Опубликовано: 15.12.2022
В статье описаны особенности ораторского мастерства предпринимателя, какие задачи стоят перед ним в публичных выступлениях, и какие навыки для этого необходимо развить.
Особенность ораторского мастерства предпринимателя
В конкурентном мире бизнеса сложно переоценить важность и влияние личного бренда основателя компании на ее узнаваемость и доверие клиентов. И одна из составляющих частей личного бренда — умение выступать публично, ораторское мастерство. Навык красиво говорить и убеждать имеет особое значение для индивидуального предпринимателя и руководителя малого бизнеса, где собственник непосредственно занят в ключевых процессах компании: продажи, стратегические переговоры и управление командой.
При этом у предпринимателя нет столько времени, чтобы постоянно заниматься речью, как актерам театра и кино, телеведущим, журналистам, профессиональным конферансье. Для бизнесмена навыки публичной речи, безусловно, необходимы, но не являются основными, как для профессиональных спикеров, которые этим мастерством зарабатывают деньги.
В публичном выступлении всегда сложно прийти к однозначному выводу, кто хороший оратор, а кто нет. Потому что оценка публикой спикера субъективна и сложно поддается рациональным критериям восприятия. Кому-то выступающий понравился, а кто-то вообще не понял, о чем хотел сказать спикер. Стоит помнить о том, что существуют совершенно разные ораторские задачи, а вследствие чего и навыки для их выполнения. Например, задача ведущего новостей — прочитать текст по суфлеру так, чтобы у зрителя сложилось впечатление, что он говорит именно с ним, и максимально искренне. А значит, навыки телеведущего следующие: умение работать с суфлером и держать взгляд по центру экрана, чтобы не бегали глаза, а также хорошо поставленная речь, голос и дикция, правильное дыхание, умение импровизировать и отсутствие боязни камеры. Но не все перечисленные ораторские навыки так же важны предпринимателю.
Ораторские задачи предпринимателя
Так какие же ораторские задачи стоят перед предпринимателем и какие навыки необходимы для их выполнения? Как правило, предприниматели выступают на:
- Тематических форумах, конференциях или семинарах. Где есть возможность рассказать о своей компании и продукте, показать уровень профессионализма и авторитет организации на большую аудиторию — от 20 и более человек.
- Личных продажах ключевым клиентам. На небольшую аудиторию — 3-7 человек. Где важно максимально уверенно, расставляя правильно акценты, продать себя как лидера, компанию как организацию, свой продукт как лучший на рынке и закрыть сделку.
- Корпоративных мероприятиях с командой. Во время мотивации персонала, где предпринимателю необходимо применить искусство красноречия и влияния. Чтобы вселить уверенность, веру в успех, зарядить позитивными эмоциями свой коллектив.
Из этого следует, что ораторские задачи предпринимателя следующие: убедить, продать, замотивировать. И даже если бизнес-оратор не обладает идеальной речью, дикцией, звучанием, поставленным голосом, но смог достичь нужных целей, то можно считать такого спикера профессионалом. Оценка качества публичного выступления всегда идёт по результату: достиг цели или нет, а не громкости зрительских оваций и другим субъективным критериям.
Навыки ораторского мастерства предпринимателя
- Техники и приемы структурирования выступления
Использовать при подготовке закон композиции публичной речи. Знать, как начать и закончить свое выступление, чтобы привлечь внимание в начале, раскрыть ключевую мысль в кульминации и провести эффектное завершение в конце. На чём сделать акцент, а что можно опустить и вообще не упоминать. Как говорил Софокл: “Много говорить и много сказать — не одно и то же”.
- Работа с аудиторией
Использовать во время выступления приемы привлечения и удержания внимания. Вовлекать аудиторию в диалог. Только через взаимодействие со слушателями можно повлиять на их мнение, взгляды и убеждения. Задавать вопросы в зал, просить дать обратную связь (отреагировать на Ваше выступление). Часто используют прием с просьбой поднять руку, если согласны с какой-то мыслью, идеей спикера.
- Понимание аудитории. Основы психологии
Все люди разные. И мы все по-своему воспринимаем информацию, расставляем для себя приоритеты в услышанном, оцениваем по своим субъективным критериям спикера. Для подготовки выступления хорошо подойдет знание типологии поведения людей DISC, которая объясняет, что и как нужно говорить, транслировать оратору, чтобы максимально точно попасть в бессознательные ожидания всех типов поведения людей.
- Управлять состоянием аудитории
Навыки эмоционального интеллекта необходимы и применимы не только в рамках своей личной эффективности, управления командой и умения поддерживать долгосрочные отношения. В процессе публичного выступления важно уметь в моменте считывать по невербальным, паравербальным и вербальным сигналам, какое эмоциональное состояние у аудитории. И какие эмоции спикеру необходимо вызвать у слушателей, чтобы оказать максимальное воздействие и выполнить поставленные задачи.
- Харизматическое влияние
Бытует мнение, что харизма — нечто неизмеримое. Что либо харизма у человека есть, либо её нет. Либо спикер вызывает к себе неосознанную симпатию публики, либо отторгает от себя. На самом деле есть минимальный набор приемов, которые изначально помогают оратору заработать кредит доверия аудитории. Например, социальные маркеры: как выглядит и одет предприниматель, насколько конгруэнтен его образ (что говорит и как выглядит), легко ли найти про него и его компанию информацию в сети, есть ли упоминания в СМИ. Всё это усиливает доверие аудитории в первые минуты выступления.
И в заключение…
Во-первых, для того чтобы предпринимателю начать хорошо и уверенно выступать, необходимо освоить минимальный набор навыков, описанных выше. Во-вторых, дополнительные занятия речью, дикцией, голосом, постановкой правильного дыхания будут нелишними, но это должны быть не разовые занятия, а системная и последовательная работа над собой. И в-третьих, помнить о главном — о цели выступления! Если Вы её достигли, будучи неидеальным оратором, то всё остальное не имеет значения. Ведь для предпринимателя главное — результат, а не идеальный, но бессмысленный процесс выступления.