0

Как организовать конкурс среди покупателей: юридические и маркетинговые тонкости

user-pic
Ближе к делу

Команда информационно-обучающего портала

В этой статье
Что такое публичный конкурсПравила проведения конкурсаКак продвигать конкурсВручение призов и налоги

Опубликовано: 31.08.2023

С помощью конкурса можно: повысить лояльность покупателей к бренду, увеличить число продаж и узнаваемость, привести новых покупателей.

Но сейчас конкурсы регулируют десятки законов и правовых норм, поэтому нарваться на штраф не так уж сложно. Рассказываем, как организовать конкурс юридически грамотно и получить одобрение покупателей. 

Что такое публичный конкурс

Любой конкурс — это соревнование за первенство в интеллектуальных, творческих, спортивных и других достижениях. Как правило, итоги конкурса подводятся на основании мнений жюри, судей или опирается на голосование зрителей.

Конкурс, который проводят для привлечения новой аудитории, называется публичным. Организатором такого конкурса может стать любая компания. 

Для проведения публичного конкурса есть три обязательных условия: 

  1. о проведении конкурса должно быть объявлено на публичных площадках: в онлайн-блоге, социальных сетях или СМИ;
  2. после проведения конкурса победитель должен получить вознаграждение;
  3. конкурс должен быть направлен на достижение общественно полезных целей.

Если с первыми двумя пунктами всё понятно, то третий вызывает вопросы: мы часто видим публичные конкурсы, но не всегда их полезное действие очевидно. В этом пункте допускается указание любых целей, кроме получения финансовой выгоды. Например, развитие творческих или интеллектуальных способностей участников. 

Согласно Статье 1057 ГК РФ, публичный конкурс может быть закрытым и открытым. В первом случае конкурс проводится среди определённого круга лиц, например, среди Ваших постоянных покупателей, и не получает широкой огласки, но повышает лояльность к компании. Во втором случае о проведении конкурса сообщается в СМИ, рекламных листовках и соцсетях — мы получаем наибольший охват потенциальной целевой аудитории и повышаем узнаваемость бренда. 

Правила проведения конкурса

Конкурс должен быть прозрачным.  ГК РФ рекомендует при проведении конкурса указывать следующие сведения:

  • критерии и порядок оценки результатов работ участников или других достижений;
  • место, срок и форму предоставления работ организаторам;
  • форму и размер приза;
  • дату завершения конкурса;
  • время и место объявления результатов. 

Вы можете сформулировать дополнительные правила, которые обезопасят Вас от мошенничества. Например, порядок исключения из конкурса участников за нарушение правил.

Все сведения должны быть доступны покупателю. В телевизионной и уличной рекламе правила и сроки проведения конкурсов обычно указаны мелким шрифтом под сноской. В радиорекламе используется универсальная формулировка из закона «О Рекламе»: «Сроки проведения конкурса, информация об организаторе, правилах его проведения, количестве призов, сроках, месте и порядке их получения размещены на сайте: компания.ру». При проведении конкурса на сайте Вы можете загрузить файл с условиями и сделать его доступным для скачивания. 

Пример объявления о проведении публичного конкурса сети товаров для творчества «Леонардо». На макете заявлен призовой фонд, указан срок проведения конкурса и возраст участников. Дополнительно есть указание на сайт, где можно ознакомиться с условиями и порядком проведения конкурса

Конкурс не должен носить характер лотереи. Закон РФ запрещает проведение лотерей негосударственным организациям. За проведение лотереи предусмотрен штраф до 300 тысяч рублей. 

Как правило, для признания конкурса лотереей нужно соответствие как минимум по 2-3 пунктам. Но если Вы запускаете конкурс на большую аудиторию, рекомендуем заранее обратиться в Федеральную налоговую службу с просьбой проверить конкурсные условия.

Как продвигать конкурс

Лучший двигатель — это реклама. Но важно соблюдать правила, чтобы не получить штраф в размере до 500 тысяч рублей.

Всё, что касается рекламных объявлений, регулируется «Федеральным законом “О рекламе”». В нём прописаны правила проведения рекламных компаний разных форматов. Мы расскажем об общих требованиях к рекламе публичных конкурсов.

В рекламе необходимо указать:

  • информацию об организаторе;
  • условия проведения конкурса;
  • информацию о призах и их количестве; 
  • сроки и место проведения конкурса;
  • дату и место объявления результатов;
  • или источник, где можно прочитать полную информацию о конкурсе.

Реклама не должна содержать информацию, которая может ввести в заблуждение и быть неправильно истолкована: например, обещания выигрыша каждому участнику. А также в рекламе не допускается дискриминация любых социальных групп.

Вручение призов и налоги

После конкурса надо вручить призы и заплатить налог. Любая награда дороже 4000 рублей облагается государственным налогом в размере 35%.

Есть два варианта уплаты налога:

Налог оплачивает победитель. Вы можете возложить уплату налога на победителя конкурса. Тогда это нужно заранее прописать в условиях, а после вручения приза подробно объяснить, когда и куда подавать декларацию.

Налог оплачивает организатор. Если организатор берёт уплату налога на себя, то это необходимо сделать в течение двух дней после оглашения результатов. Этот вариант кажется более справедливым в отношении участников розыгрыша, — победитель получает приз в чистом виде, без дополнительных действий и трат. 
Проведение конкурса требует хорошей первоначальной подготовки — важно учесть его цели, форму, продумать призы и сроки, обойти запреты на рекламу и уплатить налог. Тем не менее он остаётся рабочим способом привлечения новых клиентов и повышения лояльности.

#Привлечение клиентов

Читайте также

0

Преимущества, которые может дать франчайзинг

Франчайзинг – это разновидность коммерческих взаимоотношений между рыночными субъектами, суть которых заключается в ...

9 апреля 2020

0

Что такое квиз-маркетинг и как он помогает увеличить прибыль

Вовлечение людей в различные активности бренда — это один из способов установить эмоциональную связь с вашими продуктами. Если ...

21 ноября 2024

0

Что такое CAC или стоимость привлечения клиента

Метрика CAC (Customer Acquisition Cost — «Стоимость привлечения клиента») показывает, сколько денег компания потратила на ...

11 июня 2024

0

Продающий пост: миф или реальность. Как написать так, чтобы у тебя покупали 

Ко мне как к маркетологу часто приходят клиенты с запросом сделать что-то «продающее»: сайт, дизайн или текст. Предлагаю ...

16 июня 2023