0

Аутсорсинг: что это такое, каким компаниям подходит и как его организовать

user-pic
Ближе к делу

Команда информационно-обучающего портала

В этой статье
Как работает аутсорсинг, и кому он нуженПлюсы и минусы аутсорсингаФормы аутсорсингаКак организовать аутсорсинг в компанииКоротко

Опубликовано: 15.08.2025

Если в компании собственные специалисты загружены работой, а расширять штат невыгодно, часть задач можно передать сторонним исполнителям — это называется аутсорсинг. В статье расскажем, как он работает, кому подходит и чем отличается от фриланса.

Как работает аутсорсинг, и кому он нужен

Предприниматель передает задачу внешнему исполнителю по договору и не нанимает сотрудника в штат. При этом заказчик: 

  • оплачивает только услугу — не платит за сотрудника налоги;
  • не выплачивает отпускные и больничные;
  • не покупает дополнительное оборудование.

А подрядчик:

  • берет на себя работу — например, ведет бухгалтерию, доставляет заказы, отвечает на звонки клиентов;
  • обеспечивает работников необходимой техникой и программами для работы;
  • платит за сотрудников налоги и взносы.

Чаще всего аутсорсинг используют, когда:

Приходится часто искать и обучать новых сотрудников. Например, турагентству во время высокого сезона нужно больше сотрудников, чем обычно. Но у компании нет времени на длительный поиск и обучение. В таком случае можно обратиться к сторонним специалистам и найти опытных работников на сезон.

У сотрудника небольшой объем работы. Если задач мало, искать сотрудника в штат, покупать для него оборудование и специальные программы может быть невыгодно. Например, небольшой компании проще передать бухгалтерию сторонним специалистам — не нужно будет выделять место в офисе и покупать программу для бухучета.

В команде нет нужных специалистов. Допустим, компания хочет сделать сайт, регулярно пополнять его текстами и обслуживать. Для этого нужны будут разные исполнители: дизайнер, веб-разработчик, контент-менеджер. Если это сайт с небольшим количеством страниц, а контента не так много, в штат невыгодно нанимать столько специалистов с разными навыками. Эту задачу можно передать веб-студии. 

Хочется сэкономить на постоянных расходах. Аренда офиса, техника, налоги и взносы — все это дополнительные затраты для бизнеса. При аутсорсинге вы платите только за услугу — например, вся маркетинговая команда из внешней компании может работать удаленно.

Нужно быстро масштабироваться. Например, вы открыли новые торговые точки и хотите нанять много работников. Вместо того чтобы собирать штат HR-специалистов, можно найти подрядчиков, которые возьмут задачи по найму на себя.

Кому подходит аутсорсинг

Малому бизнесу. Помогает запустить бизнес без большого бюджета. Не нужно нанимать бухгалтеров, юристов и IT-специалистов — все можно передать сторонним компаниям. Например, владелец цветочного магазина может работать в нем самостоятельно, а задачи по рекламе и документообороту отдать подрядчикам.

Среднему бизнесу. Если бизнес выходит на новые рынки или запускает дополнительные направления, аутсорсинг позволяет быстро подключать нужные функции. Например, временно передать маркетинг внешнему агентству, пока не сформирован собственный отдел.

Крупному бизнесу. Помогает сократить издержки и повысить эффективность. Например, компания может передать производство комплектующих стороннему заводу, чтобы снизить затраты на оборудование и персонал.

Отличие аутсорсинга от фриланса

Аутсорсер — это организация или ИП. Обычно заменяет нужного сотрудника целиком и несет полную ответственность по договору. В большинстве случаев это команда со своими ресурсами и системой контроля работы.

Фрилансер — это физлицо, обычно работает как самозанятый. Часто выполняет разовые задачи, например, пишет статьи или делает логотипы. Собрали главные отличия в таблицу.

КритерийАутсорсингФриланс
СтатусИП или ОООФизическое лицо или самозанятый
Объем работыПостоянные задачиРазовые задачи
Контроль качестваКонтролировать работу может команда специалистов — например, по ключевым показателям (KPI) и внутренним правиламРаботает один, обычно оценку дает заказчик. Нет контроля качества со стороны команды.
ОтветственностьПолная, прописана в договореПолная, может быть менее подробно прописана в договоре
РискиНиже, так как все задачи прописаны в договореВыше, если в договоре не прописаны все детали
Если нужно каждый месяц пополнять сайт новыми текстами — надежнее найти агентство контент-маркетинга. А когда нужно один раз заполнить главную страницу для сайта — подойдет фрилансер.

Плюсы и минусы аутсорсинга

Среди преимуществ можно отметить:

Снижение рисков. Когда компания перекладывает задачи на опытного подрядчика, это снижает риски ошибок и штрафов. Особенно актуально в сложных сферах — например, бухгалтерии или разработке сайтов.

Фокус на ключевых задачах бизнеса. Подрядчик отвечает за качество работы и контролирует ее, а вы можете заниматься профильными задачами. Например, если вы отдаете логистику сторонней компании, то можно направить усилия на развитие продукта или поиск новых поставщиков.

Гибкость и масштабируемость. Легко увеличить или сократить объем работ в зависимости от потребностей бизнеса, при этом сотрудников не придется увольнять. Например, на время запуска сезонного проекта подключить команду маркетологов, а потом оставить только одного специалиста.

Но есть и минусы. Поэтому предпринимателю стоит:

  • Четко прописать задачи в договоре. Например, вы поручили компании писать тексты для сайта и соцсетей, но не уточнили, что иногда нужно будет составлять email-рассылки. Чтобы избежать недопонимания, все виды работ лучше перечислить заранее.
  • Улучшить договор, чтобы исключить утечку данных. Если вы передаете подрядчику доступ к личным кабинетам или финансовым документам, важно добавить в договор пункт о неразглашении данных.
  • Быть готовым к паузе в работе. На случай если подрядчик резко прекратит работу, лучше иметь запасной вариант или быть готовым взяться за задачи самому. Также можно прописать в договоре сроки передачи дел.

Формы аутсорсинга

В зависимости от целей и масштабов бизнеса бывает нескольких форм. Рассмотрим пять основных видов аутсорсинга:

Полный. Весь процесс работы передают внешнему подрядчику — например, бухгалтерию или техподдержку клиентов.

Частичный. Передают только часть задач. Например, IT-команда занимается разработкой продуктов, а обслуживанием и поддержкой сайтов — внешний подрядчик.

Совместный. Подрядчиков сразу несколько: например, одно агентство отвечает за рекламу, другое — за продвижение в поиске, а третье — за контент в соцсетях. В этом случае они партнеры — могут разделять выручку и вместе работать над развитием бизнеса.

Промежуточный. Передают часть рутинных задач подрядчику, когда нужно, чтобы внутренние специалисты временно сосредоточились на более важных проектах. Например, IT-отдел разрабатывает новые продукты, а техническую поддержку временно отдают на аутсорс.

Трансформационный. Предприниматель приглашает подрядчика, чтобы реорганизовать работу подразделений, выпустить новый продукт или придумать стратегию развития. Когда новый проект завершается, от его услуг отказываются.

Как организовать аутсорсинг в компании

Чтобы все работало эффективно, важно подойти к процессу системно. Вот основные шаги:

1. Определите, что хотите передать. Начните с задач, которые:

  • напрямую не связаны с основной деятельностью бизнеса — клининг, бухгалтерия, IT-поддержка;
  • требуют узконаправленных специалистов, которых нет в штате — маркетолог или дизайнер;
  • можно четко описать и легко оценить — с автором текстов вы можете заранее обговорить темы для текстов и дедлайны.

Пример

Компания продает товары онлайн, основные задачи — логистика и продажи. Бухгалтерию, настройку рекламы и сопровождение сайта можно отдать сторонней компании.

2. Найдите подходящего подрядчика. Ищите исполнителей с опытом в вашей сфере и понятной системой работы. Также оцените:

  • какие есть кейсы и отзывы;
  • понятная ли коммуникация: как представитель компании-подрядчика отвечает на вопросы, когда может быть на связи;
  • готова ли компания подписать подробный договор.

3. Заключите договор аутсорсинга. Чтобы избежать недопониманий, в нем нужно прописать:

  • объем работ — что именно делает подрядчик;
  • сроки и формат отчетности;
  • ответственность сторон, в том числе при ошибках;
  • меры по защите данных, чтобы подрядчик не передавал внутреннюю информацию о компании третьим лицам;
  • порядок расторжения и передачи дел.

4. Настройте процессы. Решите, как будет построено общение с подрядчиком:

  • кто в вашей команде будет отвечать за коммуникацию;
  • как вы будете согласовывать задачи и обсуждать результаты — на видеоконференциях или в мессенджере;
  • в каком формате будете получать отчеты и как часто.

Например, если вы передали компании соцсети, вы утверждаете контент-план раз в неделю и получаете отчет по вовлеченности пользователей каждый месяц.

5. Оцените результаты. Регулярно проверяйте, как подрядчик справляется с задачами, достигаются ли поставленные цели. Это поможет вовремя скорректировать работу. Что важно делать:

  • установить четкие метрики и показатели эффективности работы, чтобы проверять ее объективно;
  • определить, как часто проверять работу — каждые пару дней или раз в месяц;
  • анализировать данные — отчеты по продажам, количество обработанных заявок, отзывы клиентов.

Например, если вы отдали сторонней компании рекламу, проверяйте, приводит ли она новых клиентов на сайт, растет ли количество заявок или покупок продукта.

Коротко

  • Аутсорсинг — это когда предприниматель передает задачи стороннему исполнителю. Это помогает бизнесу сократить расходы, быстро масштабироваться, получить доступ к нужным специалистам и при этом дает возможность компании сосредоточиться на ее профильных функциях.
  • В отличие от фрилансера, аутсорсер — это ИП или компания, у которых есть большая команда и разные системы контроля работы. Они больше подходят для регулярных задач.
  • Существует несколько видов аутсорсинга: полный, частичный, совместный, промежуточный и трансформационный. Они охватывают разные задачи: от рутинных процессов бизнеса до реорганизации и стратегической поддержки.
  • Чтобы аутсорсинг работал эффективно, важно выбрать проверенного подрядчика, заключить подробный договор и регулярно контролировать качество выполнения работ.
#Договор ГПХ#Поиск подрядчика

Читайте также

0

Должностная инструкция работника: что это такое и как оформляется

Должностная инструкция нужна, чтобы сотрудники четко знали свои обязанности, а руководителям было проще распределять зоны ...

26 июня 2025

0

Самые интересные поставки в мобильном банке для бизнеса за 2024 год

В этой статье мы рассмотрим самые интересные и важные доработки в мобильном банке Бизнес Платформа ВТБ, которые были реализованы ...

27 декабря 2024

0

Мозговой штурм: как вовлечь сотрудников в поиск решений

Все больше компаний начинают использовать технику мозгового штурма для поиска решений. В этой статье мы разберем, что такое ...

25 мая 2023

0

3 главных правила для классного wellness-корпоратива

Лето — самое подходящее время для корпоративов и тимбилдингов на свежем воздухе. Такие мероприятия не только помогают ...

19 июля 2022