
Опубликовано: 23.05.2025
Рыбалка — одно из распространенных увлечений, особенно среди мужчин. По данным РБК, рынок товаров для рыбалки в России будет расти: среднегодовой темп роста будет составлять 15%. Некоторые маркетплейсы зафиксировали двукратный прирост продаж таких товаров в 2024 году. Рыболовный магазин — перспективная ниша. Такой бизнес может стать хорошим вариантом для начинающего предпринимателя, особенно если он сам увлекается этой темой.
В статье рассказали, как открыть рыболовный магазин с нуля и какие особенности бизнеса нужно учитывать для успешной работы.
Особенности бизнеса
Чтобы рыболовный магазин был успешным и приносил доход, важно учесть специфику этого бизнеса:
- Продажа товаров для рыбалки — это сезонный бизнес. Пик спроса приходится на период с мая по сентябрь, а также на декабрь, во время зимней рыбалки.
- Начинать подготовку к открытию рыболовного магазина нужно зимой, чтобы успеть найти помещение, закупить товары и нанять персонал к концу апреля, когда начинается сезон рыбной ловли.
- Рыбаки не склонны менять привычный рыболовный магазин: доверяют выбранной торговой точке и уверены в качестве товаров. Они знают, что там им не будут навязывать ненужную, дорогую снасть. А вместо этого проконсультируют, что лучше подойдет в том или ином случае. Поэтому чтобы «переманить» покупателей от конкурентов, нужно уделять внимание продвижению бизнеса.
- Продажа некачественных товаров может испортить репутацию магазина среди любителей рыбалки, поэтому стоит рассматривать ассортимент от проверенных брендов.
- Рыбаки всегда заинтересованы в лайфхаках для успешной рыбалки, поэтому в этом бизнесе нужно отслеживать появление новинок и сразу запускать их в продажу.
Зарегистрируйте бизнес
Чтобы открыть рыболовный магазин, не обязательно регистрировать ООО, достаточно создать ИП. Это более простой и быстрый способ начать свое дело: меньше документов, проще бухгалтерия, ниже госпошлина. Такой вариант подходит для открытия небольшого рыболовного магазина, где работает один или минимальное количество сотрудников, и не нуждается в привлечении инвесторов. Также ИП вправе применять упрощённую систему налогообложения и получать доход напрямую без выплаты дивидендов.
Если вы планируете привлекать инвесторов, вести бизнес с партнерами или много сотрудничать с юрлицами, то лучше зарегистрировать ООО. При этом ответственность учредителей ограничена размером их долей, в отличие от ИП, который рискует всем личным имуществом. Однако регистрация и ведение учёта у ООО сложнее, а отчетность — строже.
Составьте бизнес-план
Бизнес-план помогает просчитать окупаемость проекта, учесть риски и спрогнозировать доход. А также он необходим для получения кредита — без него банк деньги не выдаст.
Самостоятельно создать бизнес-план можно на сайте Бизнес-Навигатор МСП. Помочь с разработкой документа могут также в центрах «Мой бизнес», услуга бесплатная. Найти такой центр можно по ссылке.
В документе необходимо описать текущее состояние рынка, информацию о конкурентах, ЦА и формате магазина. Также нужно прописать статьи расходов: аренда и ремонт помещения, закупка оборудования и товаров. Обязательно нужно учитывать затраты на маркетинг и рекламу, так как без продвижения будет сложно привлечь покупателей.
Мы составили примерный бизнес-план на платформе Бизнес-Навигатор МСП для открытия магазина рыболовных товаров в Москве площадью 70 кв. м, в том числе площадью обслуживания 50 кв. м. Сервис указывает в нём такие позиции расходов:
Статья инвестиций | Всего затрат, рублей |
Закупка и монтаж оборудования | 362 300 |
Регистрация бизнеса | 1500 |
Оформление необходимых документов | 28 800 |
Заключение договоров (бухгалтерское обслуживание или онлайн бухгалтерия, услуги связи, охраны, обслуживание ККТ) | 15 200 |
Аренда, коммунальные платежи | 1 342 100 |
Подготовка и ремонт помещения | 936 300 |
Закупка первой партии материально-производственных запасов | 426 400 |
Проведение рекламной кампании | 82 100 |
Приобретение лицензий на необходимое программное обеспечение | 4 500 |
Налоги | 63 500 |
Итого | 3 262 700 |
Примерный срок окупаемости вложений в открытие такого магазина платформа Бизнес-Навигатор МСП оценивает в 4,5 года.
Найдите помещение
Предпринимателю нужно решить, какой формат ему больше подойдет: рыболовный отдел или магазин. От этого зависит размер помещения и ассортимент товара.
Рыболовный отдел. Это может быть павильон или киоск, его можно открыть в ТЦ в черте города. Еще один вариант — договориться с магазином туристических товаров и арендовать у него небольшую площадь. Для отдела будет достаточно 10–15 кв. м. Однако в этом случае продавать широкий ассортимент вряд ли получится.
Магазин. Для него потребуется больше места, чем для отдела. При отсутствии в ассортименте туристического снаряжения будет достаточно и 25–30 кв. м. А для продажи лодок, одежды, палаток, фонарей и прочих атрибутов рыбалки, понадобится помещение площадью минимум 60–80 кв. м.
Открыть рыболовный магазин можно в ТЦ, на цокольном этаже многоэтажного дома или в отдельном здании. Он может располагаться за городом, например, рядом с рыболовными базами или на трассе, которая ведет к крупным водоемам. Однако проще и выгоднее найти помещение с необходимыми коммуникациями в черте города. Это потребует меньших затрат на ремонт, а круг потенциальных клиентов будет шире.
При выборе помещения стоит ориентироваться на следующие факторы:
- скопление ЦА;
- высокую проходимость;
- удобный подъезд к магазину, наличие рядом парковки;
- отсутствие вблизи конкурентов;
- наличие в помещении необходимых коммуникаций.
Получите разрешения
Перед открытием рыболовного магазина необходимо получить разрешения различных государственных служб.
Понадобятся следующие разрешения:
- Утверждение Роспотребнадзора;
- Санитарно-эпидемиологическое заключение;
- Разрешение пожарной службы;
- Регистрация кассового оборудования в Федеральной налоговой службе.
Также нужно заключить договоры с коммунальными службами, в том числе на вывоз мусора, и вневедомственной охраной или ЧОП.
Сформируйте ассортимент
Можно выбрать один из вариантов в зависимости от формата, размера помещения и ЦА.
Профильная специализация. Магазин ориентирован на конкретное направление, например, удочки и спиннинги, блёсны или прикормки, в том числе известных брендов. Этот подход чаще всего выбирают в мегаполисах, где есть спрос на дорогие и качественные принадлежности для рыбалки.
Смешанная специализация. Магазин предлагает широкий ассортимент товаров для рыбалки. Этот подход наиболее перспективен для небольших населенных пунктов, где спрос на разнообразные товары для рыбалки может быть высоким при условии, что там нет конкурентов.
Основной ассортимент рыболовного магазина могут составлять:
- удочки, спиннинги;
- катушки и их компоненты;
- лески, крючки, блёсны, поплавки;
- прикормки, наживки;
- сетки, садки, подхваты.
Продавать лучше товары разных ценовых категорий, чтобы расширить круг потенциальных клиентов. Например, дорогие товары могут составлять 10% ассортимента, 50% будет занимать средний ценовой сегмент, и 40% — наиболее ходовые и недорогие товары.
При открытии магазина с нуля лучше начать с ходовых товаров. После запуска станет понятно, какие товары пользуются наибольшим спросом, и можно будет расширить ассортимент.
При формировании ассортимента стоит учитывать специфику местных водоемов. Постарайтесь выяснить, какие снасти и принадлежности нужны для рыбной ловли в этих местах. Для этого можно найти заядлых рыболовов через знакомых или почитать на местном тематическом форуме.
Выберите поставщиков
Первоначально при открытии магазина лучше закупать товары у оптовых поставщиков. Это должны быть надежные компании с хорошей репутацией. Проверить их добросовестность можно бесплатно через онлайн-сервис МСП.РФ. Если вы — клиент ВТБ, то вы можете проверить поставщиков с помощью сервиса «Проверка контрагентов».
При заключении договора нужно обратить внимание на условия поставки. Например, есть ли возможность возврата некачественного товара или какой минимальный объем заказа.
Самые востребованные товары можно закупать сразу, а габаритную рыболовную продукцию брать у поставщиков под заказ. Когда ассортимент будет наработан, можно закупать товары у мелкооптовых поставщиков.
Поставщика для живой наживки стоит искать вблизи населенного пункта, так как это скоропортящийся товар, и заказывать его издалека нецелесообразно. Лучше закупать эту позицию у 2–3 производителей, чтобы в случае накладок с одним из каналов всегда оставались запасные.
Покупка оборудования
Начать поиск необходимого оборудования лучше за 1–2 месяца до открытия магазина. Не всегда можно быстро найти мебель, которая подойдет по габаритам. Например, на заказ и изготовление витрин и стеллажей может уйти от нескольких недель до нескольких месяцев.
Кроме мебели, потребуются:
- небольшие ящики для мелкого штучного товара;
- подставки под удочки;
- вешалки для спецодежды;
- компьютер.
По Федеральному закону о применении контрольно-кассовой техники 54-ФЗ от 22.05.2003 для открытия магазина необходимо закупить кассовое оборудование.
Для торговли понадобятся:
- онлайн-касса;
- сканер штрихкодов;
- терминал для эквайринга.
Важно предоставить клиентам все способы расчетов: банковскими картами, через СБП по QR-коду.
Статья затрат | Количество | Цена за единицу, рублей | Итого затрат на закупку и монтаж, рублей |
Кассовый аппарат | 1 | 36 100 | 36 100 |
Компьютер | 1 | 30 000 | 30 000 |
Торговые стеллажи | 5 | 6200 | 30 900 |
Противопожарная система | 82 900 | 82 900 | |
Итого | 179 900 |
Наймите персонал
Для эффективной работы магазина важно найти грамотного продавца. Оптимально, если это будет мужчина, который сам увлекается рыбалкой. Он должен разбираться в товарах, знать нюансы рыбной ловли, чтобы в случае необходимости помочь покупателям с выбором.
Искать такого специалиста можно в тематических группах в социальных сетях. Там собираются и общаются люди, которые увлекаются этой темой. Также можно искать продавцов на сайте HH, Профи.ру или Авито.Работа.
Если позволяет бюджет, стоит нанять маркетолога, который будет заниматься продвижением. Особенно, если предприниматель только начинает этот бизнес. Найти такого специалиста можно также на сайте HH или в социальных сетях. Еще один вариант — обратиться в маркетинговое агентство.
Должность в штатном расписании | Количество человек |
Продавец-консультант | 2 |
Маркетолог | 1 |
Охранник | 2 |
Уборщик | 1 |
Брать бухгалтера в штат начинающему предпринимателю нецелесообразно, да и вести учёт самому без опыта будет сложно. Поэтому ведение бухгалтерии лучше передать на аутсорсинг. Это позволит сэкономить время, избежать ошибок в оформлении налоговых документов и не пропустить срок сдачи отчетов.
Продвигайте бизнес
Для продвижения рыболовного магазина реклама в СМИ может оказаться недостаточно эффективной. Ее можно запустить при открытии бизнеса, а затем использовать другие способы продвижения.
Стоит разместить информацию о магазине в Яндекс Картах или 2ГИС, чтобы его можно было найти в поиске. Для этого нужно создать карточку компании, добавить краткую информацию о бизнесе, контакты и часы работы магазина. Там же можно размещать отзывы клиентов. Например, предлагать довольным покупателям оставлять отзыв за небольшую скидку на следующую покупку. Также важно постоянно следить за жалобами и оперативно на них реагировать.
Можно создать сообщество или тематическую группу в соцсетях или мессенджерах и привлекать в нее пользователей, которые интересуются рыбалкой. Для этого размещать статьи и посты с полезными советами, проводить тематические конкурсы.
В небольшом городе можно создать местный клуб рыбаков, оказывать помощь в организации соревнований по рыбалке или совместных выездов.
Для рыболовного бизнеса хорошо работает «сарафанное радио», поэтому важно завоевать репутацию среди рыбаков. Тогда они будут рекомендовать ваш магазин своим друзьям и знакомым. Можно разработать систему скидок для постоянных покупателей, давать гарантию на дорогую продукцию, организовать доставку габаритных товаров.
Сколько нужно на открытие
Стоимость открытия рыболовного магазина в разных регионах будет отличаться. Например, в Москве для небольшого магазина общей площадью 70 кв. м. предпринимателю потребуется от 3 млн рублей.
В эту сумму входят затраты на регистрацию бизнеса, получение разрешений, ремонт и оборудование помещения, закупку товаров и материалов.
Цифры могут отличаться в зависимости от площади магазина и ассортимента продукции. Срок окупаемости инвестиций составит примерно 4,5 года.
Такой вид бизнеса подойдет начинающим предпринимателям, так как не требует больших вложений на старте. А в регионах сумма начальных инвестиций будет ниже благодаря меньшему количеству затрат на аренду помещения. Можно начать с небольшого отдела или магазина, а расширяться с опытом. Особенно важно в этой сфере продвигать бизнес, чтобы переманить целевую аудиторию от конкурентов.