Саммари книги Стивена Котлера
«Невозможное как стратегия»
0
Команда информационно-обучающего портала
«Невозможное как стратегия»
Опубликовано: 31.05.2024
Егор Никишанов владеет компанией по производству детской мебели SIMBA. Он всегда хотел быть предпринимателем и мечтал построить компанию с нуля. Но путь героя нашей истории был тернистым: начинал в компании отца, откуда ушёл со скандалом, дважды чуть не обанкротился и едва сводил концы с концами. А всё потому, что считал, что знает всё лучше всех и не нуждается в советах. В итоге за одним провалом следовал другой.
Только смена философии и подхода к бизнесу помогли Егору найти свою нишу и создать успешный бизнес. Как герой справлялся с трудностями — читайте в интервью.
Мой отец владеет ювелирным бизнесом, поэтому начинал я продавцом в его компании. С первых дней работы хотел доказать, что на многое способен и работаю не хуже матёрых продажников. И у меня получалось. Постепенно поднимался по карьерной лестнице: сначала дорос до администратора, потом до маркетолога, а позже стал младшим бизнес-партнёром одного из направлений — кстати, убыточного.
Мои отношения с отцом напоминают классическую историю Кроноса и Геракла. Мне нравилось находить сильного соперника, сражаться с ним, чтобы потом превзойти. Мне казалось, что он действует по-старому, как и его команда, а надо быть смелым и дерзким. Это ещё сыграет свою роль в этой истории.
Я был молодой, отчаянный, поэтому не боялся рисковать и пробовать новые инструменты. Например, диджитал-маркетинг, который в 2015–2016 годах в нашей нише был чем-то уникальным. Пока конкуренты использовали старые схемы, я теснее общался с аудиторией и брал лучшее из того, что есть на рынке. И идеи выстреливали. Например:
Я был уверен, что знаю лучше и смогу вывести компанию на новый уровень. Не буду как отец, меня всегда раздражали его резкость и жёсткий подход к управлению. Сделаю себе имя благодаря креативному подходу, а не блату или родственным связям. Казалось, что я один работаю лучше, чем целый штат продажников. Именно ощущение того, что я чемпион, кружило голову успехом.
Став бизнес-партнёром одного из направлений, я представлял, что вот-вот выведу компанию на новый уровень, стану миллионером и буду купаться в роскоши. Ну а что — я молодой, креативный, прибыль потечёт рекой. Но «лафа» быстро закончилась. Всё испортил отец и его сотрудники.
Разницу наших подходов можно описать как «опыт и практичность против юношеского максимализма и фантазий». Я много мечтал о новых рынках, регионах, способах продаж, и много реализовывал. Но большинство идей отец заворачивал — тогда казалось, что он специально вставляет мне палки в колёса и не хочет признавать гениальность моих идей.
Мы с отцом начали жёстко конкурировать за влияние: рвали бизнес на части и не могли ни о чём договориться. Он «сливал» мои инициативы, я обесценивал его опыт. Напряжение копилось, копилось и привело к взрыву — я поссорился с отцом, а через некоторое время и вовсе ушёл из компании.
Боже! Как же я тогда злился на папу: казалось, что мы упускаем такой шанс! Мне буквально мерещились новые рынки СНГ, новые магазины в крупных городах, бесконечный поток новых акций и спецпроектов. Было ощущение, что ещё чуть-чуть, и мы станем крупнейшей федеральной сетью, осталось только поверить в меня.
Я был уверен, что знаю бизнес лучше конкурентов и смогу всех победить. Получилось же у меня вывести в плюс убыточное направление! Отец меня так и не понял, как я видел ситуацию — ну что ж, справлюсь сам, и построил свою бизнес-империю в одиночку.
После ухода из отцовской компании я занялся поиском ниши для нового бизнеса. Идея пришла внезапно: во время посиделки в кофейне заметил столы из дерева и эпоксидной смолы и решил изготавливать такие же. Да, я не изучал рынок, не составлял бизнес-план и не просчитывал примерные вложения. Просто брал идею и делал. Я был уверен, что справлюсь, ведь моего энтузиазма и амбиций хватит на десятерых. Это же просто бизнес, что тут сложного?
За дело взялся сразу же: арендовал помещение в 30 кв. м, заказал дерево, смолу. Первый месяц работал один — я и сам справлюсь, зачем мне кто-то. Не смущало даже то, что делать что-то своими руками — это не моё. Срывался, злился, но уговаривал себя потерпеть, пройти этот этап, потому что впереди маячили успех и признание.
Вот как выглядели мои первые работы 👇
Постепенно у меня появилась команда — помог случай. Приехал в старый цех по соседству, чтобы обработать готовые столы, а мне предложили взять его в аренду за 50 000 рублей вместе с сотрудниками и станками. Я подумал один день и согласился — казалось, что это новый этап на пути к прибыльной компании. С арендой цеха я сменил и специализацию — со столов на изготовление мебели по индивидуальным заказам.
Я ничего не анализировал, не просчитывал. Торопился доказать, что я справлюсь с чем угодно, поэтому я согласился на то, что первым подвернулось.
У меня был свой сценарий — бунтарский, хоть зачастую это и было безосновательно. В 20 лет я не думал о провалах — был уверен, что скоро мы захватим галактику.
Тогда внезапное предложение с арендой цеха показалось мне счастливой случайностью. Я думал, что это судьба — слишком удачно всё сложилось! Только начал заниматься новым делом, и сразу получил помещение, партнёров и оборудование.
Правда, теперь я понимаю, что это была фатальная ошибка. Дело в том, что столяры цеха привыкли воровать, обманывать, плохо выполнять свою работу и оставаться безнаказанными. Я, «зелёный» парень, оказался для них лёгкой наживой. Ничего не знал об изготовлении мебели на заказ, поэтому не мог проконтролировать качество продукта или проверить материалы от поставщиков.
Чтобы вы понимали — я не умел даже кубатуру считать. Из-за этого, например, один из сотрудников воровал 2–3 куба досок с каждой поставки, а я оплачивал полную стоимость. Представьте, сколько денег я терял ежедневно.
Постепенно деньги закончились, и я влез в долги. Бизнес держало на плаву только то, что я всё-таки научился делать столы со смолой, нанял помощника и параллельно продавал их через Одноклассники. Но прибыль была мизерной. Её едва хватало на то, чтобы покрыть расходы. Долги с каждым днём увеличились, и я понимал, что нужно что-то менять.
Винил в провале всех — вороватых сотрудников, клиентов, цех. Но упорно не видел главного — что выбрал направление наобум, совершенно в нём не разбираясь, понадеялся на авось и свою гениальность. А вышло то, что вышло.
Казалось бы — самое время отказаться от неудачной стратегии и сменить направление. Но я же знал всё лучше всех, поэтому не сдавался.
Я понимал, что будущего у моей компании нет, но не был готов с этим смириться. Знал, что не смогу вернуться на прошлое место работы — это стало бы величайшим позором. Поэтому продолжал тянуть лямку, хотя ситуация становилась всё хуже и хуже.
Глотком свежего воздуха и надеждой на чудо стал ролик Александра Синеркина, успешного мебельщика из Ульяновска, который я увидел в интернете. Мебельщик давал коллегам консультации за 25 000 рублей — о том, как стартовать в бизнесе, на какую продукцию сделать акцент и так далее. Я решил, что это мой шанс выплыть, и написал.
25 тысяч рублей у меня тогда не было, поэтому предложил рассрочку: 10 000 рублей сейчас, остальное в следующем месяце. Он согласился, и я поехал в Ульяновск. Пообещал себе, что в этот раз смогу реабилитировать бизнес и выйти на стабильную прибыль.
Александр предложил заняться однотипным производством — изготавливать детские столы и стулья. Это проще, чем заморачиваться с индивидуальными заказами: не нужно тратить время на подготовку проекта, создание уникального дизайна или конструкции. Плюс однотипное производство помогло бы зарабатывать на количестве изделий.
У Александра были налаженные каналы сбыта товаров других производителей, поэтому он предложил выкупать мою мебель и перепродавать её дальше. Я согласился. Но все планы разрушил локдаун — платить аренду стало нечем. Это был очередной провал.
Стоило ли говорить, что чувствовал я себя просто ужасно. Ведь ошибки означали, что я всё-таки ещё мало понимаю в бизнесе, как и говорил отец. Признать то, что он был прав — было для меня самым сложным испытанием в жизни.
Чтобы рассчитаться с долгами, я продал квартиру, взял ипотеку и купил помещение за 700 000 рублей, из которых 300 000 рублей — доля партнёра. Выглядело оно просто ужасно — ободранные стены, грязные полы. Вишенкой на торте было то, что в подвале не было электричества, канализации и воды.
Вот как оно выглядело 👇
Я бодрился и убеждал себя в том, что этот шаг уж точно поможет мне вылезти из кризиса. Если бы я только знал…
После покупки помещения договорился с командой о переезде, восстановлении производства и оплате. Уже представлял, как мы будем белить подвал и приводить его в божеский вид. Но тут новая подстава: бригадир перестал выходить на связь.
Выяснилось, что бывший арендодатель увидел, что мы запустили конвейерное производство, и за спиной переманил целую команду на свою сторону за более высокую плату.
Я остался один. В подвале без электричества, канализации, воды и команды.
Я понял: всё, что я делаю — это сопротивляюсь неизбежному. Нужно учиться и разбираться в своём деле или закрывать его. Я очень сопротивлялся тому, чтобы работать руками, но без этого было никак. Принял решение научиться делать столы самому, чтобы разобраться в нюансах. Весь день работал у станков, вечерами и ночами пытался их продавать и рекламировать. Огромная накопленная усталость и отсутствие денег толкали на изучение чего-то кардинально нового.
Так как денег в долг уже не давали, я нашёл партнёра. Он вложил в бизнес 300 тысяч, чтобы провести электричество в подвал. Расклад был такой: он занимается производством, я буду расширять сбыт. Правда, партнёр быстро отошёл от дел, и мне пришлось искать деньги, чтобы выкупить у него долю. Это было последней каплей, я понял, что не справлюсь без помощи и пора сделать то, что нужно было сделать с самого начала.
В этот момент произошло то, чего я так долго боялся. Пошёл к отцу и занял у него денег. После встречи с отцом ситуация начала постепенно выравниваться, появилась команда. Правда, это были бывшие заключённые, но больше никто не соглашался работать на грязном овощехранилище без канализации и воды. Мы учились и постигали азы профессии вместе.
Этот период стал дном, от которого я смог оттолкнуться. Желание доказать отцу, что я не безнадёжен, и получить признание, заставляло двигаться и не бросать.
После череды провалов я понял, что мешает мне трезво смотреть на происходящее. Это была моя уверенность в том, что я со всем справлюсь сам. Просто бежал к цели и не задавался вопросами: а я вообще понимаю что-то в этом бизнесе? Это мне точно нужно? Я хочу заниматься бизнесом или просто кому-то что-то доказать?
Постепенно понял, что мне пора разобраться в людях и в себе, понять, как правильно управлять командой. Поэтому пошёл учиться на психотерапевта. Я осознал, что отношения с отцом я проецировал на мир и других людей, что был слеп и не видел очевидного. Это помогло выйти из режима автопилота.
В психотерапию попал случайно — просто хватался за всё, что попадалось, лишь бы выплыть. Пришёл на первый модуль в середине обучения группы. Понимал наверное ⅓ из того, что говорили на курсах, но контекст зацепил. Так я и стал учиться-лечиться в течение двух лет.
Да, у людей есть характер и особенности, заложенные с рождения. Мы не можем изменить себя на 100%. То есть я, скорее всего, не перестану принимать решения сгоряча. Но я могу изменить вектор — научиться давать себе время и больше думать.
Последние годы я черпал силу в своих травмах: они заряжали, давали силы и энергию. Желание доказать отцу, что не безнадёжен, было двигателем. Но проблема в том, что такая мотивация хорошо работает на короткой дистанции, а вдолгую — истощает и физически, и морально.
Сейчас я продолжаю использовать этот инструмент, только на осознанном уровне. Когда устаю, то хвалю себя, даю себе время отдохнуть, напоминаю о своей цели. Можно сказать, что сейчас моя сила — любовь и созидание.
***
После того как я научился разбираться в себе и людях, ситуация в бизнесе тоже изменилась. За 10 месяцев работы мы произвели и продали 2300 детских кресел, 920 диванов, 870 столиков, 1160 стульчиков, 280 стеллажей и 270 кроватей. Купили большое здание под производство и обеспечили себя заказами на месяц вперёд. Ведём переговоры о сотрудничестве с Askona — крупнейшим производителем товаров для здорового сна. Надеюсь, что в будущем SIMBA станет самым известным производителем детской мебели во всём мире.
Сейчас я вижу, как сильно мои установки влияли на бизнес. Я упирался лбом в стену, пытался пробить её головой, хотя можно было просто отойти немного и увидеть дверь. Но что сделано, то сделано — я ни о чём не жалею и не хотел бы променять этот опыт ни на что другое. Да, пришлось ломать себя, сталкиваться с предательствами и убытками, проигрывать и начинать с нуля. Но я благодарен этому, потому что только так смог вырасти.
«Невозможное как стратегия»
Скачать0
Светлана Дробот – ресторатор и совладелец холдинга BBGROUP – свой бизнес начала в 2006 году, открыв первый ресторан на ...
2 февраля 2021
0
Транспортная компания «ДафТрак-Транс» родом из 90-х. Именно тогда началась история одного из крупнейших и надежных на ...
23 ноября 2020
0
Отличница Алевтина Попова после окончания института очень боялась, что ее не возьмут на работу. И в 2001 году вместе со своей ...
30 марта 2021
0
«Я вдруг понял, что достаточно протянуть руку, открыть мешок — и на меня посыплется золото» Владимир Янушкевич, джинсовый ...
8 апреля 2020