Опубликовано: 1.03.2024
Чтобы открыть рыбный магазин, нужно учесть кучу нюансов: как хранить товар, где искать поставщиков и какие документы подготовить.
В статье расскажем, как начать свой рыбный бизнес и сколько нужно денег на открытие.
Выгодно ли продавать рыбу: плюсы и минусы рыбного магазина
У рыбного магазина есть свои плюсы и минусы.
Плюсы | Минусы |
Спрос. Рыба входит в потребительскую корзину многих людей.Гибкость. Можно расширять товарный ассортимент разными видами рыб и моллюсков. Маржинальность. Наценка на рыбную продукцию до 70%. | Срок хранения товаров. Охлаждённое сырьё хранится несколько дней. Требования к помещению. Придётся обзавестись с вентиляционным и холодильным оборудованием. |
Регистрация бизнеса
Выбрать форму бизнеса. Рыбный магазин могут открыть ИП и ООО. Зарегистрировать ИП проще и дешевле, а OOO (компании) не ограничены по видам деятельности.
Указать коды ОКВЭД. Для продуктового магазина подойдёт код 47.11.
Подобрать систему налогообложения. Для рыбного магазина подойдут три системы: ОСН, УСН и АУСН. Предприниматели ещё могут работать на патенте.
Для небольшой точки выбирайте УСН или АУСН. На старте этого будет достаточно. Если Вы хотите открыть гипермаркет или сеть магазинов, Ваш выбор — ОСН.
Полная информация по режимам для бизнеса здесь.
Уплатить торговый сбор. Торговый сбор — это такой налог для розничного бизнеса для некоторых регионов в России. Его уплачивают до 28-го числа каждого месяца предприниматели Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Подробнее о налоге можно почитать на сайте ФНС России.
Открыть расчётный счёт. Счёт для бизнеса можно открыть в любом банке.
Установить кассу с эквайрингом. Онлайн-касса формирует и печатает чеки, а затем передаёт их в налоговую. Без кассы работать нельзя — компания получит штраф. Эквайринг нужен для того, чтобы принимать безналичные платежи от клиентов.
Чтобы сэкономить на кассовом оборудовании, можно подключить приём QR-платежей. Работает это так: продавец создаёт код на экране телефона → покупатель сканирует код и оплачивает товар через смартфон.
Какие бывают форматы рыбных магазинов
Всего их четыре:
- Магазин у дома. Основная аудитория таких магазинов — местные жители, которым нужны товары первой необходимости. Могут посоветовать магазин знакомым, если продукты будут свежими, а цены адекватными. Минусы — ограниченный товарный ассортимент.
- Супермаркет. Такой магазин ориентируется на широкую аудиторию. Из минусов — большие затраты на помещение и товар.
- Специализированный магазин. Аудитория магазина — потребители с высокими требованиями к товару и сервису. Рыба в таком магазине вкусная и свежая, продавцы знают своё дело и могут ответить на любой вопрос по продукту. Минусы — большие затраты на товар и оборудование для хранения.
- Онлайн-магазин. Аудитория достаточно широкая и специфическая: люди, которые предпочитают заказывать продукты с доставкой на дом, кто живёт далеко от обычных магазинов, хочет попробовать редкие виды рыбы или сэкономить время на покупках.
Из плюсов онлайн-магазина — не нужно арендовать и оборудовать помещение. Из минусов — нужно будет продумать, где хранить и как доставлять товар.
В статье рассмотрим физический магазин. Если хотите открыть бизнес онлайн — читайте другую статью.
Выбор помещения для рыбного магазина
Полный список требований к помещению есть в санитарных правилах. Разберём самые важные:
- Близость к поставщикам. Залог того, что в Вашем магазине всегда будут свежие продукты. Плюс не нужно будет выделять большой бюджет на транспортировку товаров.
- Видимость для покупателей. Выбирайте место с высокой проходимостью, чтобы клиенты могли Вас найти. Ещё важно, чтобы до точки можно было легко добраться: на машине или общественном транспорте.
- Электрическая мощность и вентиляции. В рыбном магазине особенно важно холодильное и вентиляционное оборудование. Если мощностей не хватает, рыба испортится. Если вытяжки в помещении плохо настроены, покупатели к Вам не придут.
- Зонирование. В магазине должно быть несколько зон:
— торговый зал;
— место приёмки товара;
— место для разделки и дефроста продуктов;
— подсобное помещение для работников.
Если помещение подходит под все пункты, пришло время заключить договор с собственником. Арендодатель составляет документ и регистрирует его в Росреестре. Процедура занимает десять рабочих дней.
Подбор оборудования для магазина
Оборудование для магазина можно разделить на четыре категории:
Торговое | весы, стеллажи, витрины, холодильники, морозильники, оборудование для разделки и чистки рыбы |
Кассовое | онлайн-касса, фискальные регистраторы, сканеры штрихкодов |
Системы безопасности | противокражные системы, видеонаблюдение |
Вспомогательное | подставки, освещение |
Самое важное: вентиляционные системы и канализация. Если в магазине будет неприятный запах, посетителям это не понравится.
В рыбном магазине главное — это товар. Поэтому не рекомендуем экономить на холодильниках и морозильниках. Так Вы обеспечите сохранность продуктов.
А вот стеллажи и витрины смело берите б/у. Например, на Авито металлические стеллажи стоят от 600 до 2000 рублей:
А вот цена похожего стеллажа в интернет-магазине. Почти 8000 рублей. И это без учёта доставки.
Формирование ассортимента
Ассортимент зависит от того, какой формат магазина Вы решите открыть. Например, в специализированном магазине можно сделать упор на несколько видов рыбной продукции. Или продавать необычных моллюсков: осьминогов, каракатиц и устриц.
А вот в супермаркете ассортимент рыбы должен быть разнообразным: от консервированного тунца до охлаждённых стейков форели.
Но самое важное в рыбном магазине — свежий товар. Следите, что чаще всего покупают клиенты, и регулярно обновляйте витрины.
Охлаждённая рыба хранится один-два дня. |
Просто так держать товар на прилавке не нужно, так Вы быстро обанкротитесь. Например, если в Вашем магазине хорошо покупают сёмгу, не нужно закупать 30 кг кальмаров. Расширить ассортимент можно сопутствующими товарами: приправами, специями, соусами.
Маркировка рыбы
С 1 мая 2024 года российские производители обязаны будут маркировать икру лососёвых и осетровых видов рыб. Об этом говорится в Постановлении Минпромторга.
Немаркированные товары, которые поступили на рынок до мая 2024 года, можно продать до конца срока годности.
Поиск поставщиков рыбы
Самый быстрый способ найти поставщика — проанализировать базы поставщиков.
Базы поставщиков можно найти через поисковые системы. Для этого нужно указать запрос: «базы поставщиков рыбы Россия»:
Переходим на сайт. Видим, что поставщиков можно отфильтровать по стране, региону и городу.
Поставим фильтр по виду продукции. Сайт выдал нам 692 поставщика охлаждённой рыбы в Москве.
Дальше нужно изучить каждого поставщика в отдельности:
- проанализировать репутацию на сайте ФНС по названию и ИНН компании;
- посмотреть сайт;
- почитать отзывы партнёров и покупателей о продукции.
Выберите десять кандидатов и свяжитесь с ними. После личного разговора составьте список с пятью самыми подходящими поставщиками и согласуйте форматы сотрудничества.
Список партнёров нужно постоянно обновлять. С кем-то Вы будете работать годами, другие будут приходить и уходить.
Регистрация в системе Меркурий
В законе сказано, что все участники оборота животных продуктов должны сертифицировать товар через ФГИС «Меркурий». Система нужна для того, чтобы отследить путь товара на прилавке: от производителя до потребителя.
Есть два способа регистрации в системе:
Подать бумажное заявление в Россельхознадзор или территориальное ведомство.
Отправить заявление почтой. Предпринимали отправляют заявление на почту info@svfk.mcx.ru. Компании заверяют заявление КЭП и отправляют на admin@fsvps.ru.
Подготовка документов
Чтобы открыть рыбный магазин, нужно собрать большой пакет документов:
- Санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора.
- Программа производственного контроля.
3. Договоры:
— о вывозе ТБО;
— об очистке и дезинфекции систем вентиляции и кондиционирования;
— об утилизации ртутных ламп;
— о регулярной дезинфекции помещения, дезинсекции и дератизации;
— об обработке одежды работников.
На случай внезапной проверки подготовьте:
— свидетельство о регистрации ИП или ООО;
— свидетельство о праве собственности на магазин или договор аренды;
— заключение о соблюдении норм противопожарной безопасности;
— материалы по результатам аттестации рабочих мест;
— медкнижки на каждого работника;
— сертификаты качества на товар.
Как организовать уголок потребителя
В уголке потребителя должны быть:
- Книга жалоб и предложений.
- Закон о защите потребителей и правилах торговли.
- Копия ОГРН.
- Информация и контакты служб, которые контролируют работу магазина;
- Лицензии и сертификаты.
- Журнал проверок контролирующих органов.
Наём сотрудников
В штате рыбного магазина должны быть:
Должность | Обязанности |
Управляющий | Организация работы магазина; закупка сырья и хозтоваров; коммуникация с поставщиками; контроль персонала;организация инвентаризаций; взаимодействие с надзорными органами. |
Бухгалтер | Учёт товаров; отражение списаний и возвратов в документах; ведение отчётности. |
Продавец | Консультирование клиентов; продажа товаров; поддержание чистоты рабочего места; участие в инвентаризациях. |
Кладовщик | Приём и раскладка товара; поддержание чистоты на рабочем месте; фасовка и подготовка товара для продажи. |
Уборщик | Поддержание чистоты в торговом зале. |
Продвижение рыбного магазина
Размещение в Яндекс Картах и 2ГИС. Поможет расширить базу потенциальных клиентов. Компанию можно бесплатно добавить на карты. О том, как это сделать, читайте в справке Яндекса.
Сайт и в соцсети. На сайте магазина можно выкладывать товарный ассортимент и предлагать скидки для клиентов. Ещё можно подключить доставку товаров в разные регионы. Чтобы Ваш магазин увидело как можно больше людей, оптимизируйте сайт для поисковых систем.
В социальных сетях можно выкладывать полезный контент. Например, рассказывать о пользе рыбных продуктов и публиковать рецепты.
Спецпредложения. Устраивайте для покупателей дегустации, предлагайте скидки и бонусы.
Сарафанное радио. Предприниматели отмечают, что это самый эффективный способ продвижения рыбного бизнеса. Но тут важно понимать: репутация может быть хорошей и плохой.
Если однажды испортить мнение покупателей о магазине, вернуть всё обратно будет сложно. Поэтому важно продумать всё до открытия точки: найти надёжных поставщиков, собрать все документы и обучить сотрудников. Тогда Ваш магазин с удовольствием посоветуют друзьям и знакомым.
Доходы и расходы рыбного магазина
Разберёмся на примере магазина в Санкт-Петербурге, площадью 60 кв. метров:
- Точка располагается в жилом районе.
- Площадь помещения — 60 кв. метров.
- Магазин работает без выходных с 9:00 до 21:00.
- Магазин оборудован системой пожаротушения.
Рассчитаем примерные затраты на открытие. Вышло 2.5 миллиона на открытие и содержание магазина.
Статья расходов | Что входит | Затраты |
Регистрация бизнеса | • Госпошлина; • нотариус; • уставный капитал (ООО); • расчётный счёт; • сертификаты и лицензии. | • 50 тыс. руб. для ИП • 100 тыс. руб. для ООО |
Помещение | • Площадь под магазин; • ремонт помещения; • ежемесячные коммунальные платежи. | 150–500 тыс. руб. |
Продвижение | • Маркетинг в соцсетях; • реклама. | 200–600 тыс. руб. |
Зарплата сотрудникам | • Управляющий; • бухгалтер; • продавец; • кладовщик; • уборщик. | 250–350 тыс. руб. |
Товар | Закупка партии. | 500–800 тыс. руб. |
Вывеска | Щит с названием торговой точки. | 50–150 тыс. руб. |
Оборудование | Закупка и монтаж. | 500–800 тыс. руб. |
Непредвиденные расходы | 100 тыс. руб. |
Итог: ~2,5 млн рублей.
Бизнес выйдет на окупаемость уже через год, если правильно организовать процессы и учесть риски.
Возможные риски открытия рыбного магазина
У каждого бизнеса есть риски. Предприниматель должен иметь план действий на случай их возникновения.
Какие есть риски у рыбного бизнеса:
Высокая конкуренция. Рынок рыбной продукции полон конкурентов. Предпринимателю постоянно придётся бороться с ними за внимание клиентов.
Как снизить. Ориентироваться на потребности аудитории и мониторить конкурентов.
Поломка оборудования. Если в магазине сломается холодильное оборудование, Вы потеряете товар и деньги.
Как снизить. Покупать новое оборудование и заключать договор с гарантией на обслуживание.
Некачественное сырьё. Испорченный или невкусный товар никто не купит.
Как снизить. Тщательно выбирать поставщиков, лично проверять качество и контролировать сроки годности продукции.
Коротко
Чтобы бизнес был успешным, нужно предусмотреть всё:
- Не экономить на холодильниках и морозилках. Покупайте новое оборудование известных брендов.
- Работать с надёжными поставщиками. Тщательно выбирайте партнёров, проверяйте сертификаты качества продукта и изучайте мнение людей.
- Обучать сотрудников. Чтобы люди возвращались к Вам за хорошим сервисом и отзывчивыми консультантами, которые помогут выбрать товар и подскажут, как можно его приготовить.
- Вкладывать в продвижение. Какой бы классный продукт Вы ни продавали, если его не продвигать, о нём никто не узнает. Задействуйте разные маркетинговые каналы: карты, социальные сети, сайт. Тестируйте форматы контента и смотрите на реакцию аудитории.
Если правильно подойти к делу, рыбный магазин станет популярным местом, где всегда есть вкусные и свежие морепродукты.