Российские сертификаты безопасности

Переходите на российские сертификаты безопасности

Переходите на российские сертификаты безопасности для стабильного доступа к сайтам и сервисам ВТБ

Подробнее

0

Публичные выступления в бизнесе: как звучать уверенно и научиться выступать

user-pic
Артем Ступак

Сооснователь и коммерческий директор компании «АйдоЛаб», победитель второго сезона конкурса «Лига Лекторов» Российского общества «Знание»

В этой статье
Особенность ораторского мастерства предпринимателяОраторские задачи предпринимателяНавыки ораторского мастерства предпринимателяИ в заключение…

Опубликовано: 15.12.2022

В статье описаны особенности ораторского мастерства предпринимателя, какие задачи стоят перед ним в публичных выступлениях, и какие навыки для этого необходимо развить.

Особенность ораторского мастерства предпринимателя

В конкурентном мире бизнеса сложно переоценить важность и влияние личного бренда основателя компании на ее узнаваемость и доверие клиентов. И одна из составляющих частей личного бренда — умение выступать публично, ораторское мастерство. Навык красиво говорить и убеждать имеет особое значение для индивидуального предпринимателя и руководителя малого бизнеса, где собственник непосредственно занят в ключевых процессах компании: продажи, стратегические переговоры и управление командой. 

При этом у предпринимателя нет столько времени, чтобы постоянно заниматься речью, как актерам театра и кино, телеведущим, журналистам, профессиональным конферансье. Для бизнесмена навыки публичной речи, безусловно, необходимы, но не являются основными, как для профессиональных спикеров, которые этим мастерством зарабатывают деньги. 

В публичном выступлении всегда сложно прийти к однозначному выводу, кто хороший оратор, а кто нет. Потому что оценка публикой спикера субъективна и сложно поддается рациональным критериям восприятия. Кому-то выступающий понравился, а кто-то вообще не понял, о чем хотел сказать спикер. Стоит помнить о том, что существуют совершенно разные ораторские задачи, а вследствие чего и навыки для их выполнения. Например, задача ведущего новостей — прочитать текст по суфлеру так, чтобы у зрителя сложилось впечатление, что он говорит именно с ним, и максимально искренне. А значит, навыки телеведущего следующие: умение работать с суфлером и держать взгляд по центру экрана, чтобы не бегали глаза, а также хорошо поставленная речь, голос и дикция, правильное дыхание, умение импровизировать и отсутствие боязни камеры. Но не все перечисленные ораторские навыки так же важны предпринимателю. 

Ораторские задачи предпринимателя

Так какие же ораторские задачи стоят перед предпринимателем и какие навыки необходимы для их выполнения? Как правило, предприниматели выступают на:

  1. Тематических форумах, конференциях или семинарах. Где есть возможность рассказать о своей компании и продукте, показать уровень профессионализма и авторитет организации на большую аудиторию — от 20 и более человек.
  2. Личных продажах ключевым клиентам. На небольшую аудиторию — 3-7 человек. Где важно максимально уверенно, расставляя правильно акценты, продать себя как лидера, компанию как организацию, свой продукт как лучший на рынке и закрыть сделку.
  3. Корпоративных мероприятиях с командой. Во время мотивации персонала, где предпринимателю необходимо применить искусство красноречия и влияния. Чтобы вселить уверенность, веру в успех, зарядить позитивными эмоциями свой коллектив.

Из этого следует, что ораторские задачи предпринимателя следующие: убедить, продать, замотивировать. И даже если бизнес-оратор не обладает идеальной речью, дикцией, звучанием, поставленным голосом, но смог достичь нужных целей, то можно считать такого спикера профессионалом. Оценка качества публичного выступления всегда идёт по результату: достиг цели или нет, а не громкости зрительских оваций и другим субъективным критериям. 

Навыки ораторского мастерства предпринимателя

  1. Техники и приемы структурирования выступления

Использовать при подготовке закон композиции публичной речи. Знать, как начать и закончить свое выступление, чтобы привлечь внимание в начале, раскрыть ключевую мысль в кульминации и провести эффектное завершение в конце. На чём сделать акцент, а что можно опустить и вообще не упоминать. Как говорил Софокл:  “Много говорить и много сказать — не одно и то же”.

  1. Работа с аудиторией

Использовать во время выступления приемы привлечения и удержания внимания. Вовлекать аудиторию в диалог. Только через взаимодействие со слушателями можно повлиять на их мнение, взгляды и убеждения. Задавать вопросы в зал, просить дать обратную связь (отреагировать на Ваше выступление). Часто используют прием с просьбой поднять руку, если согласны с какой-то мыслью, идеей спикера.

  1. Понимание аудитории. Основы психологии

Все люди разные. И мы все по-своему воспринимаем информацию, расставляем для себя приоритеты в услышанном, оцениваем по своим субъективным критериям спикера. Для подготовки выступления хорошо подойдет знание типологии поведения людей DISC, которая объясняет, что и как нужно говорить, транслировать оратору, чтобы максимально точно попасть в бессознательные ожидания всех типов поведения людей.

  1. Управлять состоянием аудитории

Навыки эмоционального интеллекта необходимы и применимы не только в рамках своей личной эффективности, управления командой и умения поддерживать долгосрочные отношения. В процессе публичного выступления важно уметь в моменте считывать по невербальным, паравербальным и вербальным сигналам, какое эмоциональное состояние у аудитории. И какие эмоции спикеру необходимо вызвать у слушателей, чтобы оказать максимальное воздействие и выполнить поставленные задачи.

  1. Харизматическое влияние

Бытует мнение, что харизма — нечто неизмеримое. Что либо харизма у человека есть, либо её нет. Либо спикер вызывает к себе неосознанную симпатию публики, либо отторгает от себя. На самом деле есть минимальный набор приемов, которые изначально помогают оратору заработать кредит доверия аудитории. Например, социальные маркеры: как выглядит и одет предприниматель, насколько конгруэнтен его образ (что говорит и как выглядит), легко ли найти про него и его компанию информацию в сети, есть ли упоминания в СМИ. Всё это усиливает доверие аудитории в первые минуты выступления. 

И в заключение…

Во-первых, для того чтобы предпринимателю начать хорошо и уверенно выступать, необходимо освоить минимальный набор навыков, описанных выше. Во-вторых, дополнительные занятия речью, дикцией, голосом, постановкой правильного дыхания будут нелишними, но это должны быть не разовые занятия, а системная и последовательная работа над собой. И в-третьих, помнить о главном — о цели выступления! Если Вы её достигли, будучи неидеальным оратором, то всё остальное не имеет значения. Ведь для предпринимателя главное — результат, а не идеальный, но бессмысленный процесс выступления.

#публичноевыступление#ораторскоемастерство

Читайте также

0

Тренды в деловом стиле «Осень-зима 2022-2023 года» для женщин

В статье перечислены модные тренды текущего сезона, которые можно использовать в деловом стиле.  Зачем следить за ...

20 декабря 2022

0

Методики повышения личной эффективности: GTD и ZTD

Мы подобрали две системы продуктивности, которые помогут вам прокачать навык быстрого и эффективного решения задач. Выбирайте ...

19 февраля 2021

0

Уроки лидерства от исследователя Антарктики — история выживания Эрнеста Шеклтона и его команды

Представьте, что Вы застряли на 19 месяцев среди бескрайних льдов. Никаких смартфонов, современных навигаторов и средств связи с ...

29 августа 2023

0

Подборка книг по бизнес-этикету

Стремитесь ли вы к успешной карьере или ищете бизнес партнеров и клиентов, навыки делового общения являются инструментом, ...

18 сентября 2020