0

Выгорание сотрудника: как распознать и помочь

user-pic
Ирина Рыженкова

Бизнес-консультант, коуч, автор бестселлера «Профессиональные навыки менеджера» (Москва, издательство "Эксмо"), приглашенный спикер бизнес-школ РАНХиГС, МГУ, ВАВТ

В этой статье
Что такое выгораниеПервые признаки выгоранияКакие меры может предпринять руководитель для профилактики выгоранияИ в заключение…

Опубликовано: 2.03.2023

Наверное, многие руководители хотели бы видеть среди своих сотрудников только тех, кто неизменно демонстрирует высокую продуктивность, у кого горят глаза, кто стремится «горы свернуть» и расти профессионально каждый день.

Но опыт показывает, что непрерывная гонка и завышенные требования рано или поздно ведут к профессиональному выгоранию даже самых мотивированных подчинённых. 

Что такое выгорание

Выгорание — это своеобразный психологический синдром, который возникает как реакция на хронические стрессы на рабочем месте, с которыми сотруднику не удалось справиться. Это следствие постоянного перенапряжения, а также отсутствия карьерного развития и роста.

Термин был впервые использован ещё в 1974 году. А несколько лет назад (в 2019 году) синдром выгорания уже вошел в международную классификацию болезней ВОЗ.

Всемирная организация здравоохранения выделяет 3 главных признака профессионального выгорания: эмоциональное истощение и нехватка энергии, негативизм или цинизм по отношению к работе, снижение профессиональной эффективности.

Выгоревший сотрудник уже ничего не хочет и не видит, куда и зачем двигаться дальше.

Чаще всего с болезнью сталкиваются специалисты, чья сфера деятельности насыщена межличностными коммуникациями: консультанты, медики, руководители, страховые агенты, банковские служащие, медийщики и др.

Согласно одному из недавних опросов сервиса HeadHunter, 57% всех опрошенных считают, что если бы руководство вовремя обращало внимание на их проблемы, было готово обсуждать и решать их, то сложностей можно было бы избежать.

Первые признаки выгорания

Любому руководителю важно не пропустить первые тревожные сигналы, которые могут обозначать надвигающиеся проблемы.

Среди первых признаков выгорания:

  • снижение мотивации;
  • падение работоспособности и продуктивности;
  • отстраненность от работы;
  • повышенная раздражительность;
  • ухудшение отношений с коллегами;
  • постоянная забывчивость;
  • безразличие даже к тем задачам и проектам, которые раньше вдохновляли.

Какие меры может предпринять руководитель для профилактики выгорания

Самый очевидный способ увидеть, что Ваш сотрудник близок к профессиональному выгоранию — это провести анализ его рабочего дня.

Если у Вас небольшой коллектив и все сотрудники «как на ладони», идите путём простого наблюдения и здравого смысла.

Если Вы руководите подразделением в крупной структуре, то подключите специальные системы учёта рабочего времени .

Так или иначе стремитесь к тому, чтобы не допускать постоянных переработок ваших подчинённых, ведь длительные перегрузки просто сжигают внутренний ресурс даже самых лучших специалистов.

В любом случае для профилактики выгорания любой руководитель может предпринять следующие шаги:

1. Как можно чаще вживую общаться со своими подчиненными, чтобы быть в курсе событий (например, у кого-то из Ваших сотрудников зашкаливает перфекционизм, а у кого-то сейчас непростая обстановка в семье).

2. Замечать успехи (похвала поможет сподвигнуть специалиста к дальнейшему карьерному росту).

3. По возможности — премировать (часто премия — лучший стимул, который позволяет сглаживать многие конфликтные ситуации).

4. Расширять и усложнять круг задач (особенно важно, если специалист уже «засиделся» и его завалила рутина).

5. Организовать обучение или повышение квалификации (здесь выигрывают и подчинённые, и сам руководитель).

И в заключение…

Проблемы даже одного сотрудника обязательно скажутся на работоспособности и настрое всего коллектива или команды. Поэтому руководителю важно отслеживать самые первые признаки выгорания и вовремя предпринимать необходимые шаги, чтобы его предупредить.

Источник изображения: Freepik

#выгорание

Читайте также

0

Преимущества финансовой аналитики в мобильном банке для бизнеса

Инструмент для контроля движения финансов малого и среднего бизнеса — важная составляющая для эффективного ведения финансовой ...

15 августа 2024

0

Как вести деловые переговоры с клиентами и партнёрами

В статье разберем, из каких этапов состоят деловые переговоры и как вести себя так, чтобы укрепить отношения с новыми ...

22 марта 2024

0

Проект «Мобайл комьюнити»: как контактный центр помогает клиентам через мобильный банк

Мобильный банк Бизнес Платформа ВТБ — это канал, объединяющий полезные сервисы и услуги в одном приложении. Это надёжный ...

30 июля 2024

0

Как открыть магазин косметики

Российский рынок бьюти-товаров стремительно растёт. Здесь неизменно стабильный спрос и высокая конкуренция. В статье поговорим о ...

15 февраля 2024