Опубликовано: 22.03.2024
Разберёмся, что проверяет Роспотребнадзор и как подготовиться к проверке. Что будет, если Роспотребнадзор найдёт нарушение и что делать, если Вы не согласны с итогами проверки.
Что проверяет Роспотребнадзор
Роспотребнадзор проверяет всё, что связано с качеством товаров и обслуживания:
- чтобы в ресторане была свежая еда и не шёл запах с кухни;
- чтобы в автомастерской работало отопление и была униформа для сотрудников;
- чтобы в турфирме правильно оформляли выездные документы и договоры с клиентами.
В законе есть полный перечень обязанностей, за которые отвечает Роспотребнадзор. Все они направлены на то, чтобы потребители получали качественные товары, услуги и сервис.
Для этого служба организовывает контрольные мероприятия: изучает качество товара на выездной проверке или сертификаты качества на документарной.
Плановые проверки Роспотребнадзора
По плану проверяют бизнес, если он есть в списке проверок на сайте Роспотребнадзора.
Чтобы найти себя, нужно ввести наименование ИП или компании, ОГРН, ИНН и указать регион.
Если в отношении Вас назначена проверка, сайт выдаст дату начала, форму и срок проведения мероприятия.
В феврале 2024 года выпустили Постановление, по которому ряд компаний и предпринимателей не будут проверять. Теперь по расписанию могут проверить только некоторых лиц:
- Если работа связана с высоким и чрезвычайным риском.
- Если работа проходит на производственных объектах II класса.
- Если юрлицо нарушало требования Роспотребнадзора за последние 3 года.
Новые положения Постановления будут актуальны до конца 2030 года включительно.
Внеплановые проверки
Такие проверки случаются, если кто-то где-то провинился. Например, получил жалобу от клиента или поставщика.
Роспотребнадзор может прийти по заявлению прокуратуры или чтобы проверить, как вы устранили нарушение с прошлого мероприятия.
Служба посылает уведомление о проверке за сутки до её начала: письмом на email или через Госуслуги. Если ситуация чрезвычайная, могут и не уведомлять. Например, если покупатель пожалуется на испорченный десерт.
Как проходит проверка
Есть два способа проведения проверки: выездная и документарная.
Во время выездной проверки инспектор приезжает лично и задаёт несколько вопросов. Для каждой сферы есть свой перечень вопросов, утверждённый Роспортребнадзором.
Во время документарной проверки смотрят документы бизнеса в удалённом формате. Для этого служба присылает запрос email.
Могут запросить устав компании и акты прошлых проверок — конкретный список зависит от причины проверки. Отправить документы нужно в течение десяти рабочих дней.
Если электронных бумаг недостаточно, владельцу придётся лично предоставить заверенные бумажные копии документов или отправить почтой.
Сроки проверки
Выездная и документарная проверки длятся не больше десяти рабочих дней.
Что делать бизнесу во время проверки
Владелец бизнеса должен изучить статью 36 закона, в котором установлены права бизнеса во время проведения проверок. Если возникнет конфликтная ситуация — смело ссылайтесь на закон.
Что вправе делать бизнес во время проверки:
Принимать участие. Есть только два исключения, когда владелец не может присутствовать на мероприятии: бизнес навредил окружающей среде или здоровью клиентов.
Проверить полномочия проверяющего. Владелец вправе попросить у инспектора служебные документы и решение о проверке.
Знать основания. Бизнес может поинтересоваться, почему его решили проверить.
Не согласиться с результатами. По итогам мероприятия инспектор формирует акт. Бизнес может не согласиться с проверкой или какими-то положениями акта.
Какие документы выдаёт инспектор после проверки
В конце проверки оформляют акт в двух экземплярах.
Документ можно посмотреть здесь.
Владелец бизнеса не обязан соглашаться с итогами проверки. Если что-то не устроило, в документе можно указать «не согласен» и прописать причину такого решения.
Чем заканчивается проверка
Есть два варианта завершения проверки: нарушений нет или нарушения есть.
Если нарушений нет, бизнес подписывает акт о результатах проверки. На этом проверка окончена.
Если нарушения есть, их закрепляют в документе — акте-предписании.
В документе указывают недочёты, которые бизнесу нужно устранить, а также порядок и сроки обжалования предписания.
Как может выглядеть предписание:
- Выключать электроприборы в конце рабочего дня.
- Заменить вентиляционную систему в отделе рыбной продукции.
Когда срок предписания подойдёт к концу, инспекторы назначат ещё одну проверку. Так служба убедится, что бизнес исправил все нарушения.
Если после проверки бизнес ничего не поменял, служба будет добиваться исправления недочётов в судебном порядке.
Частые нарушения и штрафы
Роспотребнадзор может предупредить или оштрафовать нарушителя.
Предупреждение делают, если бизнес провинился незначительно и быстро все исправил. Например, в уборной закончилось мыло.
Оштрафовать могут, если у нарушения были серьёзные последствия. Например, забыл включить холодильники, и продукты испортились.
Сумма зависит от того, кто и что нарушил:
Нарушение | Штраф для ИП | Штраф для компаний | Основание |
Обманул клиента | до 30 тыс. руб. | до 50 тыс. руб. | ст. 14.7 КоАП |
Нарушил санитарные нормы | до тысячи рублей или остановка деятельности до 90 дней | до 20 тыс. руб. или остановка деятельности до 90 дней | ст. 6.3 КоАП |
Оказал некачественную услугу | до 20 тыс. руб. | до 30 тыс. руб. | ст. 14.4 КоАП |
Как обжаловать решение
Если Вас не устроило решение Роспотребнадзора, Вы можете его обжаловать. Сделать это можно через Госуслуги.
Здесь можно выбрать основание для жалобы.
Ответ придёт в течение 20 рабочих дней.
Главное о том, как пройти проверку Роспотребнадзора
- Роспотребнадзор проверяет, чтобы бизнес предоставлял клиентам качественные товары, услуги и сервис.
- Проверки могут быть плановые и внеплановые. С 2024 года планово проверяют только в трёх случаях.
- Внеплановые проверки происходят по двум сценариям: если бизнес что-то нарушил и на него написали жалобу или если проверка инициирована прокуратурой.
- Чтобы подготовиться к проверке, бизнесу нужно знать свои права.
- Есть два варианта того, как может закончиться проверка: нарушения зафиксированы или нарушений нет. В двух случаях инспектор выдаёт акт.
- Если нарушение было существенным, бизнес оштрафуют. Если проступок не нанёс ущерба окружающей среде и людям — предупредят.
- Если итоги проверки Вас не устроили, можно обжаловать решение. Это можно сделать через Госуслуги.