Численность работников по годам. Если число сотрудников увеличилось, значит, компания развивается.
- Сведения о руководителе и учредителях. Можно понять, кто имеет право действовать от имени компании без доверенности.
Коротко
- «Прозрачный бизнес» — сводная база данных ФНС для проверки партнеров.
- В сервисе можно посмотреть и скачать выписки из реестров юридических лиц и предпринимателей — узнать имя руководителя, дату, адрес регистрации и все реквизиты компании.
- Сервис предоставляет информацию о задолженности по налогам и налоговых нарушениях, о суммах доходов, расходов и уплаченных налогов, численности работников.
- В сервисе «Прозрачный бизнес» можно узнать о запрете физическому лицу регистрировать юридическое лицо или ИП.
- Пользоваться «Прозрачным бизнесом» и получать выписки может любой гражданин. Регистрироваться на сервисе для этого не нужно.
- Дополнительную информацию о партнерах можно получить на государственном портале «Федресурс».