0

Мессенджер-маркетинг: что это и как использовать для продвижения бизнеса

user-pic
Ближе к делу

Команда информационно-обучающего портала

В этой статье
Что такое мессенджер-маркетинг и почему он важен для бизнесаКак использовать мессенджер-маркетинг для привлечения клиентовОсновные платформы мессенджер-маркетингаКак автоматизировать мессенджер-маркетинг с помощью чат-ботовОшибки, которых следует избегать при работе с мессенджерами

Опубликовано: 20.07.2025

Мессенджеры пользуются большой популярностью в России. Благодаря широкому охвату эти приложения активно используются для продвижения бизнеса. Рассказываем, что такое мессенджер-маркетинг, какие инструменты помогают продавать товары и услуги в приложениях, что нужно учитывать при запуске. 

Важно: мессенджеры могут попадать под различные ограничения, поэтому бизнесу необходимо следить за новостями и законодательными нормами перед запуском рассылок. 

Что такое мессенджер-маркетинг и почему он важен для бизнеса

Мессенджер-маркетинг — это способ общения с клиентами в чатах. Но важно иметь в виду, что это не просто рассылка мгновенных сообщений, а часть маркетинговой стратегии. О том, какие задачи маркетинга можно решить с помощью мессенджеров, рассказываем в следующей главе. 

Это не универсальный инструмент. Иногда он помогает на старте, иногда — когда бизнес уже работает и нужно автоматизировать процессы. А иногда — вовсе не нужен.

Эффективность мессенджер-маркетинга зависит от трех факторов:

  • Аудитория: кто ваш клиент и как он привык общаться.
  • Цели: вы хотите продавать, выстраивать доверие или автоматизировать обслуживание?
  • Ресурсы: есть ли у вас время, навыки или деньги на настройку.

✅ Мессенджеры подходят малому и микробизнесу:

  • Когда нет сайта или CRM — мессенджер может временно заменить их. Например, можно добавить в профиль каталог товаров и часы работы.
  • Для работы с повторными клиентами: сфера услуг, доставка, курсы, бьюти.
  • Когда есть много однотипных вопросов перед покупкой, можно автоматизировать ответы с помощью чат-бота.
  • Если цикл сделки длинный и для завершения продажи необходимо больше личного общения с продавцом.

❌ Не подойдёт бизнесу:  

  • Который получает клиентов через агрегаторы Профи.ру, Яндекс Услуги, Авито. Здесь мессенджер будет обычным каналом связи, а не инструментом маркетинга. 
  • Чьи услуги связаны с экстренными вызовами. Например, медицинские и ветеринарные клиники, ремонт оборудования.  
  • Тем, кто работает без стратегии продвижения.

Как использовать мессенджер-маркетинг для привлечения клиентов

С помощью мессенджеров можно решать различные маркетинговые задачи:

  • «Прогревать клиентов» — отправлять цепочки сообщений, которая постепенно приводят к покупке.
  • Анонсировать новинки в ассортименте.
  • Уведомлять потенциальных клиентов об акциях, распродажах, спецпредложениях.
  • Выявлять потребности и закрывать возражения клиентов, продавать товар прямо в диалоге.
  • Изучать целевую аудиторию — попросить пользователя ответить на несколько вопросов о себе и о том, для чего он покупает товар.
  • Автоматизировать техподдержку — в мессенджерах удобно отвечать на вопросы клиентов и решать их проблемы. Для этого также можно подключить чат-бота.
  • Собирать обратную связь — в формате простого вопроса либо через опрос или специальную форму: например, узнать мнение покупателя о товаре или клиентском сервисе.
  • Мессенджеры легко интегрировать с CRM и системами для аналитики — чтобы обрабатывать заказы, хранить данные клиентов и контролировать работу менеджеров по продажам.

Важно: отправлять рекламные рассылки в мессенджерах можно пользователям, которые дали на это свое согласие (№38-ФЗ «О рекламе», №126-ФЗ «О связи», №152-ФЗ «О персональных данных»). Иначе компании грозит штраф: от 20 тысяч рублей для ИП, от 300 тысяч для юридических лиц. Получить согласие можно в устном общении. Но надежнее попросить клиента заполнить бумажную анкету. Например, когда выдаете ему бонусную карту.

Виды профилей в мессенджерах

Корпоративный или бизнес-профиль. В нем можно добавить каталог товаров с ценами, настроить быстрые ответы, указать часы работы и адрес компании. Этот вариант подойдет, например, магазинам с широким ассортиментом. Бизнес-профили доступны в Telegram и VK Messenger. 

Каталог товаров в Telegram

Личный профиль. Это может быть аккаунт самого предпринимателя либо менеджера по продажам. Подойдет для B2B-товаров и услуг: клиенты в этой сфере часто предпочитают общаться с конкретным человеком, а не с обезличенным профилем компании.

Основные платформы мессенджер-маркетинга

Мессенджеры — это приложения от IT-компаний, поэтому они могут уходить с рынка, их могут ограничивать для пользователей и так далее. Поэтому в этой статье мы расскажем о двух платформах, которые работают в России на момент июля 2025 года — Telegram и VK Messenger. У каждой площадки свои инструменты и аудитория. 

Telegram

По данным Mediascope, в основном это молодые люди 12–24 лет, на втором по численности месте — группа 25–34 лет. 

Что доступно бизнесу:

ИнструментПользаОграничения
Чат-ботыПодходят для автоматизации бизнес-процессов, выстраивания многоэтапных воронок продаж и сегментации аудитории.1. Если у вас дорогой продукт или сложная услуга (например, обучение, финансы), бот не заменит менеджера. Пользователи хотят живого ответа, особенно когда у них нестандартный вопрос.
2. В Telegram нельзя написать клиенту первым — только по инициативе пользователя.
Публичные каналыС помощью созданиясообществ можно выстроить общение с потенциальными клиентами и повышать доверие к бренду.Высокая конкуренция — более 2 млн каналов, по данным сервиса аналитики TGStat. Чтобы получить продажи в Телеграм, необходимо платное продвижение.
Мини-приложения (Mini App)Пользователь заказывает товар прямо в чате. Подходит для продвинутых бизнесов с онлайн-продажами и большими оборотами.Для малого бизнеса это дорогой инструмент. Не получится настроить самостоятельно без навыков программирования.
РекламаЗапускать платную рекламу можно через официальную платформу Telegram Ads и в Яндекс Директ. Также многие компании покупают платные посты в других каналах.1. В Telegram Ads можно платить только за показы, а не за результат. Нет ретаргетинга и точной аналитики. 
2. В Яндекс Директе придется заплатить комиссию.

Telegram подойдет, если вы:

  • Планируете активно использовать чат-боты. Подробнее об этом расскажем в отдельной главе.  
  • Хотите активно работать над своим имиджем с помощью публичного канала или в тематических сообществах.

VK Messenger

По данным медиа PPC.World, основная часть пользователей — это люди 35–44 лет (29%). На втором месте группа пользователей 25–34 лет (23%). 

Что доступно бизнесу:

ИнструментПользаОграничения
Чат-ботыПодходят для автоматизации бизнес-процессов, запуска рекламных рассылок, быстрых ответов на частые вопросы клиентов т. д. Есть прием оплаты внутри чат-бота. Подробнее — в этой статье.Действуют внутренние правила для чат-ботов ВКонтакте. За нарушения администрация может отключить бота или функцию сообщений вашему сообществу. Подробнее — в этой статье.
Групповые чатыМожно общаться сразу с несколькими людьми, обмениваться файлами, проводить голосовые и видеозвонки. Это удобно для бизнеса в сфере онлайн-образования, для организации групповых тренировок или поиска потенциальных клиентов по тематическим чатам.Если нет своих клиентов или предприниматель не состоит в других групповых чатах, то эта функция не принесет пользы.
Синхронизации с другими приложениями «ВКонтакте»Можно получать все уведомления из ваших бизнес-сообществ. Например, если пользователи задают вопрос о товаре или оставляют жалобу в комментариях под постом. Это помогает оперативно реагировать на все важные события.VK Messenger пока остается дополнительным приложением к основному, но в будущем могут появиться дополнительные функции, которые будут уникальными и полезными.

Итог

VK Messenger подойдет, если вы:

  • планируете или уже зарегистрировали бизнес-сообщество на платформе «ВКонтакте»;
  • ведете несколько аккаунтов под разные задача — в VK Messenger переключаться между ними проще, чем в основном приложении «ВКонтакте».

Как автоматизировать мессенджер-маркетинг с помощью чат-ботов

Чтобы всегда быть на связи с клиентами и уведомлять их о важных событиях, можно подключить чат-бота для бизнеса. Это программа, которая выступает в роли виртуального помощника. В нее загружают шаблоны фраз, например, вопросы клиентов и ответы на них. Пользователь отправляет в диалог с ботом вопрос, а тот отвечает на основе скрипта. 

Пример диалога с ботом

Чат-боты для автоматизации помогают обрабатывать запросы потенциальных и текущих клиентов. Вот примеры, для чего используют виртуальных помощников в бизнесе:

  • коммуникация в то время, когда живой менеджер недоступен — бот может мгновенно отвечать на вопросы ночью и в выходные;
  • сервисные уведомления — если у вас нет собственного приложения, клиент может отслеживать в диалоге с ботом статус заказа или подписки на сервис;
  • напоминания об акциях, спецпредложениях — можно сообщить подписчикам, что в вашем магазине проходит распродажа, и привлечь покупателей;
  • оформление заказа — через бот клиент может выбрать товар, указать адрес доставки и оплатить;
  • сбор обратной связи — например, после оформления заказа пользователь может оценить, удобно ли ему было делать покупки.

Как внедрить чат-бота для бизнеса. Простую программу можно создать своими силами — в интернете есть бесплатные визуальные конструкторы, которые не требуют навыков программирования. Например, Unisender или BotHelp. Если нужен сложный бот с большим количеством ветвлений и вариаций в ответах, лучше обратиться к профессиональным разработчикам: к фрилансерам или в агентство.

Ошибки, которых следует избегать при работе с мессенджерами

Снизить эффективность мессенджер-маркетинга могут следующие ошибки.

Не продумывать скрипт продаж. Можно привести в аккаунт большой объем трафика, но получить мало продаж из-за того, что менеджер отвечает односложно, не выявляет истинный запрос клиента и не отрабатывает возражения. Чтобы не упустить клиентов, необходим скрипт. В интернете можно найти готовые варианты, но их нужно адаптировать под ваш товар или услугу. Еще вариант — заказать текст в маркетинговом агентстве. Подробнее о принципах работы скриптов рассказали в статье «Для чего нужны чат-боты во ВКонтакте и как сделать своего».

Использовать чат-ботов там, где это неуместно. Программа может заменить живого оператора, когда дело касается простых вопросов. Если возникла нестандартная проблема, бот не справится. Также бот не сможет продать сложный или дорогой продукт. Чтобы решить проблему, необходимо определиться, при каких вопросах в диалоге сразу появится человек — и прописать это в алгоритме программы.

☝🏼 Это интересно

Отправлять клиенту слишком много сообщений. Частые навязчивые рассылки с рекламой раздражают и вызывают желание отписаться. Оптимальное количество сообщений необходимо определять для каждой компании отдельно. Но рекомендуемая частота — не больше 3 сообщений в неделю. 

Игнорировать правила платформы. У каждого мессенджера есть правила использования, с которыми вы соглашаетесь при регистрации. Например, обычно на площадках запрещено рассылать спам — за нарушение аккаунт могут заблокировать. Чтобы не столкнуться с такими последствиями, важно заранее изучить правила мессенджеров.

Использовать вложенные файлы. В сообщениях лучше избегать архивов, документов, ссылок и других вложений, кроме изображений и видео. Пользователи могут опасаться открывать их, чтобы не скачать вредоносный вирус.  

Это стандартное правило кибербезопасности: не открывать вложенные файлы от незнакомых пользователей. 

Мессенджер-маркетинг — эффективный способ привлечения клиентов. Коммуникация с пользователями происходит быстро, а на площадках есть инструменты для автоматизации. Главное — помнить о законах, связанных с рекламными сообщениями.

#Инструменты продвижения

Читайте также

0

Что такое мерчандайзинг

Чтобы бизнес мог эффективно продавать товары и услуги, важно сделать свой товар видимым и привлекательным для непосредственного ...

1 февраля 2024

0

Как сократить затраты на продукт и увеличить прибыль с помощью модели Кано

Модель Кано — это метод исследования клиентского опыта, который помогает определять слабые и сильные стороны продукта, выявлять ...

11 марта 2024

0

Как создать сайт самостоятельно: обзор конструкторов сайтов

Сайт — важный инструмент взаимодействия с вашими клиентами. Они смотрят ваш лендинг, листают каталог в интернет-магазине и ...

20 сентября 2024

0

AIDA — модель сильных маркетинговых сообщений

Прежде чем купить продукт потенциальный клиент проходит несколько стадий принятия решения. Модель AIDA описывает этот процесс по ...

19 июля 2024