0

Компания Artsofte: нам помог опыт предыдущих кризисов

user-pic
Николай Адеев

Борт №1 digital-интегратора Artsofte

В этой статье
2008 год: lite-решения и фокус на отрасли2014-2015 годы: конец «стартап-загула»2020 год: работа в экстремальных условиях

Опубликовано: 25.06.2020

Компания Artsofte появилась на рынке в 2002 году. Именно тогда я, в те времена еще простой веб-разработчик, вернулся из Штатов и решил открыть свое дело. Должность «Борт №1» означает, что я был первым сотрудником, с которого все и началось. За эти 18 лет мы прошли долгий и тернистый путь.

Artsofte – крупная ИТ-компания, в которой работают более 200 сотрудников. Мы занимаемся разработкой технологичных цифровых решений для банков, застройщиков и автомобильных дилеров. В 2019 году мы вошли в ТОП-10 поставщиков облачных В2В-решений в России.

За свою историю мы уже третий раз сталкиваемся с финансовым кризисом. Я считаю, что в любой ситуации предприниматель должен рассчитывать только на себя, а не надеяться на помощь государства. Поэтому в кризис — особенно в кризис! – в первую очередь нужно много работать и цепляться за любые возможности.

Я расскажу, как пережитый в 2008 и 2014-2015 годах опыт выхода из кризиса помог нам подготовиться к тому, что происходит сейчас.

2008 год: lite-решения и фокус на отрасли

Кризис 2008 года мы встречали в статусе одного из самых дорогих веб-разработчиков в Екатеринбурге. Команда тогда насчитывала примерно 20 человек. Мы работали с крупными корпоративными клиентами и брались только за дорогие и амбициозные проекты. Но когда грянул кризис, все наши основные клиенты «заморозили» проекты, и мы оказались в ситуации полного отсутствия выручки.

В первую очередь, мы стали думать над тем, как можно превратить в более массовый продукт наши опыт, технологии и экспертизу. И придумали Smartpage — конструктор сайтов и Интернет-магазинов для малого и среднего бизнеса. Это частично компенсировало отсутствие доходов от корпоративных проектов и позволило нам пережить кассовые разрывы.

Второе, что мы сделали, — запустили food-агрегатор «Ресторан online». В 2008 году ресторанный бизнес Екатеринбурга практически не работал с доставкой. На нашей платформе заведения могли загружать свои меню, а пользователи – заказывать блюда из любимых ресторанов домой. Платформа быстро стала популярной, мы начали на ней зарабатывать, а еще получили полезный опыт взаимодействия с реальным сектором бизнеса, который нам пригодился в дальнейшем.

Наконец, мы решили сфокусироваться на пяти самых перспективных, на наш взгляд, отраслях: финансах, телекоммуникациях, автомобильном бизнесе, недвижимости и авиации. Потому что нельзя быть лучшим во всем, нужна специализация. И после кризиса именно это решение помогло нам значительно нарастить клиентскую базу.

Вывод, который мы сделали: всегда диверсифицируйте ваш портфель продуктов и проектов по отраслям и компетенциям.

2014-2015 годы: конец «стартап-загула»

Этот кризис запомнился мне как более серьезный. В конце 2014 года в компании работали уже около 100 сотрудников, а в портфеле было порядка десяти цифровых стартап-проектов по разным направлениям, которые мы самостоятельно финансировали. Когда компании начали сокращать расходы, нам пришлось закрыть восемь из десяти наших стартапов. Это решение было непростым, ведь в глубине души мы верили, что каждый из этих проектов рано или поздно «выстрелит».

Но крутые времена требуют крутых мер, и, в конце концов, это решение нас спасло. Мы резко сократили расходы, а два оставшихся проекта сегодня генерируют большую часть выручки для нашей группы компаний.

Второе, что мы тогда сделали, — изменили функциональную структуру бизнеса: мы ликвидировали отделы и собрали сотрудников в самодостаточные кросс-функциональные команды по проектам, причем команды сами определяли свой состав. Так компанию покинули люди, с которыми по ряду причин никто не хотел работать.

Выводы, которые мы делали по окончании этого этапа:

  • Настройте в компании автоматизированный управленческий учет и принимайте решения только на основе цифр.
  • Формируйте резервы, которых хватит минимум на полгода автономной жизни компании. Многие акционеры часто «вытаскивают» из бизнеса все до копейки – с нашей точки зрения, это не лучший вариант.
  • Всегда нужно иметь предварительно одобренное решение по финансовым инструментам (кредитным линиям, овердрафтам). В этом случае, если компании срочно понадобятся деньги, ими можно будет быстро воспользоваться, а не тратить время на процедуры оформления.

2020 год: работа в экстремальных условиях

Благодаря накопленному опыту, мы оказались хорошо подготовленными к этому кризису. Например, при переходе на режим удаленной работы текущие проекты не пострадали, так как наша инфраструктура была готова к такому повороту.

Более того, мы продолжаем создавать актуальные, востребованные продукты. Например, мы представили новый сервис для бронирования квартир, который позволяет покупателям недвижимости, банкам и застройщикам дистанционно взаимодействовать и оформлять сделки в период пандемии. Таким образом, даже в экстремальных условиях кризисной экономики мы продолжаем расти, экспериментируем, проверяем новые гипотезы и создаем задел на будущее.

Рекомендации предпринимателям:

  • Всегда имейте в запасе резерв стратегических идей. Если появится свободное время, например, часть клиентов откажется от проектов, то можно будет направить ресурсы команды на проработку новых идей и тестирование новых гипотез.
  • Не пытайтесь делать все в одиночку, ищите партнеров и действуйте вместе, даже если придется поделиться частью прибыли. Главное – скорость.
#интервьюспредпринимателем

Читайте также

0

«Комус» — не подстраивайтесь под потребность, а создавайте ее

В интервью с лидером развития направления «Коммерческие и бюджетно-коммерческие порталы ООО «Комус» Егором Кривцовым обсудили ...

3 ноября 2021

0

Бизнес на практике: ресторатор Светлана Дробот

Светлана Дробот – ресторатор и совладелец холдинга BBGROUP – свой бизнес начала в 2006 году, открыв первый ресторан на ...

2 февраля 2021

0

Английская школа «ФАН»: самый ценный ресурс — это единомышленники

Отличница Алевтина Попова после окончания института очень боялась, что ее не возьмут на работу. И в 2001 году вместе со своей ...

30 марта 2021

0

Клиника «Melissa»: в медицинском бизнесе реклама не работает

Косметологическая клиника «Melissa» открыла свои двери в 2010 году. Постоянные клиенты-петербуржцы уже давно знакомы с этим ...

29 июня 2020