Опубликовано: 22.04.2022
Есть такое выражение: «Когда счастлива мама, счастлива вся семья». Оно легко перекладывается на руководителя любой компании: если он в порядке, значит, бизнес-процессы и атмосфера в коллективе стабильны. В это непростое время особенно важно понимать стратегию дальнейших действий, чувствовать настроение команды и спокойно принимать решения. Как это сделать, если самому тревожно и страшно? Читайте инструкцию для руководителя в условиях больших изменений.
Руководство в свои руки
Мы все люди — и руководящий состав, и сотрудники. Но задача со звёздочкой для руководителя сейчас — справляться с чувством тревоги самому и помогать сохранять спокойствие команде. Это требует сильных волевых качеств.
Может помочь метод из гештальт-терапии: мысленно пересаживаемся со стула «человека, который дезориентирован» на стул «руководителя, от которого зависят люди» и действуем от лица второго. Надеть маску спокойствия и уверенности сейчас жизненно необходимо — в первую очередь для коллектива.
Ищем точку опоры для себя
Иногда мы забываем, что, на самом, деле обладаем качествами, на которые можем опереться в сложной ситуации. Это умение сохранять холодную голову и включать критическое мышление, способность собраться и находить выход из самых запутанных ситуаций, чуткость к просьбам команды, талант структурировать информацию, чтобы составить план действий, — уже немало? Всё это можно выписать на листок, в заметки, ежедневник и держать перед глазами. Любому может временами казаться, что он слабый и ничего не может, — тогда вот, пожалуйста, о ком тогда весь этот список?
Обсуждаем эмоции, а не ситуацию
С коллективом важно поговорить по двум причинам: кто-то может начать агрессивно пропагандировать свою точку зрения (мы видим, как это происходит в сети), кто-то — молчать и копить в себе эмоции, чтобы однажды они превратились в нервный срыв или эмоциональное выгорание.
Вариантов выйти на контакт с командой несколько: провести собрание, написать поддерживающее сообщение в общий чат или сделать корпоративную рассылку. Главное правило — не обсуждать ситуацию, говорить только об эмоциях («не знаю, что делать», «я паникую») и ситуативно поддерживать. Помните — слёзы сейчас тоже естественная реакция у сотрудника.
Не сидим, действуем
Кажется, в настоящий момент остается только замереть в оцепенении и ждать новостей. Но нет, именно сейчас можно (и нужно!) сделать много всего важного, например: засесть с бухгалтером за подсчет трат и издержек, вспомнить о задолжавших контрагентах или собственных обязательных выплатах, углубиться в финансовую ситуацию компании. Выполнить все рутинные дела, которые не потеряли смысл: ответить на письма, согласовать проекты, провести планерку.
Не в стрессе, а поступательно и постепенно. Таким образом, получится загасить панику, которая часто ведет к нелогичным решениям, и дела будут сделаны, что само по себе вклад в развитие компании.
Делу время, а новостям — час
Не стоит читать, слушать, смотреть и мониторить безотрывно новости. Эффективнее выбрать источники с выжимками о последних событиях и ограничить их просмотр, например только утром или вечером. Остальное время лучше посвятить нормальному режиму дня — делам, отдыху, приёму пищи, общению с семьей и полноценному сну.
Серфинг по соцсетям тоже считается за просмотр новостей: сейчас там много агрессивно высказанных мнений, шокирующих видео и заголовков, споров и конфликтов. Информации, на которую можно опираться, чтобы делать собственные выводы, это не прибавляет.
Движение в сторону спокойствия
В любой напряженный период стоит регулярно переключать фокус с сознания на физиологию. Вовремя ложиться спать, делать перерывы на отдых в течение дня, больше двигаться, гулять, бегать, плавать в бассейне или крутить педали велотренажера. Любая не противопоказанная физическая активность насыщает кровь кислородом, заставляет организм лучше функционировать, укрепляет иммунитет и добавляет бодрости. А ещё — даёт мозгу передохнуть от потока поступающей отовсюду информации.
Вывод
Каждая сложная ситуация — частный случай со своими шагами и мерами выхода из нее. Но есть универсальные способы помочь себе найти этот выход: позаботиться о своём нормальном психологическом состоянии — тогда не будет хаотичных решений на панике; объединиться с теми, кто рядом — сотрудниками и коллегами, которые помогут каждый на своем месте; быть гибкими и принять изменения — отрицая их и вспоминая прошлое, можно лишь потерять драгоценное время сейчас. Не теряем холодной головы и работаем.