0

Коммерческая тайна: что это и какие сведения помогает защитить

Поделиться

Опубликовано: 16.10.2025
user-pic

Ближе к делу

Команда информационно-обучающего портала

Утечка данных может привести к потере клиентов, упущенной прибыли и даже банкротству. В статье расскажем, как защитить ценную информацию — будь то уникальные рецепты, коммерческие стратегии или секреты производства.

Что такое коммерческая тайна

Коммерческая тайна — это особый режим защиты важной информации. Той, которая дает компании преимущество перед конкурентами. Организации охраняют такие данные, потому что их разглашение может нанести ущерб бизнесу. В России коммерческую тайну регулирует ФЗ № 98-ФЗ

Пример. В ресторане фирменный салат пользуется огромным спросом, клиенты часто заказывают его и пишут восторженные отзывы. У конкурентов не получается повторить рецепт, потому что ресторан сделал его коммерческой тайной и заключил с сотрудниками соглашения о неразглашении.

Режим коммерческой тайны помогает:

Привлечь к ответственности нарушителей. Если официально не оформить коммерческую тайну, то сотрудника или контрагента нельзя юридически наказать за разглашение. А суды не примут иск, если компания не доказала, что приняла меры по защите.

Получить материальную компенсацию. С режимом коммерческой тайны можно возместить убытки и запретить использовать украденные данные. Так, можно получить до 5 миллионов рублей (ст. 1472 ГК). А по ст. 12 ФЗ № 98-ФЗ нет верхнего предела — компенсация равна доказанному ущербу. 

Пример. Программист увольнялся с работы и продал конкурентам исходный код компьютерной игры. Они сразу выпустили украденную игру на рынок. Компания подала в суд. 

Доказательство кражи — оформленный режим коммерческой тайны и факт копирования кода в последний рабочий день программиста. Компания выиграла 10 миллионов рублей на возмещение убытков. 

Защитить тайну от шпионажа. Конкуренты не смогут легально использовать украденные секреты. Утечка данных при установленном режиме коммерческой тайны — уголовное преступление (ст. 183 УК РФ).

Что относится к коммерческой тайне

Любая информация может стать коммерческой тайной, если она напрямую связана с бизнесом и принадлежит ему. Например, для завода — это чертеж нового станка, которые разработали его инженеры.

Чаще всего к коммерческой тайне относят:

  • технологии и ноу-хау производства;
  • рецепты;
  • финансовые показатели и стратегии ценообразования;
  • базы данных клиентов и поставщиков;
  • маркетинговые планы и аналитика рынка;
  • патентные заявки до публикации.

Что не относится к коммерческой тайне

Коммерческая тайна не может содержать:

  • учредительные документы: устав, свидетельства ОГРН/ИНН;
  • данные о регистрации компании;
  • сведения о количестве сотрудников и условиях труда;
  • информацию о нарушениях закона и экологических проблемах;
  • данные о зарплатах руководства — для госпредприятий;
  • данные по антикоррупционному законодательству № 273-ФЗ;
  • информацию по ФЗ № 115-ФЗ . Банки обязаны раскрывать информацию о подозрительных операциях, сведения для налоговых органов;
  • любую информацию, которую компания обязана раскрывать по закону. Например, данные о директоре и учредителях должны быть в ЕГРЮЛ и открыты для проверки по ФЗ № 129-ФЗ.

Также компании нельзя засекретить государственную тайну. Перечень, что относится к гостайне, можно посмотреть в ст. 5 закона «О государственной тайне».

Отличия коммерческой тайны от конфиденциальной информации


Коммерческая тайна

Конфиденциальная информация

Что включает

Секреты компании, которые помогают ей получать доход. 

Например, уникальные рецепты, база клиентов.

Любую информацию, которую по действующим законам или договорам нельзя разглашать. 

Например, персональные данные по ФЗ 152-ФЗ:

• паспортные данные;

• номера телефонов;

• ИНН, СНИЛС сотрудников.

Кто устанавливает секретность

Компания или ИП

Правительство РФ устанавливает, как хранить конфиденциальную информацию.

Например, в законе «О персональных данных» 152-ФЗ.

Как защищается

Компания должна сама установить правила, как хранить эти секреты. 

Например, предоставлять доступ к секретной информации только определенным сотрудникам или шифровать данные.

Разные виды конфиденциальной информации защищают конкретные законы. 

Например, врачебную тайну регулирует 323-ФЗ и запрещает:

• разглашать диагнозы без согласия;

• передавать медицинские карты третьим лицам.

Что будет, если раскроют

Компания потеряет деньги или позиции на рынке. Человека, который раскрыл тайну, могут:

• оштрафовать; 

• уволить;

• привлечь к уголовной ответственности.

Зависит от того, какая именно информация была раскрыта. 

Например:

• за разглашение персональных данных (ст. 13.11 КоАП РФ) — до 500 000 рублей для должностных лиц;

• за раскрытие врачебной тайны (ст. 13.14 КоАП РФ) — до 50 000 рублей для врача.

Как установить режим коммерческой тайны

Шаг 1. Разработайте перечень информации, которая будет засекречена, и назначьте ответственных сотрудников.

Шаг 2. Разработайте и утвердите положение о коммерческой тайне. 

В положении укажите:

  • кто имеет доступ и как его получить; 
  • где хранится информация, например, в сейфе или на флешке;
  • как передаются документы. Например, только с письменного разрешения директора и под запись в журнал.

Ознакомьте под подпись всех, кто будет работать с секретной информацией. 

Шаг 3. Ведите учет всех сотрудников, которые получают доступ к секретной информации:

  • за бумажные документы и флешки работники расписываются в журнале, когда получают и возвращают носители информации;
  • если коммерческая тайна хранится на компьютере, то сообщайте сотруднику пароль и разрешайте доступ под подпись в журнале.

Пример журнала для учета коммерческой тайны:

image

Шаг 4. Закрепите обязательства о неразглашении и ответственность за нарушение:

Важно. Без этого информация не будет защищена, и виновных в утечке не получится привлечь к ответственности (ст. 10 № 98-ФЗ).

Шаг 5. На всех носителях ставьте гриф «Коммерческая тайна» и указывайте: 

  • полное название компании или ФИО предпринимателя;
  • местонахождение.
image

Примеры разглашения коммерческой тайны

Разглашение секретной информации может произойти как умышленно, так и по неосторожности.

  • Утечка через сотрудников. Работник по невнимательности отправил конфиденциальные документы постороннему лицу. Или в социальных сетях рассказал о деталях рекламной кампании, которую только готовят.
  • Утечка через партнеров и подрядчиков. IT-специалист умышленно скопировал базу данных компании для личного использования. Или бухгалтерия на аутсорсе по невнимательности раскрыла финансовые показатели организации конкурентам.
  • Технические утечки. Хакеры взломали аккаунт финансового директора и скачали все коммерческие предложения. Через неделю конкуренты сделали клиентам аналогичные оферты, но на 10% дешевле.
  • Промышленный шпионаж. Конкуренты устроили в IT-отдел «стажера», который за 3 месяца скопировал исходный код ПО и исчез. Через полгода на рынке появился аналогичный продукт. 

Меры по защите коммерческой тайны

1. Разъясните сотрудникам правила работы с конфиденциальной информацией. Хотя в трудовом договоре прописано «не разглашать коммерческую тайну», люди не всегда понимают, что это значит на практике. Поэтому стоит четко проговорить с сотрудниками, что можно делать с конфиденциальными данными, а что нельзя. Так вы поможете сотрудникам лучше понять принципы, а себя защитите от случайной утечки.

Обучение персонала в организации: ключевые стратегии и методы

2. Объясните, как действовать при попытках шпионажа или утечках. Сотрудники должны:

  • При попытке шпионажа или шантажа немедленно уведомить руководство и полицию. Например, когда угрожает злоумышленник и требует передать чертежи нового оборудования.
  • При утечке данных или утере носителей нужно срочно сообщить об этом руководству. Например, если пропал ноутбук с базой клиентов, случайно отправили документ не тому адресату, заметили обсуждение секретов в публичном чате.

3. Проводите проверки журналов и электронных носителей 1–2 раза в год. Обращайте внимание, кто и когда получал доступ к важной информации, нет ли подозрительных действий. Убедитесь, что все важные флешки, жесткие диски и другие устройства находятся в компании.

4. Используйте технические меры защиты. Если секретная информация хранится в электронном виде, то назначьте ответственного IT-специалиста или поручите это аутсорсинговой компании. 

Примеры мер защиты:

  • настроить многоуровневую авторизацию. Пользователь должен ввести пароль и код, полученный на электронную почту;
  • установить системы защиты от утечек Data Loss Prevention (DLP);
  • использовать шифрование для электронных документов, например, AES, RSA;
  • установить систему Information Rights Management (IRM). Она управляет правами доступа к документам. Можно установить, кому и на какой срок доступны просмотр, редактирование и копирование.

Ответственность за разглашение

За раскрытие коммерческой тайны предусмотрены следующие виды ответственности:

Дисциплинарная. К ней относится замечание, выговор или увольнение (ст. 192 ТК). Работодатель может применить такие меры к сотрудникам, когда:

  • работник случайно нарушил режим коммерческой тайны;
  • ущерб компании незначительный;
  • нет злого умысла.

Административная. Штраф по ст. 13.14 КоАП

  • для граждан — 500–1000 рублей;
  • должностных лиц — 4000–5000 рублей;
  • на юридических — 100 000–200 000 рублей.

Применяется госорганами, когда:

  • разглашение информации не причинило крупный ущерб для бизнеса;
  • нет признаков преступления.

Материальная. Через суд возможно полностью возместить убытки (ст. 1472 ГК РФ).

Такая ответственность наступает, когда:

  • доказан прямой ущерб компании;
  • установили вину конкретного сотрудника;
  • размер ущерба можно точно рассчитать.

Также суд может запретить использовать украденную информацию, обязать уничтожить все копии. А еще отозвать продукт, который создали с помощью ворованных данных.

Уголовная. Решение о наказании принимает суд (ст. 183 УК РФ): 

  • штраф до 1 миллиона рублей; 
  • исправительные работы до 2 лет; 
  • лишение свободы до 5 лет.

Уголовная ответственность наступает, если:

  • разглашение совершено умышленно;
  • причинили ущерб от 1 миллиона рублей;
  • действия совершили из корыстных побуждений.

Коротко

  1. Коммерческая тайна — это бизнес-секреты, которые напрямую относятся к деятельности бизнеса.
  2. Режим коммерческой тайны помогает защитить секреты компании от безнаказанных утечек.
  3. Секретной информацией могут быть чертежи, технологии, клиентские базы, финансы. Любые ценные и недоступные для конкурентов сведения.
  4. Не относятся к тайне открытые данные, учредительные документы и информация о нарушениях закона.
  5. Чтобы установить режим коммерческой тайны, необходимо выпустить положение, назначить ответственных. А также перечислить секретные сведения, создать инструкции и маркировку носителей.
  6. За разглашение грозят штрафы до пяти миллионов рублей и даже уголовная ответственность.

0

user-pic

Ближе к делу

Команда информационно-обучающего портала