0

Краудсорсинг: что это такое и как его применять в бизнесе

user-pic
Ближе к делу

Команда информационно-обучающего портала

В этой статье
Что такое краудсорсингВиды краудсорсингаПлюсы и минусы краудсорсингаПримеры использования краудсорсинга в разных сферахКак запустить краудсорсинг: пошаговая инструкцияКоротко

Опубликовано: 25.06.2025

Чтобы протестировать новый товар или сделать ребрендинг, компании не всегда обязательно выделять на это внутренние ресурсы. Иногда за мнением, идеями и деньгами можно обратиться к клиентам и даже посторонним людям. 

Для этого бизнес использует краудсорсинг — метод организации работы, при котором в решении задачи задействовано множество людей. О том, что это такое и как применять метод в разных сферах, читайте в статье. 

Что такое краудсорсинг

Понятие «краудсорсинг» происходит от английских слов «crowd» — толпа и «source» — источник. Дословный перевод термина — «ресурс толпы».

Краудсорсинг — это привлечение внешних исполнителей к проекту или конкретной задаче. Например, компания объявляет конкурс на лучшее название нового продукта среди подписчиков или просит поделиться мнением в комментариях.

Участниками краудсорсингового проекта могут быть как клиенты компании, так и незнакомые люди, которые никак не связаны с бизнесом — энтузиасты, добровольцы, молодые специалисты. Они участвуют в краудсорсинге, потому что хотят получить опыт, раскрыть творческий потенциал или проявляют интерес к самому проекту.

Чаще всего участников приглашают бесплатно, но иногда могут стимулировать небольшим денежным вознаграждением или бонусом. Например, призом за победу в конкурсе.

Виды краудсорсинга

В зависимости от задачи, которую решает бизнес с помощью краудсорсинга, выделяют четыре вида этого метода:

Crowd Wisdom (англ. «народная мудрость») — это генерация идей для бизнеса. В этом случае внешние исполнители дают рекомендации по доработке товара или созданию новых продуктов. Чтобы собрать такие идеи, компания может создать форму обратной связи на сайте.

Пример

Американская компания Quirky построила на «мудрости толпы» весь бизнес. На сайте Quirky любой пользователь может оставить идею для нового товара. Если она понравится компании, ее воплотят в жизнь, представят на рынке. С продаж автор изобретения будет получать вознаграждение.

За время работы компания уже создала 321 000 проектов и выплатила 11 млн долларов вознаграждения изобретателям.

Crowd Creation (англ. «народное творчество») — участие большого числа людей в творческом проекте. Для бизнеса это может быть разработка дизайна, логотипа или фирменного стиля.

Для организации творческого проекта компания может провести конкурс самостоятельно или стать заказчиком в таких мероприятиях, как в примере ниже.

Пример

В России ежегодно проходит конкурс «Дизайн молодых». На этом конкурсе начинающие дизайнеры выполняют реальные проекты для бизнеса. 

Так, в 2024 году IT-компания DataGuru заказала дизайн для своего продукта — интеграционной шины данных, морской перевозчик ООО «Си-Шипинг» — дизайн спецодежды для сотрудников, а ПАО «Газпром-нефть» — фирменный мерч.

Crowd Voting (англ. «народное голосование») — сбор мнений о продукте или услуге через опросы, голосование, интервью.

Пример

В приложении крупного ретейлера «Пятерочка» можно оценить любой купленный товар. Таким способом бизнес собирает обратную связь, управляет ассортиментом: закупает больше товара с высоким рейтингом и отказывается от позиций, которые не понравились покупателям.

Crowd Funding (англ. «народное финансирование») — сбор денег на запуск или развитие бизнеса. Такие пожертвования носят добровольный характер.

Сбор средств можно организовать на официальном сайте, в соцсетях компании или на специальных платформах для краудфандинга.

Пример

Основатели кафе «Интеллигенция» в Москве собрали на одной из краудфандинговых площадок 1 млн рублей. На эти деньги владельцы частично отремонтировали старый дом с внутренним двориком. И в 2021 году открыли точку на 60 посадочных мест. Кафе работает и сегодня.

Всем участникам краудфандингового проекта владельцы предлагали взамен символические подарки. Например, фирменные футболки или дегустацию блюд.

Плюсы и минусы краудсорсинга

У краудсорсинга есть свои преимущества и недостатки. Этот метод поможет бизнесу:

Сэкономить деньги. В большинстве случаев для проектов привлекают добровольцев, заинтересованных потребителей или молодых специалистов. А значит, компания может решить свою задачу, не вкладывая больших денег. 

Наладить контакт с рынком. Работа с внешними исполнителями позволяет компании отслеживать тренды, узнавать мнение большинства. Еще краудсорсинг помогает заинтересовать покупателей новым товаром до его официального выхода на рынок.

Посмотреть на бизнес свежим взглядом. Мнение людей со стороны позволяет по-новому взглянуть на продукты и процессы бизнеса, найти необычные или нетипичные для конкретной компании решения. 

У краудсорсинга есть и минусы. Многие компании не готовы использовать этот метод, поскольку им придется:

  • Раскрывать внутреннюю информацию. Не всегда можно открыть доступ к информации для большого числа пользователей. Например, при тестировании нового цифрового продукта компания не расскажет обо всех тонкостях технологии до официального запуска. Ведь идеей могут воспользоваться конкуренты.
  • Долго обрабатывать результаты. Бизнесу потребуется дополнительное время, чтобы посчитать и интерпретировать результаты краудсорсинга. Такое может позволить себе не каждая компания.
  • Столкнуться с юридическими сложностями. Иногда у бизнеса возникают проблемы с регистрацией прав на результаты краудсорсинга, если автор идеи не согласен передать ее в собственность компании.

Также краудсорсинг подойдет бизнесу не во всех случаях. Не стоит передавать внешним исполнителям задачу, для решения которой нужны:

Экспертные знания. Высококлассных специалистов сложно привлечь на бесплатный проект. Эксперты не согласятся написать уникальную программу или спроектировать промышленное здание только ради помощи бизнесу.

Глубокое погружение в задачу. Добровольцев тяжело найти для проекта, на который нужно потратить много личного времени. Например, внешние дизайнеры бесплатно могут создать логотип или слоган. Но они вряд ли станут разрабатывать всю айдентику компании. 

Примеры использования краудсорсинга в разных сферах

Разные виды краудсорсинга можно применить в любом бизнесе. Приведем несколько способов использовать ресурс внешних исполнителей и примеры, в которых компании уже реализовали эти идеи.

Строительство

Строительные компании часто проводят анкетирования и опросы. Это помогает им понять, какая недвижимость востребована, выбрать место для застройки, популярные варианты планировок и ремонта.

В опросах у потенциальных покупателей жилья обычно узнают, какая инфраструктура им важна. А также их предполагаемый бюджет и социальный статус: состоят ли в браке, имеют ли детей.

Пример

В 2024 году крупный российский застройщик ПИК проводил конкурс для подписчиков Телеграм-канала. Любой желающий мог создать AI-дом с помощью нейросетей. Компания отобрала пять лучших проектов и будет использовать их для строительства новых комплексов.

Медицина

В крупных больницах по сложным пациентам собирают врачебные консилиумы. В частных клиниках организовать консилиум возможно не всегда. Врачи медицинских центров и частной практики могут обращаться за советами к коллегам в профессиональных сообществах. Такие сайты и группы в соцсетях — тоже разновидность краудсорсинга.

Информационные технологии

В IT-сфере метод краудсорсинга часто применяют для тестирования новых продуктов. Многие приложения, игры, сайты выпускают сначала в бета-версии, чтобы пользователи смогли протестировать функции и дать обратную связь по доработке ПО. 

Пример

У Яндекса есть проект — «Охота за ошибками», где IT-корпорация предлагает за денежное вознаграждение сообщить об уязвимости системы безопасности в любом своем сервисе. Участвовать может любой пользователь.

Туризм

Среди туроператоров особенно популярны опросы и отзывы об отелях, перевозчиках, турах. Компании как собирают отзывы самостоятельно, так и пользуются сторонними сервисами.

Пример

Турагентство Coral Travel ставит оценки каждому варианту размещения на основе рекомендаций клиентов. О каждой гостинице можно прочитать отзывы на сайте или в популярных туристических агрегаторах.

Как запустить краудсорсинг: пошаговая инструкция

1. Поставьте задачу. Определите, какой результат вы хотите получить: доработать продукт, разработать новую концепцию или узнать экспертное мнение. От этого зависит выбор вида краудсорсинга, который вам подойдет.

2. Подготовьтесь к проекту. Подготовьте материалы для краудсорсингового проекта. Если хотите организовать опрос — создайте заранее опросную форму. Анкетирования и исследования можно провести на платформе Яндекс Взгляд, в Google Формах, с помощью онлайн-сервисов «Анкетолог» или Oprosso.

Если вам нужно собрать идеи и предложения, создайте страницу на официальном сайте или отдельный лендинг краудсорсингового проекта. Опишите подробно сроки, требования к работе и бонусы, которые получат участники. 

Если вы предлагаете участникам протестировать или доработать ваш продукт, предоставьте доступы исполнителям во внутренние аккаунты. Например, откройте программный код или создайте страницу с общим доступом в графическом редакторе.

3. Найдите участников. Опубликуйте информацию о краудсорсинговом проекте в открытых источниках, через которые получится привлечь нужную аудиторию.

Так, собрать мнение о продукте можно в собственных соцсетях, а привлечь специалистов для творческой работы — через профессиональные Телеграм-каналы.

Для краудфандинга действуют специальные платформы. Наиболее популярны planeta и boomstarter. На площадках можно разместить информацию о проекте и открыть сбор средств. Если посетителям понравится ваша идея, они перечислят деньги безвозмездно.

4. Соберите и обработайте информацию. Получите и сохраните ответы участников. Для удобства можно завести отдельный электронный ящик, куда исполнители будут присылать идеи и предложения.

Проверьте ответы на корректность и повторы, отсортируйте данные. Выберете самые подходящие идеи и лучшие работы.

5. Дайте участникам обратную связь. Объявите результаты проекта. Вручите призы или денежное вознаграждение авторам лучших идей или победителям конкурса.

Даже если ваш краудсорсинговый проект не предусматривал бонусов для исполнителей — опубликуйте его итоги, чтобы показать участникам, что вы обработали все ответы.

6. Внедрите результаты. Используйте выбранные идеи для запуска проекта или доработки продукта.

Коротко

  • Краудсорсинг — это делегирование задач внешним участникам. Так, посторонние люди могут улучшить продукт компании, пройти опрос или перечислить деньги.
  • С помощью краудсорсинга можно рассказать больше о продукте, узнать мнение потенциальных клиентов, получить необычное решение проблемы. Но этот метод редко используют для сложных экспертных задач. 
  • Модель краудсорсинга применима практически в любом бизнесе, но особенно популярна в IT, ретейле и сфере услуг.
  • Чтобы удачно запустить краудсорсинговый проект, нужно уделить внимание подготовке: поставить задачу, создать опросные формы или материалы для работы, найти участников. После работы исполнителей над проектом нужно выделить ресурс на обработку информации, подвести итоги и внедрить улучшения.  
#Краудфандинг

Читайте также

0

Поговорим про женское предпринимательство

Женщины-предприниматели в российском бизнесе продолжают активно занимать свои ниши. По данным Минэкономразвития, на середину ...

7 марта 2024

0

ВТБ принимает участие в Московской неделе предпринимательства

Московская неделя предпринимательства стартует 16 мая. Московский предпринимательский форум станет ключевым мероприятием недели. ...

15 мая 2024

0

Управление бизнес-процессами: что это и как улучшить работу компании

Бизнес-процессы существуют в компаниях любого размера, а также у самозанятых. Например, в небольшой кофейне бизнес-процессом ...

30 мая 2025

0

7 важных шагов начинающего предпринимателя в онлайн-среде: развиваем бизнес вместе с мобильным банком

Каждый предприниматель мечтает выйти на рынок быстро и эффективно, учитывая условия высокой конкуренции и стремительно ...

19 июня 2025