
На Wildberries действуют определенные правила для продавцов. В большинстве случаев нужно клеить специальные наклейки на каждую упаковку товара — это называется маркировкой. В статье расскажем, какие наклейки и в каких случаях нужно использовать продавцам на WB.
Какие бывают маркировки
На товаре с Wildberries можно увидеть сразу несколько наклеек: внутреннюю маркировку маркетплейса и государственную — Честный знак. Они выглядят по-разному.

Расскажем о каждом типе маркировок подробнее.
Маркировка Wildberries (WB)
Это специальные обозначения, по которым работники маркетплейса и селлеры определяют, где находится товар. С помощью маркировки можно проследить весь путь: когда отгрузили продукцию со склада, когда передали в сортировочный центр или в пункт выдачи.

Важно: маркировкой занимаются только зарегистрированные продавцы Wildberries. Потому что всю информацию сначала нужно занести в карточки товаров, а потом уже клеить маркировку на упаковку. Подробнее о начале работы на Wildberries — в инструкции от маркетплейса.
Расскажем подробнее, для чего нужны разные виды маркировки на WB.
Баркод
Обязателен для всех продавцов. Этот код должен быть наклеен на товар и добавлен в его карточку на маркетплейсе:
- Если вы купили продукцию у производителя или оптовика, и у нее есть свои баркоды — достаточно внести их в карточки товаров.
 - Если вы самостоятельно создаете баркоды, то вам нужно распечатать их на обычной или самоклеящейся бумаге и наклеить на упаковки.
 
Wildberries советует добавить на этикетку с баркодом:
- информацию о производителе товара;
 - артикул;
 - название;
 - цвет;
 - размер.
 

Подробная этикетка помогает работникам склада не ошибаться при сборке заказов. Поэтому важно, чтобы на упаковке был только один видимый баркод. Подробнее о других требованиях к этикеткам с такими кодами можно узнать в статье Wildberries.
☝🏼 Это интересно Как заполнить карточку товара на Wildberries?
ШК товара, короба или паллеты и поставки для модели «Склад WB» FBW
Wildberries обозначает свои брендированные штрихкоды как «ШК товара». Далее в тексте мы будем использовать «Штрихкод» вместо «ШК».
| Тип маркировки | Кто клеит | Когда | Комментарий | 
| Штрихкод товара | Сотрудники на складе или в сортировочном центре WB | Перед передачей на склад: клеится на каждую единицу товара | – | 
| Штрихкод короба или паллеты | Продавец | При упаковке товара перед отправкой | Штрихкод появляется в личном кабинете при создании поставки. Клеится на каждую коробку или паллету. | 
| Штрихкод поставки | Продавец | При оформлении пропуска на водителя и машину, в которой доставляют товары | Можно отправить водителю в электронном виде или наклеить на один из коробов | 
Стикер заказа, QR-коды короба, поставки и посылки для модели «Маркетплейс» FBS
| Тип маркировки | Кто клеит | Когда | Комментарий | 
| Стикер заказа | Продавец | При сборке заказа | С помощью стикеров на складах отслеживают каждую единицу товара | 
| QR-код короба для ПВЗ | Продавец | При сборке нескольких заказов в один короб | Короб — это коробка, в которую продавец упаковывает несколько разных товаров. QR-код наклеивают на каждую коробку. | 
| QR-код поставки для склада и сортировочного центра | Продавец | При создании поставки в личном кабинете | Понадобится, чтобы сотрудники WB приняли товары на складе. На каждую машину нужен отдельный код. | 
| QR-код посылки для сортировочного центра | Продавец | На финальном этапе сборки | Посылкой считается объединенная доставка товаров для одного покупателя. Маркировку сканируют при приемке на складе. | 
На Wildberries есть несколько систем работы с продавцами, при которых нет строгих требований к упаковке и маркировке. Это схемы DBS «Витрина», EDBS «Витрина экспресс» и «Самовывоз из магазина продавца».
Подробнее о типах маркировки можно узнать в статье маркетплейса.
Маркировка Честный знак (ЧЗ)
Все, что мы описывали ранее — это маркировка, которую использует только Wildberries. Но есть еще и государственная система — Честный знак. Ее должны использовать все предприниматели в России, которые продают товары, подлежащие маркировке.
Маркировку на товары наносят производители или импортеры. Подробнее мы писали о ней в нашей статье. Здесь остановимся только на том, как правильно использовать маркировку Честного знака селлерам на маркетплейсе.
Как продавцам на Wildberries работать с Честным знаком
Все продавцы маркированных товаров должны соблюдать требования — это регламентирует № 487-ФЗ. Санкции за нарушения описаны в ст. 15.12 КоАП РФ.
Еще работа с Честным знаком описана в п. 4.6 оферты WB. Если вы не импортер и не производитель, то получите товары уже с маркировкой Честного знака. Подробнее об этом читайте в нашей статье.
Прежде чем продавать маркированные товары на маркетплейсе, все селлеры должны быть подключены к:
- Честному знаку;
 - системе электронного документооборота (ЭДО).
 
Дальнейшие действия зависят от схемы, которую они выбрали для работы с маркетплейсом.
Что делать с кодом по системе FBW «Склад WB»
При такой схеме нужно:
1. Ввести товары в оборот в личном кабинете Честного знака или принять поставку с готовыми маркировками.
2. Создать поставку в личном кабинете Wildberries. Подробнее — в статье маркетплейса.
3. Распечатать и наклеить на упаковки коды Data Matrix — они должны легко считываться сканером. Подробные рекомендации есть на сайте маркетплейса.
4. Отвезти товары на ближайший склад Wildberries и передать их сотрудникам для приемки.
5. Когда товары успешно примут, в личном кабинете изменится статус поставки — селлеру придет уведомление, например, из приложения WB Partners. Подробнее о статусах поставки читайте в статье.
6. В разделе «Документы» появится черновик универсального передаточного документа (УПД). Нужно заполнить его, добавить коды маркировки и отправить WB с помощью своего оператора ЭДО в течение трех дней с момента получения акта приемки (пункт 4.6 оферты WB).
С помощью передаточного акта маркетплейс сможет самостоятельно управлять маркировками — выводить продукцию из оборота при продаже или возвращать ее в оборот при возврате товара. На сайте Wildberries есть инструкции по работе с документами для поставок типа «Короб» и «Монопаллета».
Что делать с кодом по системе FBS «Маркетплейс»
При такой схеме нужно:
1. Ввести товары в оборот в личном кабинете Честного знака или принять поставку с готовыми маркировками.
2. Загрузить остатки товаров в личном кабинете маркетплейса. В статье WB описано, как управлять остатками.
3. Дождаться, пока покупатель оформит заказ, и подтвердить его.
4. Упаковать заказ, распечатать коды маркировки из личного кабинета Честного знака и наклеить их на упаковки.
5. Передать поставку на склад маркетплейса.
При модели «Поставки» статус маркировок изменится сам, когда заказ перейдет в статус «Получен». При модели «Маркетплейс» продавец самостоятельно выводит продукцию из оборота в личном кабинете Честного знака (подпункт 1 пункт 4.6 оферты). Для этого нужно:
- сформировать документ «Вывод из оборота»;
 - в качестве причины указать: «Продажа по образцам» или «Дистанционная продажа».
 
На вывод из оборота есть три рабочих дня после получения отчета о продаже. Подробная инструкция о выводе из оборота есть на портале Честный знак.
☝🏼 Это интересно Как сертифицировать товар для продажи на маркетплейсах
Что делать с кодом по системе DBS «Витрина», EDBS «Витрина экспресс», «Самовывоз из магазина продавца»
При этих системах продавцы хранят товары на своих складах и доставляют их своими силами, без участия складов и доставки Wildberries. Схема работы с маркировкой та же, что и по системе FBS: продавцы зарегистрированы в Честном знаке и самостоятельно выводят продукцию из оборота.
Маркировки УИН и IMEI
Такие маркировки нужны только тем селлерам, которые продают ювелирные украшения и дорогостоящую технику: например, кольца из золота и смартфоны Apple или Samsung.
УИНрасшифровывается как «уникальный идентификационный номер» — это специальная маркировка для ювелирных изделий. Для них создана отдельная система — ГИИС ДМДК. Маркировкой ювелирных изделий занимаются только производители. Подробнее можно узнать на государственном портале.
IMEI — международный идентификатор мобильного оборудования, встречается у крупных брендов техники. Получать его специально не нужно — этот вид маркировки наносит на упаковку производитель.
Что будет, если не соблюдать правила маркировки
Внутренняя маркировка Wildberries.Если продавец нарушит требования, маркетплейс может:
- Не принять поставку;
 - Задержать размещение товара;
 - Начислить штраф. Согласно пункту 21 в перечне штрафов маркетплейса, продавцов по схеме работы FBW могут оштрафовать на 5000 рублей, если они отгрузят товары с ошибками. Подробнее можно прочитать на сайте WB.
 
Маркировка Честный знак.Согласно ст. 15.12 КоАП РФ, за продажу немаркированных товаров на юридическое лицо могут наложить штраф от 50 000 до 300 000 рублей с конфискацией продукции. Также за ошибки с кодами маркировки или несвоевременную подачу передаточного документа может оштрафовать WB — по одному рублю за каждую единицу товара (пункт 5 перечня штрафов).
Маркировки УИН и IMEI. Без регистрации в ГИИС ДМДК продавать ювелирные украшения не получится — поставку не примут. Подробнее о продажах украшений: для схемы FBW и для схемы FBS.
С мая 2025 маркетплейс обязал указывать IMEI для смартфонов (подпункт 4 пункта 4.6 оферты). Сейчас правило действует для схемы FBS «Маркетплейс», но позже оно может распространиться и на другие схемы.
Коротко
Маркировка на Wildberries бывает двух видов. Государственная маркировка Честный знак постепенно внедряется по различным категориям, а внутренняя — нужна для всех товаров по схемам FBS и FBW. Также для ювелирных изделий понадобятся коды УИН, а для электроники — IMEI.
Для работы с маркированными товарами Честного знака на WB нужно:зарегистрироваться в системе Честный знак, подключить электронный документооборот и сделать электронную подпись. При FBW коды передаются Wildberries вместе с универсальными передаточными документами и автоматически выводятся из оборота. При FBS, DBS и EDBS продавец самостоятельно оформляет вывод из оборота в Честном знаке.
Wildberries использует внутреннюю маркировку — это баркоды и QR-коды, которые продавец генерирует и наносит на товар, короба, поставки. При FBW и FBS маркировка и упаковка строго регламентированы. При DBS, EDBS и «Самовывозе» продавец маркирует и упаковывает товары по своим правилам.
Если ошибиться с внутренней маркировкой,Wildberries может не принять товар, задержать размещение и оштрафовать продавца. За нарушение правил Честного знака можно потерять от 50 000 рублей до 300 000 рублей, а Wildberries может штрафовать на рубль за каждую ошибку с кодами.


