0

Что такое личный бренд и как он помогает в карьере предпринимателя

user-pic
Ближе к делу

Команда информационно-обучающего портала

В этой статье
Из чего состоит личный брендЧем отличается личный бренд предпринимателяЗачем предпринимателю собственный брендКому нужна персональная маркаКак создать личный брендЗаключение

Опубликовано: 29.10.2024

Персональный бренд может стать полезным инструментом для предпринимателя. Он помогает создать репутацию высококлассного специалиста в своём деле, чем повышает доверие к компании. Но всем ли нужен личный бренд? Рассказываем, какому бизнесу он пригодится, и как его создать.

Личный бренд (англ. personal brand) — узнаваемый образ человека, основанный на его репутации, ценностях, навыках и достижениях.

Собственная марка — не просто стиль ведения аккаунтов в социальных сетях или внешний образ. Это целостная стратегия самопозиционирования, направленная на формирование уникального имиджа и повышение узнаваемости среди целевой аудитории.

Как сказал основатель Amazon Джефф Безос, «это то, что о вас говорят, когда вас нет в комнате».

Из чего состоит личный бренд 

  • внешний образ

Сюда относится не только стиль одежды и причёска, но и общий визуальный стиль (логотипы, марки, цветовая гамма), который ассоциируется с человеком.

  • стиль общения

Манера речи, тон и язык коммуникаций — в социальных сетях, на публичных мероприятиях и даже в обычной жизни. Сюда же можно отнести умение прислушиваться к собеседникам и подписчикам, адаптировать свой тон под разные ситуации.

  • репутация

Общее впечатление, которое складывается у людей о публичной личности на основе его поведения, позиции и высказываний. Важнее всего репутация среди целевой аудитории, но и мнение широкой общественности играет свою роль. 

  • миссия и ценности

Каких взглядов придерживается предприниматель? Какие цели преследует в своей деятельности? Что транслирует обществу? На этой основе люди будут составлять мнение о человеке, ожидаемо отдавая предпочтение тому, чьи убеждения схожи с их собственными.

  • контент

Статьи, видео, подкасты и другие материалы, которые бизнесмен создаёт для привлечения клиентов и продвижения своего бренда. Качественная и полезная информация создаст образ эксперта в своей нише.

  • участие в PR-мероприятиях

Также как организации полезно присутствие на выставках или конференциях, его владельцу поможет в продвижении персональной марки выступление на семинарах, мастер-классах и в других событиях.

  • коллаборации

Партнёрские проекты, мероприятия и другие формы сотрудничества с разными предприятиями способны расширить аудиторию и укрепить позиции на рынке. Совместная работа с экспертом может повысить репутацию, союз с конкурентом — привлечь внимание постоянных клиентов.

Чем отличается личный бренд предпринимателя

Персональный бренд не только формирует имидж человека, но и продвигает его дело. Бизнесмен должен вызывать доверие не только лично к себе, но и к компании, которую представляет. 

Покажем другие отличия собственной марки предпринимателя от образа организации и личного бренда вообще (например, маркетолога, дизайнера или IT-разработчика):

Бренд компанииПерсональный брендБренд бизнесмена
Цель: привлечение клиентов, повышение узнаваемости, рост продажЦель: собственная популярность, продвижение в карьере, развитие социальных сетейЦель: создание репутации профессионала, привлечение клиентов и партнёров к своему делу, рост продаж, развитие бизнеса
Имеет чёткую структуру и иерархию, основан на корпоративных ценностяхМожет быть, более гибким и адаптивным, зависит от личности владельцаЧасто связан с определённой нишей или отраслью, может включать элементы стиля организации
Каналы: реклама, PR, социальные сети, контент-маркетинг, партнёрские программыКаналы: социальные сети, блоги, видеохостинги, подкасты, публичные выступленияКаналы: социальные сети, блоги, видеохостинги, подкасты, публичные выступления и корпоративные коммуникации
Формальный, профессиональный стиль, соответствующий PR-стратегии Стиль варьируется от неформального до формального в зависимости от целей и аудиторииТон общения обычно более неформальный и личный, с акцентом на экспертность и опыт
Адаптация к переменам требует тщательного планирования и времениБыстро подстраивается под новые тенденции рынка и потребности клиентовГибкая адаптация к изменениям в отрасли и запросам клиентов
Фокус на продукте и/или компанииФокус на личности и её достиженияхФокус на предпринимательских навыках и опыте

Зачем предпринимателю собственный бренд

Бизнесмен создаёт персональный образ не для саморекламы, а для продвижения своего дела. Поэтому цели, которые стоят перед собственной маркой предпринимателя, ориентированы на успех его компании:

  • рост узнаваемости 

Чем чаще люди будут слышать о вас, тем чаще станут интересоваться, чем вы занимаетесь. Узнавая о вас, потребители познакомятся и с вашим делом, что повысит его популярность.

  • привлечение целевой аудитории

Предприниматель может быть популярен в обществе своих потенциальных клиентов, например, предлагая им полезный или интересный контент. Со временем интерес к автору «перекинется» и на его компанию.

  • создание позитивного имиджа

Положительный образ предпринимателя как профессионала, честного человека и грамотного управленца повысит репутацию его фирмы.

  • улучшение коммуникации с клиентами

Бизнесмен становится более узнаваемым и доступным. Потребитель будет чувствовать, что в случае патовой ситуации сможет с помощью социальных сетей обратиться напрямую к руководству. Это повысит доверие к организации, но к таким обращениям нужно быть готовым.

Согласно исследованию, 82% человек выберут продукцию компании, руководитель которой активен в соцсетях. 77% отдадут предпочтение организации, чьи аккаунты успешно ведёт именно собственник.

  • развитие комьюнити

Продвигая собственную марку, предприниматель формирует вокруг себя лояльное сообщество. Такие преданные потребители будут сами передавать информацию о бизнесе и будут активны в социальных сетях.

Кому нужна персональная марка

Личный бренд — это не универсальный инструмент. В одних случаях собственная марка предпринимателя станет основой для долгосрочного развития фирмы, помогая установить прочные связи с аудиторией, партнёрами и сотрудниками. В других ситуациях акцент на личности владельца может быть неуместным или попросту ненужным.

Персональный бренд будет полезен в таких ситуациях:

  • когда собственник является экспертом в своей области

Если предприниматель обладает глубокими знаниями в своей сфере, он может делиться опытом с целевой аудиторией. Это повысит доверие и лояльность клиентов к компании. 

Высокую квалификацию владельца высоко оценят в сферах, где важен профессионализм. Например, в консалтинге, образовании, маркетинге или спорте.

  • при высокой конкуренции в нише

В условиях рыночной борьбы персональный бренд поможет отстроиться от конкурентов. Владелец организации может транслировать, чем его проекты отличаются от аналогичных, привлекая внимание потенциальных клиентов.

Там, где важна индивидуальность, нужно её подчёркивать. Это относится к сегментам бьюти-индустрии, моды, искусства, культуры или ресторанному бизнесу. 

  • при работе с крупными партнёрами

Сильный образ предпринимателя способен создать впечатление надёжности и профессионализма его компании в деловых кругах и привлечь серьёзных заказчиков, инвесторов или контрагентов. 

  • при выходе на новые рынки

Для установления контакта с новой аудиторией можно использовать личный бренд. Его легче адаптировать под особенности нового рынка, чем всю имиджевую стратегию предприятия.

  • для управления рисками

В случае возникновения кризисных ситуаций или негативных отзывов сильный образ владельца поможет восстановить репутацию организации. Бизнесмен использует свой авторитет и влияние для решения проблем и восстановления доверия.

  • для долгосрочного развития

Успешный персональный бренд помогает установить прочные связи с аудиторией, партнёрами и сотрудниками, что способствует устойчивому росту и успеху бизнеса.

При всём перечисленном есть целые сферы, где может не пригодиться собственная марка предпринимателя. Например, производство, оптовая логистика, транспорт, строительство, энергетика, сельское хозяйство, государственные и муниципальные предприятия. В этих отраслях основное внимание уделяется качеству продукции, эффективности услуг, соблюдению сроков и стандартов. Однако всё зависит от целей и ресурсов брендинга.

Когда ещё бизнесу может быть не нужен проработанный образ его владельца:

  • в начале развития компании

На начальном этапе основное внимание следует уделить созданию продукта и формированию клиентской базы. Разработка личного бренда отнимет время и ресурсы от главных задач.

  • если бизнес основан на команде

В некоторых случаях успех зависит не от одного человека, а от команды профессионалов. Тогда акцент на собственнике будет неуместным, так как он не отражает ценности и компетенции всего коллектива. Например, это может быть актуально для IT-специалистов или дизайнеров. 

  • при отсутствии интереса к публичности

Если предприниматель предпочитает не привлекать внимание к своей персоне, то создание персонального бренда будет противоречить его ценностям и желаниям. В таком случае лучше сосредоточиться на развитии образа организации.

  • в сфере B2B

В бизнесе, ориентированном на корпоративных клиентов (B2B), образ владельца не будет иметь такого большого значения, как в других сферах. Здесь важнее репутация предприятия, качество продукта и профессионализм команды.

  • при наличии сильного бренда компании

Если фирма уже имеет сильное имя на рынке, дополнительный акцент на личности владельца может оказаться излишним. В такой ситуации лучше поддерживать и развивать корпоративный имидж.

Необходимость личного брендинга зависит от специфики предприятия и его целевой аудитории. Полезно будет чётко сформулировать цели организации и тщательно выбирать инструменты для их достижения.

Как создать личный бренд

Создание собственной марки для продвижения бизнеса потребует времени, усилий и ресурсов. Важно тщательно спланировать разработку образа, ведь по нему будут судить о вашей компании. Можно ориентироваться на такой алгоритм:

1. Определите цели и аудиторию

Какую цель организации решит бренд его владельца? На кого он будет направлен? Вы должны чётко представлять себе портрет вашего клиента и собственные задачи, чтобы оперативно адаптироваться под ситуацию на рынке.

2. Определите направление контента

Что вы будете рассказывать людям? Если вы — специалист в своей области, поделитесь профессиональными тонкостями или обучите своему ремеслу в видеоуроках. Можно рассказывать о ведении бизнеса или неординарно рассказывать о рабочих буднях. 

Изучите, как продвигают свои личные бренды конкуренты, проанализируйте свои таланты. Заранее выберите каналы коммуникации и разработайте контент-стратегию.

3. Разработайте имидж

Продумайте узнаваемый образ, который будет ассоциироваться с вами и вашим делом. Учтите все составляющие: внешний вид, стиль общения и ценности, которые вы будете транслировать обществу. Результат должен соответствовать вашим позициям и ценностям. Не стоит забывать об уместности и созвучности целевой аудитории: автомобильные советы мастер может давать в рабочей робе, а для маркетинга или консалтинга лучше подойдёт костюм.

К имиджу относится и стиль контента и коммуникаций с клиентами и подписчиками. Владельцы крупных компаний чаще используют деловой подход, представители нишевого и «молодёжного» бизнеса могут придерживаться неформальной или даже провокационной манеры общения.

4. Создавайте и продвигайте контент

Регулярно выкладывайте качественные и актуальные материалы, которые будут интересны потенциальным клиентам вашей компании. Это укрепит ваши позиции в поисковых системах и социальных сетях. Используйте различные методы продвижения, чтобы привлечь больше аудитории.

Как развивать личный бренд:

  • активно использовать социальные сети;
  • вести блог;
  • публиковать статьи в тематических изданиях;
  • выступать на конференциях, семинарах и других мероприятиях;
  • проводить мастер-классы, вебинары и онлайн-курсы;
  • участвовать в подкастах и интервью;
  • сотрудничать с другими компаниями и инфлюенсерами;
  • использовать сторителлинг;
  • работать над имиджем и стилем.

5. Взаимодействуйте с аудиторией

Отвечайте на комментарии и вопросы, проводите опросы и конкурсы, участвуйте в обсуждениях. Это поможет установить более тесные связи с потенциальными клиентами, лучше понимать их потребности и ожидания. 

6. Анализируйте результаты и адаптируйтесь

Отслеживайте ключевые показатели маркетинговой аналитики. Какой тип контента привлекает больше всего внимания? Какие методы продвижения наиболее эффективны? Постоянно оптимизируйте свою стратегию. 

Заключение

Правильно сформированный образ может помочь предпринимателю в развитии собственной фирмы. Хорошо проработанный персональный бренд:

  • учитывает визуальную, коммуникативную и ценностную составляющую образа;
  • определяет стиль общения, в том числе в социальных сетях;
  • использует интересный и актуальный контент;
  • неразрывно связан с бизнесом и привлекает к нему аудиторию;
  • постоянно развивается и адаптируется.

Смотрите также вебинар «Личный бренд предпринимателя: с чего начать» от команды ВТБ «Ближе к делу».

#Маркетинг

Читайте также

0

Как мотивировать клиентов оставлять отзывы: 10 идей

Наличие положительных отзывов повышает конверсию в продажу — это бесспорный факт. По результатам последнего опроса покупателей ...

13 апреля 2023

0

Как составить стратегию продвижения бизнеса — пошаговая инструкция

Стратегия продвижения нужна для того, чтобы понять, что, кому и где предлагать. Без плана компания рискует потерять вложения, ...

19 июля 2023

0

5 приемов нейромаркетинга

Нейромаркетинг — это подход, изучающий влияние на поведение покупателя знаний из области психологии и нейрофизиологии. Человек ...

26 июня 2020

0

Как разрабатывать контент-стратегию

Контент-маркетинг — важный инструмент в развитии бренда. Вы показываете компанию клиентам, демонстрируете преимущества и ...

26 января 2024