Опубликовано: 17.01.2024
Может быть много причин, почему человек решает обратиться к Вам или к Вашим конкурентам. Как Вам понять их и увеличить продажи? Можно использовать метод Jobs to be done (JTBD). Разбираемся в этой статье, что это такое и как использовать JTBD для развития бизнеса.
Jobs to be done — это
Jobs to be Done (JTBD) дословно переводится с английского как «работа, которая должна быть выполнена». Это подход к пониманию потребностей и мотивации потребителей, основанный на идее, что люди «нанимают» продукты или услуги, чтобы с их помощью закрыть свои потребности.
Кому будет полезен подход JTBD
Всем. Концепцию Jobs to be done можно использовать в любой сфере бизнеса: продажи, строительство, маркетинг, видеопроизводство.
Если Вы занимаетесь разработкой продуктов или хотите построить бизнес, который будет успешен в течение долгих лет, Вам нужно учиться мыслить в категориях «работ», которые Вы можете помочь выполнить человеку.
Ведь чаще всего клиенту нужно не просто здоровое питание, но также красивое и сильное тело. И когда Вы понимаете эту ключевую «работу», Вы лучше продвигаете своё предложение.
Подход JTBD помогает:
- правильно определить Ваших конкурентов;
- понять мотивацию пользователей;
- показывать преимущества Вашего товара.
Пример
Представьте себе самого обычного человека по имени Александр. Ему 30 лет, у него жена и двое детей. Он весёлый, добрый и хозяйственный. Любит свою работу и занимается спортом. Раз в месяц он ходит в бар с друзьями.
Пару минут назад наш герой оформил подписку на облачный сервис. Что из перечисленного повлияло на его решение? Ни-че-го.
Александр купил подписку, потому что ему нужно было отправить файл коллеге. «Отправить файл» — это и есть Jobs to be done. Получается, «работы» — это задачи, которые необходимо сделать человеку. А Ваш товар или услуга помогает решить этот вопрос.
Причём такие задачи возникают постоянно:
- приготовить завтрак;
- отвезти ребёнка в школу;
- рассказать о своей поездке на Мальдивы;
- добраться до работы и т.д.
Когда человек начинает пользоваться продуктом, он «нанимает» его, чтобы тот помог выполнить конкретную «работу». Человек решает, пользоваться ли этим продуктом дальше, в зависимости от того, насколько успешно тот ему помог.
Как определить Ваших конкурентов с помощью JTBD
Когда Вы начинаете изучать Ваш продукт с точки зрения «работ», то оказывается, что у Вас есть множество конкурентов, о которых Вы даже не задумывались. Есть три типа конкуренции:
- Прямая конкуренция — продукты выполняют одну и ту же функцию одинаковыми способами. Например, два различных салона красоты.
- Вторичная конкуренция — одна и та же работа, но разные способы. Например, задачу удивить девушку можно выполнить, обратившись в цветочный магазин или в компанию по организации свиданий на крыше.
- Непрямая конкуренция — продукты выполняют разную, чаще всего противоположную работу. Например, Петя любит бургеры, но в то же время хочет быть спортивным. Рестораны быстрого питания и тренажёрные залы решают разные проблемы, но борются за одну аудиторию.
И теперь Вы можете проанализировать своих конкурентов с точки зрения, выполняете ли Вы с ними одинаковую работу или разную. Вы можете провести анализ конкурентов самостоятельно или обратиться за помощью к специалистам. Например, воспользоваться сервисом для предпринимателей от ВТБ «Маркетинговые исследования». Актуальные отчёты включают в себя общий обзор отрасли, подробный анализ всех ведущих игроков рынка — профили компаний, данные по ценообразованию, товарооборотам, прогноз развития и т.п.
Также с помощью JTBD Вы можете отстроиться от конкурентов. Разберитесь, какие задачи Ваш продукт лучше всего решает по сравнению с конкурентами. Определите, какие особенности Вашего продукта или услуги делают его наиболее привлекательным для потребителей, что эффективно решает их задачи. Уникальные преимущества могут быть связаны с:
- функциональностью;
- удобством использования;
- качеством;
- ценой;
- или другими факторами.
О других способах Вы можете узнать в нашей статье «Как отстроиться от конкурентов»
Как понять мотивацию Ваших пользователей
Когда Вы исследуете работу, для которой клиент нанимает Ваш продукт, Вы стремитесь понять, в какой момент у человека появилась мысль о покупке.
Существует предположение, что на клиента действуют четыре силы:
- Недовольство текущей ситуацией.
- Притягательность нового решения.
- Тревога, что что-то может пойти не так.
- Привязанность к тому, что есть.
Выяснить эти факторы можно из интервью с Вашим клиентом или из небольшого маркетингового исследования.
Вопросы для интервью с покупателем:
- Каким продуктом Вы пользовались раньше? Откуда узнали о нём?
- Опишите по шагам, что происходило, когда Вы пользовались продуктом?
- Когда задумались о поиске нового продукта?
- Как Вы узнали про новый продукт?
- Как долго принимали решение о переходе?
Как расставлять приоритеты в JTBD
Опишем один из методов расстановки приоритетов задач JTBD. Вам необходимо составить список работ JTBD и присвоить каждому пункту следующие значения:
- Насколько важна сама «работа» (по оценке от 1 до 10).
- Насколько пользователи довольны текущим решением (по оценке от 1 до 10).
Для этого можно создать в Exel или в Google Таблицах следующую таблицу:
Важность работы (ось X) | Удовлетворённость пользователей (ось Y) |
5 | 6 |
8 | 10 |
и т. д. | и т. д. |
Далее необходимо выделить весь диапазон ячеек и создать точечную диаграмму. У Вас должен получиться такой график:
Как работать с графиком:
- Недообслуженные и переобслуженные открывают возможности для инновационных продуктов.
- А оптимальное соотношение — территория, где клиент уже готов приобретать товары для выполнения конкретных задач.
Вывод
Jobs to be done — полезная модель, которая поможет не потеряться в данных и понять, чего действительно хотят люди. Не фокусируйтесь на своём продукте или на решении — фокусируйтесь на «работах» (проблемах пользователя) и помогайте пользователю переводить их из статуса «надо сделать» (to be done) в «сделано» (done), делая его жизнь немного проще и комфортнее.