Опубликовано: 8.12.2023
Большинство предпринимателей сами ведут управленческий учёт. Задач много, а сил и внимания остаётся всё меньше. Поэтому так легко оступиться. Мы собрали для Вас несколько распространённых ошибок в ведении финансов бизнеса и покажем, как их избежать.
Кассовый разрыв
Это словосочетание пугает многих. Иногда в бизнесе не хватает денег, а нужно заплатить за какие-то сервисы или услуги, заказать товар или выплатить зарплаты. Что же делать, чтобы не попасть в такую ситуацию? Внедрить инструменты управленческого учёта.
Вам понадобится:
- Отчёт о движении денежных средств. В нём надо указывать, куда уходят и откуда приходят финансы.
- Бюджет. Здесь Вы указываете всё, что ожидается.
- Платёжный календарь. Этот документ плавно вытекает из предыдущего. С его помощью можно отслеживать кассовые разрывы заранее.
Более подробно о каждом из отчётов мы рассказали в статье «Как с помощью финансового учёта решить главную задачу бизнеса»
Компенсировать кассовый разрыв своими деньгами
Что хочется сделать в первую очередь, когда возник кассовый разрыв? Закрыть его самому. Но это крайне невыгодно. Что же можно предпринять в такой ситуации?
Вы можете:
- Попросить предоплату у клиентов.
- Договориться об отсрочке у поставщиков.
- Сдать в аренду оборудование.
- Продать активы, которые не используются.
- Взять заём или кредит.
Планировать только часть ожидаемых расходов
Иногда кажется, что некоторые расходы невозможно забыть: зарплату точно выплачиваем, а налоги всегда учитываем. Но держать всё в голове не так просто. Поэтому составляем всю картину на бумаге и прописываем все возможные расходы и даты выплаты.
Что делать? Планировать в платёжном календаре как все зачисления, так и все траты.
Ставить неадекватные цели или не ставить их совсем
Часто бизнес ведётся по настроению. Многие предприниматели не ставят себе цели на год по выручке и прибыли. Когда Вы хотите достичь определённых сумм, Вы отслеживаете результат и ищете возможности их достичь.
Вот только иногда предприниматель готовит неадекватный план: ставит либо слишком заниженные показатели, либо слишком завышенные. Если опустить данные, то не к чему будет стремиться. А если ожидать слишком высоких результатов, то мощностей компании может просто не хватить.
Не отслеживать ключевые показатели компании
Отец современного менеджмента Питер Друкер считал, что невозможно управлять тем, что не можешь измерить. Не можем не согласиться с ним. И Вам советуем отслеживать все важные показатели компании.
Уверенность в фактических показателях компании нужна для план-фактного анализа и принятия оперативных решений. Можно отслеживать основные показатели в динамике, например, с помощью панели приборов Looker Studio от Google. Здесь сводятся разные данные, и руководитель получает наглядное представление о том, что происходит в его компании.
О том, как считать разные показатели в бизнесе, рассказали в статье «Как проводить финансовый анализ компании»
Забирать деньги из компании для себя
Иногда предприниматели не выплачивают себе дивиденды, а просто берут из кассы столько денег, сколько им нужно в данный момент. Но это может привести к первой финансовой ошибке — кассовому разрыву.
Как же быть в этой ситуации? Для начала нужно определить чистую прибыль компании и создать фонд дивидендов, который будет постоянно пополняться. Из этого фонда уже можно выплачивать доход собственнику. Делать это следует ежемесячно или раз в квартал.
В завершение
Следите за средствами компании и подходите к учёту с умом, чтобы не наступать на финансовые грабли. Конечно, если у Вас есть штатный бухгалтер, то Вы можете делегировать эти функции. А что делать, если пока нет такой возможности? Ответ: найти бухгалтера на аутсорсе или настроить в компании специальный онлайн-сервис. Например, в ВТБ есть удобный сервис для предпринимателей «Бухгалтерия на аутсорсе для ИП и ООО». Он посчитает налоги и страховые взносы, бухгалтер подготовит платёжные поручения в бюджет, отчётность и ответит на вопросы в чате.