
Опубликовано: 24.04.2024
Расскажем, что такое комьюнити и зачем оно бизнесу. Поговорим о том, какие бывают комьюнити и как создать своё.
Что такое комьюнити и зачем оно бизнесу
Комьюнити — группа людей с общими интересами и ценностями. Здесь можно пообщаться на общие темы и задать вопрос напрямую компании.
Для участников комьюнити — группа единомышленников, в которой мнение каждого важно. Для бизнеса — надёжный источник информации, где всегда можно получить честный фидбек о продукте и узнать реальное мнение аудитории.
Есть несколько причин, по которым бизнес создаёт комьюнити:
Получать обратную связь от аудитории. Как правило, в комьюнити царит непринуждённая обстановка. Высказаться здесь проще, чем написать в книгу жалоб или поделиться впечатлениями под постом.
В сообществе можно создавать опросы и быстро получать обратную связь от аудитории. Удобно отслеживать жалобы и пожелания к товарам и услугам компании.
Привлекать клиентов. Когда человек принадлежит какому-то сообществу, он неосознанно начинает ему доверять: читает и лайкает посты, пишет комментарии и участвует в опросах.
Так развивается лояльность к компании и продукту. Человек начинает понимать, что ребята делают классные вещи, и хочет ближе познакомиться с продуктом.
Нанимать сотрудников. В комьюнити на Ваше предложение откликнутся те, кому уже интересно, что Вы делаете. Они следили за Вами в сообществе, знают, что и как Вы делаете.
Это полезно и бизнесу: найти сотрудника, который разделяет ценности компании и мотивирован работать над общим делом, очень ценно.
Если использовать комьюнити правильно, оно станет незаменимым инструментом в коммуникациях с покупателями. Здесь можно оперативно реагировать на уже существующие запросы целевой аудитории и поднимать важные вопросы.
Какие бывают комьюнити
Онлайн. Когда компания создаёт группу для единомышленников в соцсетях и мессенджерах. Аудитория может переписываться или созвониться по видео.
Офлайн. Когда участники сообщества организовывают совместные мероприятия: катаются на велосипедах, ходят в кафе и вместе путешествуют.
Например, известный производитель мотоциклов устраивает для своих клиентов мотопробеги в разных уголках мира.

Как построить сильное комьюнити
Найти целевую аудиторию. Подумайте, кто может стать участником Вашего комьюнити. Кто будет читать посты и репостить записи на свою страницу.
Сформулируйте запрос, с которым аудитория вступила в сообщество. Поставьте себя на место участника и подумайте, зачем бы Вы вступали в комьюнити.
Выбрать платформу для работы. Создать сообщество можно на разных площадках: Одноклассники, Вконтакте, Telegram. Рекомендуем размещаться на нескольких платформах сразу, чтобы охватить разную аудиторию.
✅ Нанять модератора. Для управления сообществом нужен модератор — человек, который будет публиковать посты, отвечать на комментарии аудитории и следить, чтобы все общались по правилам сообщества. Нельзя пускать эти задачи на самотёк — аудитория быстро потеряет интерес и покинет сообщество.
✅ Прописать правила общения. Исключите всё, что может помешать приятному и конструктивному диалогу. Все табу пропишите в регламенте сообщества — своде правил, которому участники сообщества обязаны будут следовать.
Если кто-то в группе намеренно нарушает правила сообщества, поговорите с ним. Если человек не идёт на контакт и продолжает портить обстановку, исключите его из группы.
✅ Составить план публикаций. Составьте расписание публикаций, которого Вы сможете придерживаться. По возможности публикуйте посты и проводите активности хотя бы раз в неделю — так Вы будете периодически мелькать в ленте, и аудитория о Вас не забудет.
✅ Следить за ростом проекта. Сообщество должно приносить пользу бизнесу, положительно влиять на продажи. Отслеживайте, сколько новых клиентов пришло из сообщества, кто чаще всего покупает товары. Если продажи не идут — разговаривайте с аудиторией и корректируйте стратегию.
Как оценить эффективность комьюнити
Создание комьюнити — это работа в долгосрок. Не нужно ждать от него моментальных результатов. Если пустить всё на самотёк, комьюнити не даст желаемых результатов и быстро распадётся. Можно потерять лояльность аудитории и потенциальных клиентов.
Чтобы комьюнити всегда было активным и приносило пользу бизнесу, нужно правильно организовать его работу.
Универсальных метрик для измерения эффективности комьюнити не существует. К каждому сообществу нужно подходить индивидуально. Отталкиваться стоит от целей, которые Вы поставили перед запуском проекта.
Если Вы хотели, чтобы компания стала узнаваемой, проанализируйте количество участников комьюнити и их активность. Если планировали увеличить продажи, сравните количество продаж до создания комьюнити и после.
На что еще можно обратить внимание:
Как долго участник состоит в группе. Если человек вступает в группу и уже через неделю отписывается, подумайте, с чем это может быть связано. Спросите у аудитории, как они оценивают работу комьюнити, чего бы им хотелось видеть больше, что не вызывает интерес.
Соотношение просмотров и комментариев. Сравните количество просмотров постов и общее число участников сообщества. Нужно стремиться к тому, чтобы показатель был больше 10 %. Если процент ниже, скорее всего, аудитория не интересуется Вашими публикациями.
Примеры комьюнити
Pampers. Компания организовала комьюнити для молодых мам. Активно отвечает на вопросы и делится полезными советами с аудиторией.

Pampers проводит конкурсы и рассказывает, как правильно пользоваться продуктами компании на вебинарах.
Lego Ideas. Производитель конструкторов создал сообщество, в котором участники могут внести вклад в разработку нового продукта.

Lego проводит конкурсы на лучшую сборку тематических конструкторов. Победители получают конструкторы и другие подарки от компании.
Коротко
- Комьюнити — группа людей с общими интересами и ценностями, где каждый участник имеет возможность высказать своё мнение.
- Для бизнеса комьюнити — это ценный источник обратной связи, который помогает получить честный отклик аудитории на продукт и создать лояльность к бренду.
- Также создание комьюнити позволяет привлекать потенциальных клиентов, находить подходящих сотрудников и эффективно взаимодействовать с целевой аудиторией.
- Для успешного построения сильного комьюнити необходимо чётко определить целевую аудиторию, выбрать подходящую платформу, нанять модератора, разработать правила общения и следить за ростом проекта.
- Оценка эффективности комьюнити требует индивидуального подхода и анализа целей, учитывая такие показатели, как активность участников, продажи и уровень удовлетворённости аудитории.