Опубликовано: 2.03.2023
Наверное, многие руководители хотели бы видеть среди своих сотрудников только тех, кто неизменно демонстрирует высокую продуктивность, у кого горят глаза, кто стремится «горы свернуть» и расти профессионально каждый день.
Но опыт показывает, что непрерывная гонка и завышенные требования рано или поздно ведут к профессиональному выгоранию даже самых мотивированных подчинённых.
Что такое выгорание
Выгорание — это своеобразный психологический синдром, который возникает как реакция на хронические стрессы на рабочем месте, с которыми сотруднику не удалось справиться. Это следствие постоянного перенапряжения, а также отсутствия карьерного развития и роста.
Термин был впервые использован ещё в 1974 году. А несколько лет назад (в 2019 году) синдром выгорания уже вошел в международную классификацию болезней ВОЗ.
Всемирная организация здравоохранения выделяет 3 главных признака профессионального выгорания: эмоциональное истощение и нехватка энергии, негативизм или цинизм по отношению к работе, снижение профессиональной эффективности.
Выгоревший сотрудник уже ничего не хочет и не видит, куда и зачем двигаться дальше.
Чаще всего с болезнью сталкиваются специалисты, чья сфера деятельности насыщена межличностными коммуникациями: консультанты, медики, руководители, страховые агенты, банковские служащие, медийщики и др.
Согласно одному из недавних опросов сервиса HeadHunter, 57% всех опрошенных считают, что если бы руководство вовремя обращало внимание на их проблемы, было готово обсуждать и решать их, то сложностей можно было бы избежать.
Первые признаки выгорания
Любому руководителю важно не пропустить первые тревожные сигналы, которые могут обозначать надвигающиеся проблемы.
Среди первых признаков выгорания:
- снижение мотивации;
- падение работоспособности и продуктивности;
- отстраненность от работы;
- повышенная раздражительность;
- ухудшение отношений с коллегами;
- постоянная забывчивость;
- безразличие даже к тем задачам и проектам, которые раньше вдохновляли.
Какие меры может предпринять руководитель для профилактики выгорания
Самый очевидный способ увидеть, что Ваш сотрудник близок к профессиональному выгоранию — это провести анализ его рабочего дня.
Если у Вас небольшой коллектив и все сотрудники «как на ладони», идите путём простого наблюдения и здравого смысла.
Если Вы руководите подразделением в крупной структуре, то подключите специальные системы учёта рабочего времени .
Так или иначе стремитесь к тому, чтобы не допускать постоянных переработок ваших подчинённых, ведь длительные перегрузки просто сжигают внутренний ресурс даже самых лучших специалистов.
В любом случае для профилактики выгорания любой руководитель может предпринять следующие шаги:
1. Как можно чаще вживую общаться со своими подчиненными, чтобы быть в курсе событий (например, у кого-то из Ваших сотрудников зашкаливает перфекционизм, а у кого-то сейчас непростая обстановка в семье).
2. Замечать успехи (похвала поможет сподвигнуть специалиста к дальнейшему карьерному росту).
3. По возможности — премировать (часто премия — лучший стимул, который позволяет сглаживать многие конфликтные ситуации).
4. Расширять и усложнять круг задач (особенно важно, если специалист уже «засиделся» и его завалила рутина).
5. Организовать обучение или повышение квалификации (здесь выигрывают и подчинённые, и сам руководитель).
И в заключение…
Проблемы даже одного сотрудника обязательно скажутся на работоспособности и настрое всего коллектива или команды. Поэтому руководителю важно отслеживать самые первые признаки выгорания и вовремя предпринимать необходимые шаги, чтобы его предупредить.
Источник изображения: Freepik