Опубликовано: 22.06.2020
Огромное количество компаний в современных реалиях оказались в «положении SOS» с бесконечным количеством вопросов, в числе которых: что делать, как удержаться на плаву, как поступить с персоналом и каких сюрпризов еще ожидать? Самые быстрые из игроков рынка, несмотря на большие финансовые потери, стали активно переучивать свой персонал, потому что оказалось, что это единственный способ адаптироваться в рамках новой реальности.
В результате, довольно быстро образовательная сфера претерпела изменения, и в ней сформировались свои тренды. Я полагаю, что эти тренды будут актуальны как минимум до конца текущего года и хочу поделиться основными их них.
Итак, на что же, в первую очередь, следует обратить внимание руководителю при выборе программ обучения для сотрудников?
Тренд №1. Выигрывают программы в онлайн-формате
Безусловно, это первый и самый важный тренд. За время самоизоляции многим пришлось освоить навык удаленных коммуникаций. Конечно, это не заменит живого общения. Тем не менее, большинство привыкли к такому формату, поэтому онлайн-обучение становится актуальным как никогда. Нельзя не отметить удобство дистанционки, ведь это отличный способ собрать всех сотрудников даже, если они находятся в разных городах или странах. Кроме того, обучать онлайн более бюджетно, чем приглашать эксперта в компанию, что особенно актуально на фоне финансовых потерь вследствие кризиса.
Плюсы дистанционного метода будут способствовать тому, что он останется популярным и после снятия режима самоизоляции, поэтому если вы присматриваетесь к программам обучения сотрудников на пост-карантинный период, выбирайте те, в которых есть онлайн-составляющая.
Тренд №2. Работаем с внутренним состоянием сотрудника
Есть огромное количество градаций коммуникаций. Я выделяю три:
- внешние – договориться с кем-то вне компании, например, с клиентом или партнером
- внутренние – договориться внутри коллектива: правильно подобрать сотрудников, наладить взаимодействие между отделами и так далее
- внутриличностные – договориться с самим собой
Развитие последнего типа коммуникаций сейчас наиболее актуально. Дело в том, что сотрудникам пришлось выйти из зоны комфорта, а значит, испытать стресс. Несмотря на то, что ограничения понемногу снимаются, впереди нас по-прежнему ждет неизвестность, которая формирует внутренний страх. И в таком состоянии человек не может быть очень эффективен в деятельности.
Для того чтобы помочь сотрудникам и немного снять стресс, стоит, в первую очередь, обратить внимание на программы обучения, связанные с психологическими аспектами. Присмотритесь к тем из них, которые предлагают адаптацию к изменениям, формирование новых целей и смыслов, самомотивацию и тому подобное.
Не стоит экономить на таких программах, отдавая предпочтение более профессионально направленным. Помните, что при отсутствии личной эффективности и ресурсности, человек может не только нанести огромный урон бизнесу, но и «заразить» подобными настроениями других членов команды. Именно поэтому сначала поработайте с внутренним состоянием своих подчиненных и только затем приступайте к целевым обучениям.
Тренд №3. Развиваем эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект включает понимание себя и других людей, а также умение договариваться с собой и другими. Это очень важный навык, так как только слаженный коллектив, который ориентирован на общий результат и умеет выстраивать внешние коммуникации, поможет компании скорее выйти из сложившейся ситуации.
Для того, чтобы ваш коллектив стал именно таким, важно научить подчиненных пониманию других людей и умению договариваться. В этом отлично может помочь методика визуальной диагностики. На мой взгляд, это самый скрининговый вариант, который позволяет понять характер другого человека и взаимодействовать, исходя из его индивидуальных особенностей.
Таким образом, создается зона адаптивности, в которой договориться проще и быстрее. К тому же сотрудники, освоившие данную методологию, становятся менее конфликтными и более продуктивными, так как принимают особенности людей как данность, перестают раздражаться и находят более эффективный способ достижения результата.
Эта программа всегда была самой популярной в моем арсенале, а учитывая огромный спрос на нее за последние недели, я понимаю, что это безусловный тренд.
Тренд №4. Образовательные платформы внутри компании
Этот пункт является отличным дополнением к первому тренду. Все больше заказчиков стали обращаться ко мне с просьбой создания корпоративных образовательных платформ, для которых я записываю курсы.
Во-первых, информация останется в компании надолго, поэтому, если к вам пришел новый сотрудник, можно просто дать ему доступ к платформе и не тратить время и деньги на офлайн-обучение.
Во-вторых, всегда есть возможность дополнять платформу новыми программами, у вас нет никаких ограничений по этому наполнению. Поэтому в обучении могут быть задействованы все сотрудники.
Тренд №5. Фокусируемся на потенциале
Немного отклонимся от темы, напрямую связанной с обучением и поговорим об актуальности применения потенциала сотрудников.
Начну с того, что игнорирование своих талантов всегда приводит к формированию нервно-психического напряжения. В свою очередь, это напряжение резко снижает ресурсность сотрудников и чревато не только психическими, но и физическими заболеваниями. Поэтому я бы рекомендовала обратить внимание на то, к чему предрасположены ваши подчиненные и сделать ротацию кадров или просто обязанностей.
Приведу пример из личной практики. В нашей компании есть услуга оценки персонала. Однажды мы проводили ее в крупной риэлтерской компании. После того, как мы закончили и дали обратную связь, руководитель попросил побеседовать с сотрудником, который всегда бил рекорды по продажам, но в последние два месяца у него наблюдался резкий спад продаж.
В первую очередь, я посмотрела на результаты тестирования сотрудника и обратила внимание на то, что у него проявляется максимальный потенциал к общению и передвижениям. Казалось бы, это идеально это для риелтора и должно способствовать увеличению продаж, однако, продажи падали. Для того чтобы разобраться в ситуации, я пригласила сотрудника на прогностическую беседу. В ходе разговора обнаружилось, что за последние два месяца в компании появилось нововведение, и теперь риелторы должны оформлять договоры с клиентами сами, хотя раньше этим занимался совершенно другой отдел.
А теперь представьте себе гиперактивного человека, который вынужден заниматься однообразной и кропотливой работой вместо того, чтобы колесить по городу и договариваться о заключении сделок. Разумеется, практически все договоры, который оформлял этот сотрудник, были с ошибками. Их приходилось постоянно переделывать. В результате, на это уходило большое количество времени и сил.
В качестве эксперимента я предложила руководителю на месяц освободить талантливого сотрудника от этой скучной обязанности. И продажи снова выросли!
Хочу сказать, что, помимо ротации обязанностей и применения потенциала, важно «прокачивать» своим сотрудникам те навыки, к которым они предрасположены. Ведь, например, дизайнер, от природы обладающий нешаблонным мышлением и постоянно его развивающий, всегда будет продуктивнее сотрудника на той же должности, но не отличающегося креативностью и не стремящегося ее «подтянуть».
Желаю вам и вашей компании скорейшего взлета и высокой эффективности в работе сотрудников!