Как перезагрузить бизнес в кризис на примере турагентства

Мой основной бизнес – туристический. Я могла строить любые пессимистичные прогнозы, но даже в самом страшном сне не представляла себе, что мой бизнес может в один день полностью остановиться. Жизнь показала, что это возможно. Но я не из тех, кто опускает руки и ждет «у моря погоды», поэтому я начала искать возможности спасти свой бизнес.

В первую очередь, мы заморозили некоторые точки продаж, направив все усилия на онлайн-продажи. Дело в том, что одним из наших основных направлений является внутренний туризм. Здесь все выглядит более оптимистичным, есть ощущение, что летний сезон все-таки будет. Кстати, то, что нам пора идти в онлайн, мы прекрасно понимали еще два года назад. Все тренды говорили об этом. Но бизнес чувствовал себя прекрасно, показывая рост 25-30% в год, поэтому я и моя команда просто не хотели выходить из зоны комфорта: перестраивать бизнес-процессы, закрывать офисы, менять сотрудников. Не хотели сталкиваться с проблемами. Что ж, сейчас мы пожинаем плоды…

Второе, что я сделала, – это запустила новый проект с частью своей команды. У нас исторически всегда было сильное HR-подразделение, которое занималось подбором и обучением. Когда мы заморозили основной туристический бизнес, эта команда осталась «не у дел». И вот тогда-то я и поняла, что не хочу прощаться с этими сотрудниками, хочу любой ценой сохранить команду и рабочие места.

Делать нечего, пришлось запустить собственное агентство по подбору персонала. Сначала нам помогало сарафанное радио и мои знакомства в предпринимательской среде. Недавно запустили сайт. Оказалось, несмотря на пандемию и кризис, новые сотрудники очень даже нужны! Мы подхватили эту волну и даже без сайта получили первые контракты, которые успешно закрыли за пару недель. В «мирное время» на это могли бы уйти годы, а сейчас приходится открывать новый бизнес за считанные недели и даже дни. Я давно так много не работала!

Мой третий бизнес – это онлайн-школа бизнеса. Там мы тоже «поймали волну» и запустили новый курс по трансформации бизнеса в кризис. Рассказываем собственникам компаний, как изменить продуктовую линейку и запустить новый бизнес на базе старого.

Чему меня научил кризис

На своем и чужом опыте я составила список основных ошибок, которые могут погубить бизнес в кризис:

Рентабельность важнее оборотов. Высокие обороты и низкая рентабельность – очень неустойчивая бизнес-модель. Она первая развалится в кризис.

Оптимизация расходов должна быть не только в кризис. Сколько расходов можно было бы сократить еще до кризиса? ⠀

Все «тонкие места» бизнеса в кризис обязательно проявятся. Сюда относятся отсутствие автоматизации, низкая лояльность сотрудников, устаревшая бизнес-модель, основанная на старых привычках.

Тренд — на то и тренд, чтобы внедрять его быстро, иначе ваш бизнес рискует оказаться на скамейке запасных.

Она должна быть идеальной и в любой момент давать представление о ситуации в бизнесе.

Нельзя реинвестировать в бизнес все до последнего. Нужно сформировать резервные фонды на случай непредвиденных ситуаций. Кстати, запуск новой точки продаж — это не непредвиденная ситуация.

Источников доходов должно быть несколько. Именно поэтому собственник не должен 24/7 быть в одном бизнесе, он просто не сможет заниматься чем-то еще дополнительно.

Как перезагрузить бизнес? Советы предпринимателям

Очевидно, что после пандемии привычки и приоритеты наших клиентов изменятся, как и их финансовые возможности. Ограничения в каком-то виде будут продолжать действовать до конца года, а может и дольше. В этой ситуации точно не стоит сидеть и ждать, пока все восстановится.

Вот что я рекомендую сделать прямо сейчас:


1) Попробуйте увидеть, что будет с вашей отраслью, нишей, вашим бизнесом через год

Попытайтесь увидеть, проанализировать как уже изменилось и как еще изменится поведение ваших потребителей. Что вы можете им предложить сейчас? А через год?


2️) Подумайте над своим продуктом или услугой

Какие актуальные потребности появились у людей? Как вы можете эти потребности удовлетворить? Не стесняйтесь — спросите у своих клиентов напрямую! Например, если у вас косметологический салон, вы можете продавать косметические продукты и вести онлайн-консультации, объясняя, как эти продукты применять. Женщины страдают и растеряны — они привыкли ходить в салон и не знают, как делать полноценный уход в домашних условиях.


3️) Попробуйте посмотреть на конкурентов и смежные ниши

Что они предпринимают, чтобы остаться в бизнесе? Какие новые услуги и продукты запускают? Также посмотрите на опыт других стран.


4️) Подумайте, как можно расширить свою клиентскую базу за счет существующих клиентов

Если ваши клиенты — взрослая аудитория, то у многих из них есть дети. Что вы можете предложить для детей ваших клиентов? Гарантирую, вы найдете много новых интересных идей!


5️) Поймите свою ключевую компетенцию

Возможно, это внутренняя экспертиза, которую вы можете использовать и продавать на внешний рынок. Например, я сделала так с экспертизой по подбору персонала.

Не останавливайтесь, продолжайте двигаться вперед! Смотрите по сторонам, доверяйте своему предпринимательскому чутью, не бойтесь тестировать новые гипотезы. Пусть даже вы ошибетесь – новый опыт того стоит, у вас обязательно получится, но чуть позже. Анализируйте другие рынки, потребности, возможности, а главное – следите за своим здоровьем и оставайтесь всегда в ресурсе, ведь рассчитывать придется только на свои силы и энергию, у вас их должно быть достаточно.

Расчетный счет для вашего бизнеса

  • Бесплатное открытие счета
  • Бесплатное обслуживание 1 год
  • Переводы и платежи без комиссии
0 ₽