Опубликовано: 15.12.2023
Директор «Геометрия Лофт» Виталий Иванцов из Краснодара поделился своим опытом, который поможет начинающим предпринимателям избежать типичных ошибок в бизнесе. Потому что их проще предупредить, чем спасать бизнес от негативных последствий. Также в этом интервью Виталий поделился идеями, какую помощь от государства и экспертов можно получить, чтобы наладить бизнес-процессы в малом и среднем бизнесе.
О компании «Геометрия Лофт»
Год основания: 2018.
Город: Краснодар.
Деятельность: «Геометрия Лофт» производит современную мебель и аксессуары в стиле лофт для дома, офиса и бизнеса.
Сайт компании: https://geometria-loft.ru/
Как появилась «Геометрия LOFT»?
До того, как заняться мебелью, я работал маркетологом. Создавал для клиентов рекламные кампании, помогал продвигаться, видел, как у меня на глазах люди развивают собственные идеи и превращают их в полезный и успешный бизнес. И когда пришла идея начать своё дело, долго искал, чем заниматься не только для денег, но и для творческой реализации. Хотелось создать что-то такое, что и людям будет нужно, и мне бы приносило удовольствие как яркий и интересный проект.
Однажды я познакомился с человеком, который с горящими глазами рассказал мне о мебели в стиле лофт, привёл в свой цех, показал, как они работают. У меня случилась любовь с первого взгляда — текстуры и цвет дерева, формы мебели, идея — это было вообще не похоже на всё, что я видел в мебели до этого. И я понял, что хочу заниматься именно этим. Так родилась идея компании.
В октябре 2018 года я принял решение открыть компанию «Геометрия LOFT», зарегистрировал свой сайт и начал работать.
Сами проектируете и производите всю мебель? Откуда берёте идеи для новых моделей?
Проектируем сами. Сейчас в нашей коллекции более 250 моделей. Это всё создаёт наш конструкторский отдел, состоящий из трёх специалистов. Они проектируют классные образцы. Но и я сам как маркетолог постоянно ищу что-то новое, добавляю своё видение, так как часто бываю на выставках, смотрю, что в целом есть интересного в отрасли. Даже в кафе могу увидеть мебель, мысленно её доработать и придумать новый барный стул или кресло.
Бывает, клиенты своими техническими заданиями помогают доработать модель и создать более совершенный вариант. Например, в нашем каталоге есть стул Mr. Bold. Впервые партию таких стульев заказал Винный дом «Массандра», 40 штук. И мы в процессе изготовления доработали и улучшили конструкцию по условиям заказчика. Потом сделали несколько для себя. Снова доработали. И после третьей модернизации получили тот самый Mr. Bold, который сейчас заказывают чаще остальных.
Из необычных проектов — под заказ разработали эскиз выставочного стенда в виде бочки для компании, которая занимается пивом. И этот разовый проект натолкнул на мысль, что можно запускать производство оборудования для выставок.
Ещё у меня есть собственный сборочный цех. Готовый упакованный и брендированный продукт клиент получает прямо из наших рук. А вот производство отдали на аутсорс коллегам, специализированным компаниям, которые занимаются деревом, обивкой, металлоконструкциями — оказалось выгоднее найти надёжных партнёров, чем создавать производственные процессы от и до.
Сколько денег сейчас вкладываете в бизнес? И как продвигаетесь?
Когда я начинал в 2018 году заниматься мебельной темой, то не потратил практически ни рубля на раскрутку. Сам сделал сайт, разместил его во всех справочниках и на онлайн-площадках производителей, обзвонил мебельных дизайнеров и стал собирать первые заказы.
В 2021 году мы с моим партнёром — маркетологом Юлией Балдиной — зарегистрировали ООО и потратили около 150 тысяч рублей на уставной капитал, подключение онлайн-кассы и эквайринга, технического ассистента для администрирования, съёмки контента.
В среднем, сейчас на постоянные расходы по обслуживанию бизнеса уходит 500-800 тысяч в месяц — аренда, зарплата, лизинг оборудования, содержание склада, производство, кредит.
Мы сейчас находимся на этапе пересборки маркетинговой стратегии. Зашли в программу бизнес-акселератора, проанализировали нашу нишу и поняли, что можем давать клиентам больше, чем просто серийную продукцию. И сменили целевую аудиторию — теперь продвижение выстраивается вокруг клиентов из сегмента HoReCa, которыми раньше мы не занимались. Прописываем стратегию, где учли такой канал продаж, как тендеры, разрабатываем новые дизайн-проекты и их реализацию, планируем привлечение смежных производств.
Как справляетесь с конкуренцией? Какие у вашей компании главные преимущества?
Делегируем производственные процессы, расширяем и модернизируем прайс и следим, что происходит на рынке.
Специализированные подрядчики с собственным производством. Наше ключевое преимущество — подрядчики. У большинства конкурентов свои маленькие цеха, где работают 1-2 сварщика и пара столяров. А если взять все наши контрактные производства, выходят хорошие мощности. Сейчас у нас в целом более 20 партнёров, среди которых большое производство по комплексному изготовлению мебели, 2 столярных цеха, 3 компании по раскрою и присадке, и множество компаний, которым мы делегировали производственные процессы.
Узкая мебельная ниша с прайсом 250+ позиций. Плюс в том, что мы не распыляемся, а имеем узкую специализацию — лофт, и при этом широкий прайс в 250+ позиций. По запросам «мебель лофт» мы оказались самыми популярными в поисковой выдаче по нашему региону. Сейчас открыли 2 представительства, в Сочи и в Москве — это пока что выставочные стенды с образцами дерева, тканей. Но у большинства наших конкурентов и этого нет.
Постоянный анализ рынка и поиск новых решений. Что касается планов — хотим стать мощными, как IKEA, и стильными, как Dolce&Gabbana. И это не просто на словах. Когда я последний раз был в Москве и искал для нас дилеров, объехал несколько торговых центров. Залез под каждый стол, буквально по винтикам изучил всю мебель, до которой смог добраться. Увидел много интересных, свежих идей и поставил задачу своим ребятам провести тотальную модернизацию того, что мы производим прямо сейчас, и начать проектировать новые модели.
Однажды Вы написали пост, где попросили своих подписчиков поделиться идеями, что им реально нужно из мебели. Как родилась идея этого поста?
Сначала, честно признаться, у меня была идея запустить интерактив с подписчиками, чтобы он завирусился, собрать реакции от аудитории. Я хотел сделать подобный пост, когда мы торговую марку зарегистрировали. Потом, когда филиалы открыли, проверить, насколько людям интересно помочь бизнесу, посочувствовать ему. Но позднее наш маркетолог сформировала интересную гипотезу, которую мы и решили проверить.
Ошибка многих в том, что предприниматель сначала создаёт продукт, а потом пытается заставить аудиторию полюбить его. Подобные «галлюцинации» очень часто бывают у предпринимателей, особенно на старте. Когда ты стартап, и очень хочешь выстрелить, чтобы твой продукт был всем нужен — ну, ты так думаешь. Но по факту это непроверенная гипотеза. И это очень дорогостоящая во всех смыслах предпринимательская галлюцинация. Кто-то называет её интуицией, но она часто подводит.
Я решил, что нам будет полезно проверить, чего на самом деле хотят наши клиенты, что им нравится и чем бы они реально пользовались. А что из того, что мы и сами производим сейчас. Вот как раз такая галлюцинация из серии: «Мы придумали, что Вам это нужно».
Пост в итоге так и не стал вирусным. Но мы получили от подписчиков интересные идеи, которые можно доработать и реализовать.
Вы сейчас уже представляете, какие ошибки совершили, когда только начинали бизнес? И почему они случились?
По неопытности на старте ты можешь потерять многое. Когда веришь и готов отдать всё до копейки в развитие идеи, которая в итоге не оправдает себя. Я сам несколько лет назад продал квартиру, и все деньги вложил в бизнесы, пытался на ощупь распределить средства, брал сверху ещё несколько кредитов, чтобы покрыть расходы. В итоге и бизнеса не случилось, и деньги не вернул, и кредитную историю себе испортил. В тот момент ушёл в минус на 1 800 000 рублей.
Но главными ошибками предпринимателей я бы назвал эти:
1. Отсутствие финансового планирования и регулярного анализа.
Мне казалось, что самое главное — начать. А моей энергии, опыта и амбиций хватит для победы. И бывают моменты, когда всё действительно движется. Совершаются звонки, приходят клиенты, поступают деньги в разном объёме, и тебе кажется, что всё идёт как надо. И вот-вот случится успех — большая сделка, которая нивелирует все провалы и ошибки. И будет взлёт. Главное — поднажать! А в этот момент накапливаются долги, обязательства. И ты не замечаешь, что работаешь в минус, так как не видишь реальную статистику.
2. Открытие новых проектов, пока ты как директор не вышел из операционки.
У меня так было, когда мне параллельно предложили два проекта.
Один — производство декора для домов, а второй — риелторский проект с новой концепцией. Мне казалось, что это новые возможности, а по факту домой приезжал ближе к ночи, распылял силы и внимание на несколько разных бизнесов, перекрывал финансовые задачи новых проектов поступлениями денег из основного дела. И в какой-то момент посыпалось всё.
3. Работа с партнёрами только на доверии.
Раньше (да и до сих пор) некоторые неофициально принимали наличку, а для этого не нужно составлять договор, в котором указаны сроки, распределение обязанностей, ответственность.
Такое у меня было и в отношениях с партнёрами, когда вели общие проекты. Всегда кажется, что вы занимаетесь одним делом и у вас одни цели. Но важно понимать, что в момент успеха ты делишь с ними прибыль. А в момент ответственности отвечает только тот, на кого зарегистрировано юрлицо.
То же самое и с подрядчиками. Ты надеешься на порядочность, ответственность человека. А у этого человека параллельно идёт другая жизнь, и его собственные проблемы часто важнее его обязательств, которые притом даже не подкреплены его подписью, а существуют только на словах.
4. Попытка сделать всё самому.
Которая впоследствии превращается в пытку. Я вёл сам сайт, занимался рекламой, соцсетями, вёл переговоры с поставщиками и контролировал поставки и изготовление продукции, отвечал на звонки клиентов, считал стоимость продукции, занимался поиском новых поставщиков, придумывал новые модели, занимался отгрузкой готовых заказов. И мне казалось, что я ещё не могу это полностью кому-то передать. Нанимал не человека на отдельное направление, а помощников, которые помогут в чём-то, но, всё равно, каждый раз я полностью участвовал в процессе.
В итоге — расфокусировка, ошибки в заказах, забытые и недовольные клиенты. Такое происходит сплошь, особенно, на старте. Приэтом, в компании ничего без согласования собственника не делается. И в итоге он берёт на себя столько задач, которые он сам же и прописал себе, что уже физически не может и не успевает заниматься стратегией развития.
5. Непоследовательное движение.
Предприниматели часто первым делом хватаются за те процессы, которые нужно запускать далеко не сразу — например, придумывают разные модели, дизайн, упаковку товара. Кажется, что это же и есть самое главное! А то, что важно сделать на старте — упускают.
Например, перед выводом нового продукта, услуги, да чего угодно, на рынок важно сделать анализ аудитории, конкурентов просмотреть, понять, есть ли потребность вообще в том, что ты хочешь создать. А у большинства чаще всего уже придуман продукт. И его прямо сейчас нужно кому-то продавать, чтобы отбить вложения в создание и запуск.
Как Вы сейчас решаете последствия ошибок и как выравниваете курс на рост компании?
В штате нынешней компании есть профессиональный маркетолог, бизнес-трекер Юлия Балдина, грамотный специалист, которая погрузила меня в мир табличек, в мир денег, где ты можешь принимать важные финансовые решения, опираясь на реальные показатели, понимая всю картину состояния компании целиком.
О том, кто такой бизнес-трекер, читайте в нашем интервью с Юлией Балдиной
Сейчас ведётся полностью вся финансовая история предприятия. Сказать, что мы уже получили какие-то крутые результаты, я пока не могу. Скорее, проходим этап активного роста, и шаг за шагом упорядочиваем все процессы.
Какие профессиональные компетенции и личные качества помогут предпринимателю остаться на плаву и создать бизнес, который будет крепко стоять на ногах?
О профессиональных не могу сказать, скажу о личностных. Не бояться привлекать в команду сильных и опытных сотрудников. В моменте, когда понимаешь их профессиональную компетентность, важно не забывать о своих целях и направлять человека именно по их направлению.
Уметь смотреть правде в глаза, задавать себе открытые вопросы и на них отвечать. Делать выводы и делать действия, которые направлены не только на решение текущих задач, но и на развитие компании в перспективе.