Опубликовано: 16.12.2020
Удаленная работа сегодня уже не тренд, а необходимость. Теперь при трудоустройстве офисные специалисты в качестве бонусов просят не абонемент в спортзал, а пару «дистанционных» дней в неделю. А кто-то готов и вовсе работать за меньшую зарплату, если это будет удаленная работа.
Удаленные сотрудники стали новыми реалиями рынка труда. А значит, рано или поздно нам всем нужно будет к этому адаптироваться. Вопрос — как сделать это максимально безболезненно для компании и работников. Разберем ключевые ошибки найма такого персонала и рассмотрим, какого специалиста выбрать — удаленного или офисного.
Анти-кейсы
Для начала пара анти-кейсов по набору удаленного персонала.
Мебельная компания решила уволить всех штатных сотрудников отдела продаж и нанять удаленных. Но уже через полгода, потеряв значительную сумму денег, компания вернула работников в офис. Что же произошло? Оказалось, достижение поставленных результатов в продажах стало невозможным без таких видов нематериальной мотивации, как команда, коллектив, общение с коллегами, соревнование.
На примере этого кейса я обычно показываю одну из самых больших ошибок работодателей, которые хотят нанять удаленных сотрудников. Часто компания недооценивает нематериальные методы стимулирования и не учитывает факт того, что для амбициозного продажника здоровая конкуренция в коллективе, геймификация – это отличное топливо для хороших продаж. Все как в старом анекдоте: «С таким настроением ты слона не продашь».
Второй анти-кейс – про компанию, занимающуюся продажей оборудования. Компания решила расширить штат и поднять продажи за счет найма удаленного персонала. В итоге, это обернулось большими потерями: офисные продажники были демотивированы, часть из них уволилась, и старый отдел продаж был расформирован.
Распространенные заблуждения
Дорогостоящая и непоправимая ошибка – быть уверенным в том, что удаленные сотрудники — это дешевая рабочая сила. Часто вижу, как бизнес-блогеры пишут, что можно нанять классного удаленного специалиста на зарплату значительно (в три-четыре раза) дешевле, чем офисного.
Это абсолютная неправда! Сотрудники, работающие на удаленном формате более 3-5 лет, высоко оценивают свои навыки и просят заработную плату лишь немногим меньше, чем офисные работники. Особенно это касается специалистов из области маркетинга.
Чаще всего, если специалист просит невысокую зарплату, это говорит о его низкой квалификации. Поэтому, прежде чем нанимать такого сотрудника, подумайте, есть ли у вас база, терпение и деньги, что обучать и развивать навыки такого работника? И дело даже не в получении знаний, ведь бесплатных обучающих программ более, чем достаточно. Дело в том, что любой профессиональный навык вырабатывается годами, а не образуется автоматически в результате просмотренного вебинара.
Нанимая персонал, который необходимо обучать, а затем «программировать» на определенные успешные действия, решите для себя, готовы ли вы сделать компанию «полигоном для испытаний»? Такая модель действительно возможна, но она подходит, когда есть сильный руководитель с хорошей мотивацией, и он готов отсматривать большой поток кандидатов на стажировке, а потом отбирать и оставлять лучшие кадры в компании.
К чему быть готовым, или на чем не получится сэкономить
- Не получится сэкономить на отделе персонала
При найме удаленного сотрудника необходимо искать кандидатов, проводить их оценку, оформлять на работу и платить налоги.
Можно выбрать форму подряда или договора возмездного оказания услуг, но такие варианты с постоянным специалистом незаконны. В случае разбирательств суд встанет на сторону работника. В качестве примера изменения законодательства в области регулирования рынка удаленной работы, могу напомнить, что в августе появилась возможность заключать новый вид трудового договора — о комбинированной дистанционной работе. В результате, сотрудник может трудиться, как в офисе, так и удаленно, в оговоренное время.
- Вы не сэкономите на ресурсах
Удаленная работа начинает регулироваться на уровне законодательства, и уже сейчас некоторые дистанционные сотрудники запрашивают компенсацию не только аренды техники — компьютера, Интернет-связи, но и компенсацию за использование собственного рабочего места. Например, стул и стол тоже амортизируется, и периодически их надо обновлять. Да, вы не будете платить аренду за офис, но появится много других нюансов, которые лучше учесть с самого начала.
- Вы не сэкономите на программах
Чем более продвинута автоматизация вашей компании, тем проще работа с удаленным сотрудником, так как это снижаем риски. Представьте: если специалист сидит перед вами, вы прекрасно видите, в каком он настроении, можете повлиять на рабочий процесс или задать вопрос. А если задача не выполнена, вы понимаете причину этого.
Если сотрудник работает удаленно, диагностика невыполненной или выполненной задачи становится дорогостоящей и затратной по времени процедурой. Это означает, что надо максимально снизить риски на поэтапном выполнении задачи.
- Придется уделить внимание нематериальной мотивации
Чем больше удаленщиков в компании, тем сильнее автоматизация, меньше человеческого фактора, ошибок, но и человеческого участия тоже. По последним опросам, это один из демотивирующих моментов. Внимание и общение до сих пор востребованы, как часть нематериальной мотивации и культуры компании. В результате, помимо автоматизации придется продумать систему нематериального стимулирования для своих специалистов.
Возможности удаленного рынка
- Много кандидатов
Стоит помнить, что кандидатов всегда в несколько раз больше, чем количество вакансий, которые они готовы занять. В регионах тоже много компетентных специалистов, серьезно относящихся к удаленной работе.
- Сокращение офисных расходов
Кроме того, некоторые офисные расходы можно сократить — не платить за охрану, уборку, заключение и пролонгацию договора аренды, коммунальные платежи и прочее. Работодатели стремятся сократить именно эти расходы, и поэтому удаленный формат используют не только столичные, но и региональные компании. И на самом деле, сумма, выплаченная сотруднику как компенсация за технику, связь и так далее, гораздо меньше, чем стоимость аренды целого офиса.
- Разный менталитет участников команды
Кажется, это неочевидное преимущество. Тем не менее, как показывает практика, рынок отдельных регионов лучше знают его участники. Поэтому лучше нанимать на региональные направления специалистов, живущих в интересных компании городах.
Удаленщики: за и против
Итак, если у вас появилась потребность в найме сотрудника, и вы задумались, нанять ли его в офис или удаленно, то:
- Ответьте на вопрос, почему вы решили нанять именно удаленного сотрудника. Если причина только в том, что нужен «недорогой» работник, пересчитайте еще раз все расходы и пересмотрите функционал. Демон кроется в деталях. Например, дистанционный помощник хоть и будет стоить дешевле, но не сможет решить много вопросов со своими офисными коллегами.
- Старайтесь выбирать по принципу, «какую пользу принесет мне сотрудник, а не за какие деньги». Отталкивайтесь от навыков, а не от стоимости. На рынке труда стоимость некоторых специалистов может быть завышена. Но если все же решили найти именно по принципу дешевле, тогда обязательно создайте систему оценки и просматривайте больше кандидатов.
- Обязательно продумайте обучение, аттестацию и мотивацию. Я все больше рекомендую системы СДО (системы дистанционного обучения), которые помогут не только создать свои программы обучения, но организуют программу оценки потенциального сотрудника — кандидата.
- Если фишка вашей компании — энергичная корпоративная культура, и вам важно живое общение, а также если специалист много коммуницирует с коллегами и должен выстраивать с ними личностные отношения для результата, мотивироваться, обучаться на месте у более успешных коллег, тогда лучше нанять сотрудника в офис.
Удачи и самых лучших сотрудников вам и вашей компании! Какого бы вы не выбрали специалиста, удаленного или офисного, пусть он принесет максимум результата и получит максимум удовольствия от работы с вами!