Опубликовано: 29.09.2021
В сентябре этого года ФНС разработала новый налоговый режим для малого бизнеса. Он позволит сделать бизнес более открытым для инспекций и банков. Возможные плюсы и минусы для предпринимателей разберем в статье.
Новый налоговый режим, по данным “Ведомостей”, фактически освобождает предпринимателей от бухгалтерского и налогового учета, а также от подачи отчетности по НДФЛ и страховым взносам. Это удобно, но для бизнеса, возможно, будут не только плюсы. Но обо всем по порядку.
Концепция нового режима налогообложения
Новым налоговым режимом, как ожидается, смогут воспользоваться представители малого бизнеса на УСН. Скорее всего, это будет довольно узкая категория предпринимателей – с численностью до пяти работников и выручкой до 60 млн руб. в год. В исходном законопроекте пока нет ограничений по видам деятельности.
В новом налоговом режиме компании будут освобождены от взносов на пенсионное, социальное и медицинское страхование за себя (ИП) и сотрудников. Компенсировать это ФНС решила с помощью увеличения налоговой нагрузки. Так, для бизнеса с режимом УСН «доходы» ставка увеличится с 6% до 8%, с режимом «доходы минус расходы» – с 15 до 20%. Планируется, что минимальный уровень налога для компаний с режимом «доходы минус расходы» повысят с 1% до 3% от годовой выручки.
Предпринимателей на новом налоговом режиме фактически освободят от необходимости ведения бухгалтерии и сдачи отчетности. Инспекция будет самостоятельно рассчитывать налог, используя информацию об оборотах компании напрямую от банков и контрольно-кассовой техники (ККТ). Таким образом, расходами будут считать только операции по расчетным счетам или зафиксированные ККТ.
Зарплаты сотрудникам больше не смогут выдавать наличными – нужно рассчитываться только через банк. Исчислять, удерживать и перечислять НДФЛ за сотрудников будет банк без участия предпринимателя.
Пока в ФНС не определились с длительностью налогового периода (до этого обсуждалась возможность его сокращения до одного месяца). Напомним, что сейчас налог на УСН уплачивают один раз в 3 месяца, а отчетность подают один раз в год.
Зачем это ФНС
Сейчас наблюдается устойчивый тренд на сокращение оборота наличных денег и доминирование безналичных платежей. Уже и в небольших городах в большинстве магазинов оплата с помощью смартфона никого не удивляет, а наличными пользуются все меньше. При этом, чем больше компания проводит безналичных платежей, тем прозрачнее ее доходы для инспекции.
С новым налоговым режимом предприниматели должны будут проводить все расчеты через банк, поэтому их доходы и расходы станут полностью “белыми”. В этом ФНС видит часть решения проблемы с недобором налогов от микро- и малого бизнеса. При этом сейчас только на режиме самозанятых недобираются суммы в десятки миллиардов рублей. По данным РБК, в конце 2020 года 14,5 млн. человек работали неофициально, и 13,4 млн. из них попадают под критерии самозанятости, хотя официально зарегистрировано в России только 2,4 млн. самозанятых.
Зачем это бизнесу
Сейчас от бухгалтерского и налогового учета освобождены только компании, которые работают на ПСН (патентной системе налогообложения), а также самозанятые. Новый налоговый режим даст эту возможность малому бизнесу на УСН. Расчетом налога может заниматься сама инспекция. В таком случае компаниям не нужно самостоятельно вести учет и сдавать отчётность.
Так можно значительно упростить бухгалтерию и снять с себя дополнительные расходы на ее обеспечение. Сейчас даже микропредприятиям нужно иметь бухгалтера и заполнять до 17 видов отчетов. За несдачу отчетности вовремя или сдачу ее в неправильной форме можно получить штраф.
Потенциальные минусы для предпринимателей
Однако не все так просто. Помимо плюсов, новый налоговый режим потенциально может принести и сложности, которые будут особенно актуальны для микробизнеса.
В первую очередь, отмена страховых взносов за счет увеличения налоговой нагрузки может подойти не всем. Например, это будет менее выгодно компаниям с небольшим штатом или не имеющим сотрудников (нет сотрудников – нет и страховых взносов за них).
А перевод всех платежей в онлайн (через расчетный счет или с использованием ККТ) может сделать невозможным учет в расходах наличных операций. Здесь могут вырасти и расходы на банкинг. Уже сейчас малый бизнес перечисляет банкам около 2% от каждого безналичного платежа. Часть экспертов прогнозирует, что активное задействование банков в расчетах и выполнение ими функций налогового агента при новом налоговом режиме могут повлиять на стоимость банковских услуг для бизнеса.
Сейчас все выглядит так, что новый налоговый режим, скорее всего, подойдет предпринимателям, которые работают только “в белую”, а наиболее выгодным экономически он будет для компаний с большим штатом сотрудников. При этом любой бизнес при переходе на него может стать практически прозрачным для инспекций и банков. Поэтому если новый налоговый режим введут в тех же базовых формулировках, что и сейчас, то он может, напротив, оказаться маловостребованным.
Не исключено, что по этой причине ФНС может пересмотреть условия для бизнеса уже при прохождении законопроекта о новом налоговом режиме в Госдуме. Но это покажет время.